Ценовая политика является очень важной частью общей стратегии предприятия, так как влияет на величину выручки и прибыли, жизнеспособность предприятия, а также на структуру производства, долю фирмы на рынке.
Цена является важным инструментом маркетинга предприятия и действует в тесной взаимосвязи с другими его элементами.
Совершенствование ценовой политики обычно связано с введением систем скидок на продукцию, работы, услуги предприятия. Данный шаг не требует дополнительных затрат и способствует увеличению физических объемов производства и реализации и, в конечном итоге, приросту прибыли.
Пример. Рассчитать эффективность от внедрения мероприятий по совершенствованию системы скидок торгового предприятия.
Таблица 3.10
Расчет дополнительного объема реализации работ, услуг, продукции за счет внедрения системы скидок
|
Наименование работ, услуг, товаров | Величина скидки | Количество единиц (кг) | Цена единицы продукции (услуг), руб. | Объем реализации, тыс. руб. | Изм. Объема реал. +, - | |||
| до провед. мер. | после провед. мер. | до провед. мер. (без.скид) | после провед. мер. (со скид) | до провед. мер. | после провед мер. | |||
| продукция А Б В Г | 2% 2% 3% 2,5% | 100 1200 970 640 | 150 1160 1230 710 | 710 560 610 670 | 696 545 592 653 | 71,0 672,0 591,7 428,8 | 104,4 632,2 728,2 463,6 | +33,4 -39,8 +136,5 +34,8 |
| Итого | 1763,5 | 1928,4 | +164,9 | |||||
| Прибыль на 1 рубль реализации |
| 0,2 | ||||||

Однако, на ценовую политику предприятия влияет множество факторов, таких как объем товарного рынка, эластичность спроса, затраты и другие факторы. Поэтому размеры скидок должны быть обоснованы экономическими расчетами.
Пример. Рассчитать при какой величине эластичности спроса по цене прибыль сохранится на прежнем уровне при снижении цены на 10%.
Таблица 3.11
| Показатели | Ед. изм. | Величина показателя |
1. Прибыль от продажи единицы
продукции ( )
2. Себестоимость единицы продукции ( )
3. Размер скидки ( )
4. Доля переменных затрат в полной
себестоимости продукции ( )
5. Объем реализации продукции ( )
6. Цена единицы продукции ( )
| руб. руб. % шт. руб. | 150,0 2300,0 10 0,8 1000 2450,0 |
Формула для определения увеличения физического объема в процентном отношении, необходимого для сохранения прибыли, будет иметь вид:
, (3.39)
где
- разница между базовой ценой и сниженной, руб.
Формула для исчисления величины коэффициента эластичности спроса по цене:
(3.40)
Тогда для нашего примера:


В этом случае прирост объема реализации составит:


Если же по данным маркетинговых исследований предприятие за счет введения данной скидки планирует получить прирост объема на 7%, то текущий (годовой) экономический эффект может быть рассчитан следующим образом:
, (3.41)
где
- планируемый процент увеличения объема реализации.
Чистый прирост объема составит:
(3.42)
В нашем примере:


Прирост прибыли составит:

Снижение себестоимости за счет увеличения объемов производства и снижения уровня постоянных расходов:
(3.43)
(3.44)
Следовательно:

Таким образом, текущий (годовой) экономический эффект составит:
Э т
(3.45)
Э т 
К ценообразованию с ориентацией на конкуренцию относится тендерное ценообразование. Этот метод используется в тех случаях, когда несколько фирм конкурируют в борьбе за получение контракта. Наиболее часто это происходит, когда фирма участвует в объявляемых правительством тендерах.
Пример. * Правительство пригласило мебельную фабрику «Заря» принять участие в торгах на размещение 1 тыс. школьных парт. Парты должны быть поставлены через 2 мес. после выдачи заказа.
Переменные затраты на единицу изделия составляют 50 руб., постоянные затраты равны 60 руб. Фабрика «Заря» использует 55 % своих производственных мощностей, выпускает 3 тыс. парт ежемесячно и продает их магазинам по цене 190 руб. Так как фабрика работает с неполной загрузкой мощностей, то она заинтересована выиграть заказ. Основные каналы сбыта ее товаров – магазины, сеть дилеров – в настоящее время обеспечивают ей получение необходимой прибыли, поэтому ей нет необходимости предлагать на торгах «цену на выживание», т.е. крайне низкую. Цель ее участия в торгах – максимизация своей прибыли благодаря получению заказа.
Правительство хочет приобрести школьные парты по цене на 20 % ниже рыночной цены. Значит, верхний предел цены предложения для фабрики «Заря» составит 152 руб. (0,8
190 руб.), нижний предел – 50 руб. (переменные затраты).
Прибыль при различных возможных уровнях цен на заказ 1000 парт приведена в таблице 3.12.
Таблица 3.12
)
2. Себестоимость единицы продукции (
)
3. Размер скидки (
)
4. Доля переменных затрат в полной
себестоимости продукции (
)
5. Объем реализации продукции (
)
6. Цена единицы продукции (
)






