К сдаче кандидатского экзамена по курсу
«История и философия науки»
1. Философия, наука и философия науки. Гносеологический, эпистемологический и методологический смысл понятия «философия науки».
2. Человеческое бытие и определение необходимости гносеологического акта в деятельности потока сознания.
3. Научная истина – что это такое? Субъект-объектное отношение и основная проблема теории познания и философии науки.
4. Сознание, самосознание и требование познания и самопознания. Сущность сознания и истина познания.
5. Наука и философия техники: «постав» и «отрешенность» (по Хайдеггеру).
6. Научное и вненаучное мышление:скользящая граница.
7. Наука и осмысление. О невозможности материалистического разрешения гносеологического вопроса возможности науки. Выходы из тупика (перечислить историко-философские пути выхода).
8. Платоново-эйдоническая установка на познание истины бытия. Материальное и идеальное. Реализм и номинализм Познание как воспоминание единого в единичном. Человеческая душа и ее тело.
|
|
9. От объективности истины к ее «несомненности» (Р.Декарт), ее «общезначимости» (И.Кант), ее «очевидности» (Э.Гуссерль) и ее «свободе» (М.Хайдеггер).
10. Философское воззрение на науку Нового времени. Эмпиризм и рационализм. Ф.Бэкон и Р.Декарт. Декартовская методическая установка на познание и критерий истинности.
11. О научной несостоятельности эмпиризма и абстрактной отвлеченности рационализма от живой человеческой жизни: общий взгляд.
12. Несомненность причинности и онтологическое доказательство существования Бога как единственной возможности оправдания соответствия мыслимого и реально существующего, «протяженного».
13. Математический характер научной истины и заблуждение как вина воли.
14. Три рода познания Б.Спинозы и спинозовский нравственный идеал.
15. Монадология Лейбница как принцип и философское основание научного познания: истины разума, истины факта и принцип достаточного основания. Предустановленная гармония.
16. Блез Паскаль и проблема познания: «порядок разума» и «порядок сердца». Наука, философия и живая Вера: о невозможности научно обосновать духовно-нравственный смысл человеческого существования.
17. Возникновение критико-трансцендентальной гносеологии Канта и проблема «вещи в себе»: почему и как она возможна?
18. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?
19. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.
|
|
20. Система трансцендентального идеализма Шеллинга и возникновение гегелевского диалектического метода познания.
21. Гегелевское понимание конкретности истины познания и историческая критика «диалектического разума».
22. Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К.Поппера и Вл.Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания?
23. От гегелевского панлогизма к позитивизму и экзистенциализму как двум предельно крайним течениям в определениях человеческого бытия. От Л.Фейербаха, К.Маркса и А.Шопенгауэра к Фр.Ницше.
24. Карл Маркс и Серен Кьеркегор: к проблеме постижения истины живой человеческой реальности.
25. Смена гносеологических парадигм и возникновение «феноменологического движения» в философии науки: от Франца Брентано (1838–1917) к Эдмонду Гуссерлю (1859–1938) и Максу Шелеру (1874–1928).
26. Две установки в феноменологическом познании истины и попытка их «снятия» в онтологии Мартина Хайдеггера (1889-1976).
27. Проблема сознания: знание и понимание. Герменевтика как искусство понимания другого.
28. Дискуссии о герменевтике: Г.Гадамер, Ю.Хабермас и др. Почему у М.Хайдеггера «наука не мыслит»?
29. Смысл онтологического постижения действительности и решение проблемы разума в его противопоставленности рассудку на экзистенциальном уровне. Мартин Бубер и антропологическая проблема.
30. Наука, религия и современные проблемы диалога культур.
31. Истина и правда повседневности.
32. Искусство и понимание: сотворение смысла.
33. Метод и методология. Классификация методов.
34. Общенаучные методы эмпирического исследования.
35. Общенаучные методы теоретического познания.
36. Общелогические методы и приемы исследования.
37. Понимание и объяснение.
38. Глобальные революции и смена типов научной рациональности: от античности до современности.
39. Наука и этика, или о духовном кризисе европейской культуры.
40. Метафизика психической жизни. Сознание и психика.
41. Метафизика в логической сфере и причина упадка проблемы сознания. Сознание и «душа».
42. Метафизика экономической жизни и проблема определения понятия «общественной собственности».
43. Самодеятельность как творческий акт свободы в экономической сфере жизни людей.
44. Решение Марксовой проблемы отчуждения человека от самого себя. Истина «общественного» и истина «коллективного».
45. Философия правосознания и проблема кантовской этики.
46. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.
47. Метафизика свободы и демократия.
48. Понятие права у Канта и Гегеля с точек зрения русской традиции и современности.
49. Метафизика проблемы духовности и культуры в целом.
50. Природа науки и роль истории науки: на пути к нормальной науке (по Томасу Куну).
51. Нормальная наука как решение головоломок. Приоритет парадигм.
52. Аномалия и возникновение научных открытий.
53. Кризис и возникновение научных теорий. Реакция на кризис.
54. Природа и необходимость научных революций. Революции как изменение взгляда на мир.
55. Научно-технический прогресс и духовный кризис современной технотронной цивилизации. Возможный выход из исторического тупика. Информативно-«кнопочное» мышление и превращение человека в бездушный компьютер.
56. На что наука способна и на что она претендовать не в состоянии?
57. К истории науки: античность.
58. К истории науки: средневековье.
59. К истории науки: Новоевропейская, или классическая, наука.
60. К истории науки: неклассическая и постклассическая наука.
61. О некоторых вариантах соединения религии и научного знания (проекты христианской физики и христианской психологии).
62. Разум и нравственность, рассудок и мораль.