Средства автоматизации процессов информационного поиска

Автоматизированный поиск информации является многоступенчатым процессом, связанным с нахождением определенных ресурсов компьютерной сети, абонентской системы, требуемой Базы Данных (БД) либо Базы Знаний (БЗ), нужного информационного файла и т.д., содержащих необходимые сведения.

В глобальных компьютерных сетях для поиска используются редакторы просмотра. Они обеспечивают поиск серверов, в которых находится информация, передачу этой информации в абонентскую систему пользователя и отображение ее на экране компьютера. Для глобального поиска создаются специальные сетевые службы. Например, в сети Internet функционируют служба глобального соединения, глобальная информационная система сетевая служба Gopher.

Для поиска информации в базах данных создаются информационно-поисковые системы (ИПС). Они осуществляют поиск по заявкам пользователей. Нередко этот поиск происходит по индексам и ключевым словам. Естественно, что для поиска хранимые данные должны быть соответственно обработаны и подготовлены к этому процессу. Частным случаем ИПС является информационно-справочная система, которая в ответ на запросы выдает сведения, в явной форме отсутствующие в базе данных.

По характеру выдаваемой информации ИПС делятся на два типа.

Документальная система по заданию пользователя выдает необходимые ему документы (книги, статьи, законы, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведения об искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и другие реквизиты.

Более сложной является фактографическая ИПС. Ее задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (фактов). Поиск информации осуществляется на естественном языке. Для этих целей осуществляется индексирование документов.

Широко информационно-поисковые системы используются и в Базах Знаний (БЗ).

Обработка и систематизация

Подходы к обработке информации специфичны для конкретных ее типов и видов. Применяемые методы обработки могут предъявлять определенные требования к предыдущему этапу — сбору информации. Например, для применения статистических методов может оказаться необходимым определенное количество исходных данных. Обработка может также выявить ошибки, допущенные при сборе информации.

Техническая обработка

Некоторые типы информации требуют специальных процедур ее обработки (наиболее характерный пример – статистическая обработка количественных данных). Данные, которые возникают в результате обработки, являются исходными для последующей интерпретации.

Научная обработка

Научная обработка информации включает:

· аналитико-синтетическую обработку сообщений (см. «Некоторые подходы к проектированию информационно-педагогических модулей»);

· структурирование информации;

· свертывание (оценка социальной значимости информационного материала с одновременным снижением объема, при этом потери информативности должны быть минимальны);

· альтернативное, справочное или рекомендательное аннотирование (краткое сжатое изложение того, чему посвящена данная работа, каков основной достигнутый результат, используемые подходы и методы, применение результатов);

· реферирование (краткая передача содержания документа с включением приведенных в документе данных фактографического и фактологического характера по структуре: аналитическое описание, текст (чему посвящен материал, основные результаты в синтетическом виде, наиболее интересные и существенные данные, выводы, аналитическая характеристика автора));

· составление библиографических, реферативных, аналитических обзоров (макро-свертывание множества информационных объектов).

 

Систематизация информации

Систематизация информации — организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней. Это может быть компьютерная база данных, систематически организованная подборка первоисточников или просто таблица, содержащая результаты исследования. В результате этого этапа информация должна быть организована таким образом, чтобы обратиться к ней можно было через некоторое, возможно, весьма продолжительное время. Там, где это возможно, систематизация должна начинаться параллельно со сбором информации.

Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях (см. «Новые способы обработки педагогической информации»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: