Особенности разработки и представления учебного материала для формирования информационного образовательного ресурса

 (2 часа)

 

План:

1. Обобщенная технология работы с информационным ресурсом.

2. Этапы разработки информационного ресурса образовательного назначения.

3. Требования к представлению текстовой и графической учебной информации.

4. Требования к постановке вопросов.

 

Основные технологические этапы работы с ИР


 


Постановка цели при работе с ИР

 

Приступая к работе с информацией, необходимо определить (поставить) цель этой работы. Цель определяет направления поиска, источники информации и методы ее получения, формы ее представления и способы распространения.

Цель информационной работы всегда состоит в приобретении и (или) распространении сведений, необходимых для осуществления конкретных действий, изменения поведения людей, принятия решений.

То, для каких действий или решений необходима информация, определяет, какие информационные материалы понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах проекта его основных параметров сэкономит ресурсы, сделает усилия более эффективными.

Пример

Разработка информационного проекта информационного ресурса открытого доступа, например, справочной базы данных. Предполагается, что применять эту информацию для конкретных действий будут не организаторы и исполнители проекта, а пользователи создаваемого ресурса.

В качестве общей цели этого проекта можно выделить: предоставление общественным организациям сведений, необходимых для эффективного поиска тематической информации путем обращения в информационные центры.

Сбор информации

Этот процесс может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации.

Для того, чтобы сориентироваться в информации без дополнительных временных затрат, полезно наметить общее направление сбора в соответствии с целью работы. Цель помогает определить основные параметры нужной информации: «широту» требуемой информации, степень детализации и глубину проработки.

Существует множество путей получения информации, среди которых:

– работа с литературным материалом;

– запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные образова0тельные организации);

– привлечение к работе консультантов или экспертов;

– поиск информации в автоматизированных информационных системах;

– поиск в ресурсах компьютерных сетей;

– собственные наблюдения.

Информационный поиск может быть

– адресный (по формальным признакам);

– семантический (по смыслу, содержанию);

– документальный; фактографический и др.

 

Выбор путей и методов получения информации, ее источников определяется конкретной ситуацией. В большинстве случаев целесообразным оказывается сочетание различных методов и источников.

Исходя из представления о желаемой информации, следует определить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация. К источникам педагогической информации можно отнести огромное количество книг, статей, специализированных автоматизированных информационных систем, электронных баз данных и т.п., данные образовательных организаций различных типов, информацию различных категорий педагогических работников.

Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации. Для некоторых практических применений существенным оказывается «статус» источника информации.

Свойства источника информации:

1. Достоверность - подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

2. Полнота - означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение «существенные» означает «существенные с точки зрения поставленной цели».

3.   Ссылки и обоснования. Информация либо берется из другого источника, либо создается. Информация может создаваться, с одной стороны, в результате собственных наблюдений или измерений, с другой стороны - путем вычислений или выводов на основе некоторой исходной информации. При этом новая информация, как правило, создается с использованием определенных методик. Сведения о происхождении приводимой информации важны для правильного ее понимания и оценки, эффективной работы с материалом. Наличие таких сведений в источнике информации позволяет оценить его достоверность и, в некоторой мере, степень его полноты.

4.   Отсутствие неоднозначности, неопределенности.

5.   Современность источника информации – предполагает оперативность и своевременность получаемых из данного источника не устаревшей информации.

6. Избыточность – если используется только один метод, один источник для получения информации, сведения могут оказаться односторонними, неполными или попросту недостоверными. Информацию следует собирать и анализировать с некоторым запасом, с превышением того объема, который непосредственно нужен для описания проблемы. Такой поход предоставит необходимую свободу при дальнейшей работе с информацией, позволит быть готовым к освещению незапланированных частных вопросов, адекватно отреагировать на внезапно возникающие предложения оппонентов или партнеров. Мера такого превышения определяется конкретной ситуацией.

7. Разумная достаточность - сбор информации необходимо ограничивать «в ширину» – с точки зрения круга источников или методов, и «в глубину» – с точки зрения степени детализации, глубины проработки вопроса. Успешность информационной работы существенным образом зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: