Раздел 6 самостоятельная работа

Самостоятельная работа аспирантов является важнейшей частью подготовки молодого исследователя. Самостоятельная работа включает в себя:

- конспектирование и реферирование первоисточников (научных монографий);

- проработку учебного материала по конспектам лекций, первоисточников, рекомендованной учебной и научной литературе;

- подготовку реферата по истории науки для сдачи экзамена кандидатского минимума.

 

Работа с первоисточниками

Модуль 1

Практические задания

1. Изучите и законспектируйте работу Т. Куна «Структура научных революций». В ходе работы, используя также материалы лекций и учебной литературы, проясните следующие вопросы:

- как автор позиционирует научное направление, представителем которого является?

- как автор видит задачи историографии науки?

- какие великие поворотные пункты в истории науки он выделяет? Почему именно они привлекли его внимание?

- какой смысл автор вкладывает в понятие «Нормальная наука»?

- что понимается в работе под парадигмой?

- в чем историческое значение научных революций?

 

Модуль 2

Практические задания

1. Изучите и законспектируйте работу О.Шпенглера «Закат Европы». В ходе работы проясните следующие вопросы:

- какой смысл автор вкладывает в термины «культура» и «цивилизация»? Почему он их противопоставляет?;

- как понимание культуры и цивилизации связаны у автора с трактовкой пространственной и временной перспектив исторического процесса?

- имеет ли шпенглеровское противопоставление культуры и цивилизации методологическое значение для развития современного гуманитарного знания?

 

2. Изучите и законспектируйте работу Н. Бердяева «Смысл истории». Проясните вопросы:

- каковы основания противопоставления культуры и цивилизации у автора? (сопоставьте со шпенглеровским вариантом);

- проследите, вслед за автором, историческую линию развития гуманизма. Творчество каких ученых Бердяев считает вершиной развития гуманистических идей? Каковы основания такого выбора?

 

3. Изучите и законспектируйте «Введение к «Критике политической экономии» К. Маркса. Используя первоисточник, материалы лекций и учебной литературы, выполните следующие задания:

- сформулируйте основные положения материалистического понимания истории;

- объясните, почему учение Маркса принято называть в историко-философской традиции экономическим материализмом;

- можно ли утверждать, что на протяжении всей истории материальное производство выступает детерминантой общественного развития?

- рассмотрите веберовскую теорию факторов и сопоставьте методологические основания монистического и плюралистического подхода к решению проблемы социального детерминизма;

- возможно ли на определенных этапах истории отождествление доминант и детерминант общественного развития?

 

Порядок подготовки рефератов

        

На базе самостоятельного изучения курса по истории науки своей специальности аспирант (соискатель) готовит реферат под контролем своего научного руководителя. Избранная аспирантом (соискателем) тема реферата согласуется с научным руководителем диссертации и с кафедрой философии. Тема реферата утверждается локальным актом (приказом) организации, в которой выполняется диссертационное исследование.

Первичная проверка своевременно подготовленного реферата осуществляется научным руководителем диссертации. Последующая его проверка ведется специалистом по истории соответствующей отрасли науки или преподавателем кафедры философии и политологии, прошедшим повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки». Они предоставляют короткую рецензию на реферат, выставляют оценку по системе «зачтено – не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

 

Примерные темы рефератов по курсу «Историография»

1. Исторический метод Геродота и «прагматическая история» Фукидида.

2. История, риторика, мораль в греко-римской традиции.

3. Лукиан из Самосаты: первая попытка создания теории историописания.

4. Основы христианской хронологии истории.

5. Византийская традиция историописания.

6. Характерные черты средневекового историзма и жанры средневековой
историографии.

7. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы развития.

8. Историки итальянского Возрождения: политическая и риторическая
школы.

9. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.

 

10. Западноевропейская историография в XVII — первой половине XVIII в.

11. Русская историческая мысль в первой половине XVIII в. и «История
Российская» В.Н. Татищева.

12. «Философская история» XVIII в.

13. Западноевропейская историография в первой половине XIX в.

14. Л. фон Ранке и его критический метод.

15. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.

16. Н.М. Карамзин и «История государства Российского».

17. Исторические взгляды СМ. Соловьева.

18. К. Маркс и материалистическое понимание истории.

19. И.Г. Дройзен и его «Историка».

20. Историческая концепция и теоретико-методологические воззрения
В.О. Ключевского.

21. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского.

22. Проблемы всеобщей истории, философии истории и теории истори­ческого познания в трудах Н.И. Кареева.

23. Б. Кроче и его «Теория и история историографии».

24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.

25. Культурно-историческое направление в российской историографии.

26. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой
половины XX в. (О. Шпенглер и А.ДЖ. Тойнби).

27. Р. Дж. Коллингвуд и его «Идея истории».

28.«Методологическая революция» школы «Анналов»

29.«Новая социальная история» и историческая антропология

30.«Критический поворот» в историографии на рубеже 1980-1990-х гг.

Литература:

Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. – М.: ПЕР СЭ; СПБ.: Университетская книга, 2000.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. – СПБ., "Азбука", 2000

Беркова В.Ф. Философия и методология науки. – М.: Новое знание, 2004.

Бычков СП., Корзун В.П. Введение в отечественную историографию XX ве­ка. Омск, 2001.

Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. – М., 1998.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПБ., 1993.

Гене Б.История и историческая культура на средневековом Западе. М. 2002.

Гуревич А.Я.Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории //Собр. соч. Т.1. – М., 2000.

Зиммель Г. Избранное В 2 т.: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1996.

Историки России. XVIII-начало XX века. М., 1996.

Историография истории нового времени стран Европы и Америки. М., 1990.

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Аме­рики. М., 2000.

Историческая наука в России в XX веке, М., 1997.

К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной за­падной исторической мысли / Под ред. Б.Г Могильницкого. Томск, 1994.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. – М., 2000.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. –М.: Наука, 1980.

Конт О. Дух позитивной философии. – Ростов-на-Дону, 2003.

Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов-на-Дону, 1999.

Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. –Ростов н/Д.: "Феникс", 2002.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века. Кризис историз­ма. Томск, 2001. Вып.1.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. Учебное пособие. –М.: 1998.

Огурцов А.П. Философия науки в России: марафон с барьерами // Эпистемология и философия науки, № 1, 2004. –С. 95-113.

Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтеля. – М., 2000.

Поппер К.Р. Предложения и опровержения: Рост научного знания. –М.: ООО "Издательство АСТ": ЗАО НПП "Ермак", 2004.

Портреты историков. Время и судьбы: В 2 т. (Т.1.Отечественная история; Т2. Всеобщая история). М., 2000.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПБ., 2001.

Репина Л.П.«Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998.

Риккерт Г. Науки о природе и науки и культуре. – М: Республика, 1998.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. М., 1997.

Свасьян К.А. Становление европейской науки. – М.: Evidentis, 2002.

Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПБ: изд-во "Лань", Санкт-Петербургский МВД России, 2002.

Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник. –М., 2003

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник /Е.В. Ушаков. –М.: Издательство "Экзамен"; 2005.

Философия науки /Под. ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. –М.: Академический Проект, 2005.

Шпенглер Закат Европы. – Ростов –н /Д: "Феникс", 1998.

Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.

 






Примерные темы рефератов по курсу «История экономических учений»

1. Особенности зарождения экономической мысли Древнего Востока.

2. Основная проблематика экономической мысли Античности.

3. Основные итоги и направления экономической мысли Средневеко­вья.

4. Меркантилизм как форма генезиса экономической теории.

5. Марксизм и «Экономикс» о содержании и роли классической школы
политической экономии.

6. Роль А. Смита в развитии мировой экономической теории.

7. Д. Риккардо как лидер английской классической школы.

8. Специфика зарождения экономической мысли в России (XVI—XVIII вв.).

9. Основные итоги инаправления эволюции отечественной экономиче­ской мысли в XIX в.

 

10. Современные дискуссии о содержании и значении экономического
учения К. Маркса.

11. Предшественники маржинализма в мировой экономической литера­туре XVIII — первой половины XIX в.

12. Причины, ход и значение маржиналистской революции в экономи­ческой теории.

13. Институционализм вебленовской традиции и неоинституционализм:
сопоставление методологии, общей теории и практических выводов.

14. Австрийская и неоавстрийская школа (конец XIX—XX в.): развитие
традиции.

15. «Кейнсианская революция»: причины, содержание, итоги.

16. Основные школы кейнсианства во второй половине XX в.

17. Монетаризм как главная форма неоклассической макроэкономики.

18. Развитие неоклассической теории благосостояния в XX в.

19. Кризис экономической теории в XX в.

20. Новейшие дискуссии об экономическом наследии В.И. Ленина.

21. Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

22. Основные школы «политической экономии социализма» в СССР
(1950-1980-е гг.).

23. Борьба школ и направлений в отечественной экономической мысли
(после 1991 г.).

Литература:

Блауг М.Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994..

Блауг М. Методология экономической науки. М., 2004.

Всемирная история экономической мысли: В 6 т. / Под ред. В.Н. Черковца. М., 1987—1997.

История экономических учений (современный этап) / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998.

История экономических учений / Под ред. B.C. Автономова, О.И. Ананьи­на, Н.В. Макашевой. М., 2000.

Негиши Т.История экономической теории. М., 1995.

Селигмен Б.Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

Шумпетер Й.История экономического анализа: В 3 т. СПб., 2000.

См. также литературу  к семинару по теме 2.4.

 

5.5  Примерные темы рефератов по курсу «История социологии»

1. Проект позитивной науки об обществе: сравнительный анализ взгля­дов А. де Сен-Симона и О. Конта.

2. Влияние английской политэкономии XIX в. на развитие эволюцион­ной социологии Г. Спенсера.

3. Интеллектуальные истоки социологии Э. Дюркгейма: влияние идей Ш.Л. Монтескье и Г. Спенсера.

4. М. Вебер о методологии социальных наук.

5. Методологические взгляды Г. Зиммеля: сущность общества и методы его исследования.

6. Теории социальной дифференциации Г. Спенсера и Э. Дюркгейма: сравнительный анализ.

7. Проблема отчуждения в творчестве К.Маркса.

8. Теория социальных и экономических циклов В. Парето: основные понятия и механизмы циклических изменений.

9. Проблема стадий социетальной эволюции в трудах М.М. Ковалевского.

10. Классические истоки структурного функционализма Т. Парсона: влияние Э.Дюркгейма и Б. Малиновского.

11. Социальные обследования конца XIX – начала XX в. и формирование современных методов социальных наук.

12. П. Сорокин о социологическом и номинализме.

13. Социологические интерпретации “аномии”: от Э. Дюркгейма к Р. Мертону.

14. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» Э. Гуссерля и анализ социальных структур жизненного мира в работах А. Шюца: формирование исследовательской программы социальной феноменологии.

15. Возникновение структуралистической парадигмы в социологии: влияние культурной антропологии и лингвистики.

16. Концепция «искаженной коммуникации» в социальных науках: от З. Фрейда к Ю.сХабермасу.

17. Влияние В. Виндельбанда и Г. Риккерта на формирование современной социологической методологии.

18. Американский прагматизм и основные принципы символического интеракционизма Чикагской школы: сходство и различия.

19. Бихевиоризм Б.Ф. Скиннера и возникновение теории социального обмена.

20. Классическая социологическая традиция и формирование социальных теорий гендера.

21. Марксистские теории империализма (Р. Хильфердинг, Р. Люксембург, В.И. Ленин) и мир-системная теория И. Уоллерстайна.

22. Марксистская теория идеологии и возникновение исследовательской программы социологии знания.

23. Философия Л. Витгенштейна и современная социологическая теория.

24. Классическая эволюционная теория, неодарвинизм и перспективы социобиологии.

25. Эволюция идеи измерения в социологии: от А. Кетле к П. Лазарсфальду.

Литература:

Ананьин О.И. К вопросу о политических аспектах знания. – М., 2008.

Аристотель.Политика. Кн. 1 (А) //Соч.: В4т. Т. 4. М., 1984.

Ашин Г.К., Охотский Е.В.Курс элитологии. М., 1999.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Беккер Г., Боосов А.Современная социологическая теория. М., 1961.

Белл Д.Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогно­зирования. М., 1999.

Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М., 1984.

Бэкон Ф.О достоинстве и приумножении наук //Соч. М., 1977. Т. 1.

Вебер М.Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990.

Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М- Избр. произв. М., 1990.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Система нравственности. Первый раздел: государственное уст­ройство //Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М., 1978.

ГелбрейтДж.Новое индустриальное общество. М., 1969.

Гердер И.Г.Идеи к философии истории человечества // Избр. соч. М.—Л., 1959.

Гири, К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозре­ние. www.nlo.ru.

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. Ч. 2 (О государстве).

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000

Гроций Г. Оправе войны и мира. М., 1956.

Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолкова­нии //Политические исследования. 1993. № 6.

Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследова­ния. М., 1996.

Дилътей В. Сущность философии. М., 2001.

Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э.Самоубийство. М., 1998.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Зборовский Г.Е. История социологии. М., 2004.

Зборовский Г.Е.Общая социология. М., 2004.

Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004.

Зомбарт В.Буржуа. М., 1924. История теоретической социологии: В 4 т. Т. 1. М., 1997. Т. 2. М., 1998. Т. 3. М., 1998. Т. 4. СПб., 2000.

Ильин И.П.Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция науч­ного мифа. М., 1998.

Кант И.Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.:В 6 т. М., 1966. Т. 6.

Конт О.Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19—20 веков: Хрестоматия. М., 1994

Кочеврин Ю.Б.Эволюция менеджеризма (опыт политико-экономического анализа). М., 1985.

КултыгинН.П.Классическая социология. М., 2000.

Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.

Мангейм К.Идеология и утопия. М., 1976. Ч. 1.

Марков Б.В.Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и комму­никативное действие. СПб., 2000.

Маркс К.Овеществление общественных отношений в условиях буржуазного общества // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. I, 2—4.

МизесЛ. фон.Бюрократия. М., 1993.

Милль Дж.Система логики силлогической и индуктивной. М., 1914. Кн. 6.

Милль Дж. О свободе //Антология западноевропейской классической либе­ральной мысли / Под ред. МЛ. Абрамова. М., 1995.

Моска Г.Метод в политической науке // Личность. Культура. Общество. М.,

Моска Г.Элементы политической науки // СОЦИС. 1995. № 4, 5, 8.

Назаров ММ.Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализиро­ванные курсы в социологическом образовании»-.) М., 1999.

Парето В.О применении социологических теорий // СОЦИС. 1995. N° 10. 1996. №1,2,7, 10.

Парето В.Социалистическая опасность // СОЦИС. 2001. № 4.

Парсонс Т.О структуре социального действия. М., 2000.

Парсонс Т.Система современных обществ. М., 1997.

Платон.Государство. Кн. 1 // Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3.

Поппер К.Открытое общество и его враги. М., 1992.Т. 1—2.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Пригожин А.И.Современная социология организаций. М., 1995.

Руссо Ж.Ж.Об общественном договоре, или Принципы политического пра­ва // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

Самсонова Т.Н. Концепция «правящего класса» Г. Моски // СОЦИС. - 1994.-  № 1.

Сен-Симон А.О теории общественной организации // Избр. соч. М.-Л., 1948. Т. 1.

Скиннер Б.Оперантное поведение// История зарубежной психологии: Текс­ты. М. 1986.

Смит А.Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Смит А.Теория нравственных чувств. М., 1997.

Сорокин П.А.Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1896. Теоретическая социология: Антология / Под ред. СП. Баньковской. М., 2002.Т. 1, 2. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова.М., 1999.

Струве П.Б. К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма. М., 1903.

Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.

Философия науки. Современные философские проблемы областей научно­го знания. М. (готовится к изданию).

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

Фуре В.Н.Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск,2000.

Хайек Ф.А.Пагубная самонадеянность. М., 1992.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984,

Шматко Н.А. Конверсия бюрократического капитала в постсоветской Рос­сии // Socio-Logos 96. Альманах Российско-французского центра социо­логических исследований Института социологии РАН. М., 1996.

Юм Д.Трактат о человеческой природе. М., 1995. Т. 1-2.

 

            

РАЗДЕЛ 7  ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и функции философии науки.

2. Основные концепции современной философии науки.

3. Понятие науки.

4. Социальные функции науки.

5. Наука и философия.

6. Наука и формирования личности.

7. Наука и материальное производство.

8. Наука и политика.

9. Наука и нравственность.

10. Наука и религия.

11. Наука и искусство.

12. Сциентизм и антисциентизм.

13. Преднаука и наука. Две стратегии порождения знаний.

14. Становление первых форм теоретической науки в контексте античной культуры.

15. Наука в рамках средневековой религиозной культуры.

16. Социокультурные предпосылки формирования новоевропейской науки.

17. Возникновение экспериментально-математического естествознания. Поиски универсального метода научного познания.

18. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Наука как профессия.

19. Формирование технических, социальных и гуманитарных наук в ХIХ веке.

20. Понятие знания. Виды знаний. Особенности научного знания.

21. Научное знание как система.

22. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

23. Специфика и структура эмпирического знания.

24. Специфика и структура теоретического знания.

25. Факт как форма научного знания.

26. Закон как форма научного знания.

27. Теория как форма научного знания.

28. Научная картина мира как форма научного знания.

29. Проблема оснований науки. Философские основания науки.

30. Концепция развития науки К. Поппера.

31. Концепция научных революций Т. Куна.

32. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.

33. Эволюционная модель развития науки С. Тулмина.

34. Плюралистическая модель развития науки П. Фейерабенда.

35. Диалектико-материалистическая концепция развития науки.

36. Проблема включения новых научных разработок в культуру.

37. Традиции и новации в развитии науки.

38. Научные революции как перестройка оснований науки.

39. Особенности античной рациональности.

40. Особенности классического типа научной рациональности.

41. Особенности неклассического типа научной рациональности.

42. Особенности постнеклассического типа научной рациональности.

43. Социокультурные факторы развития науки.

44. Дифференциация и интеграция науки.

45. Взаимодействие наук как фактор их развития.

46. Математизация и компьютеризация науки.

47. Главные характеристики современной постнеклассической науки.

48. Синергетические принципы: методологический потенциал и границы применения

49. Глобальные проблемы современности как система.

50. Ценностные ориентации ученого.

51. Этические проблемы науки ХХI века.

52. Натуралистические представления о соотношении социально – гуманитарного и естественно – научного познания.

53. Антинатуралистические представления о соотношении социально- гуманитарного и естественнонаучного познания.

54. Онтологическое направление философии истории и культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби).

55. Гносеологическое направление философии истории и культуры (Г. Риккерт, Р. Арон).

56. Методология социальных наук М. Вебера.

57. Э. Гуссерль о специфике наук о духе.

58. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

59. Методы и средства социально-гуманитарного познания.

60. Социальный эксперимент: специфика и границы применения.

61. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

62. Концепции истины в социально-гуманитарном познании.

63. Соотношение предметов и методов истории, философии истории, социологии, социальной философии.

64. Проблема детерминации исторического процесса.

65. Смысл и направленность исторического процесса.

66. Проблема субъекта исторического процесса.

67. проблема периодизации исторического процесса.

68. Диалектика культурного и цивилизационного развития человечества.

69. Единство природного и социального в историческом процессе.

70. Историческое пространство и историческое время.

71. Проблемы философии политики.

72. Историческая эволюция философско-политических учений: от  античности до современности.

73. Политика и экономика.

74. Политика и власть.

75. Политика и мораль.

76. Историческая эволюция экономических учений: от античности до современности.

77. Проблемы философии экономики.







РАЗДЕЛ 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

А) Основная литература

Войтов, А. Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2007. – 691 с.

Голубинцев, В. О. Философия науки: учебник / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 543 с.

История и философия науки (философия науки): учебное пособие рекомендовано Минобразования / Е. Ю. Бельская [и др.]; под ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. - М.: Инфра-М, 2008. – 335 с.

Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.

Философия науки: учебное пособие рекомендовано Минобразования / Л. Б. Баженов [и др.]; под ред. А. И. Липкина. - М.: Эксмо, 2007. – 605 с.

Философия науки: общий курс: учебное пособие / под ред.С. А. Лебедева. - М.: Академический Проект, 2006. - 735 с.

Б) дополнительная литература

Алахвердян А.Г. и др. Психология науки. – М.: Флинта, 1998.

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. – М.: "Смысл", 2002.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.

Борисенко В.В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе: социально-философский анализ. – М.: Наука, 2008.

Вальковская В.В. История и философия естествознания; учебное пособие. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008.

Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Вернадский В.И.Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1978.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XYII-XYIII вв.) – М., 1987.

Гобозов И.А. Философия политики. – М., 1998.

Гроф С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Наука, 2009.

Зиммель Г. Проблемы философии истории//Избранное. – М., 1994.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Кезин АЛ. Наука в зеркале философии. М., 1990.

Келле B.K. Наука как компонент социальной системы. М., 1988.

Койре А.Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

Косарева JIM. Социокультурный генезис науки: философский аспект пробле­мы. М„ 1989.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. – Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

Лекторский ВЛ.Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, современное состояние / – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

Малке М.Наука и социология знания. – М., 1983.

Мамчур ЕА. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Мареев С.Н., Мареева Е.З., Майданский А.Д. Философия науки. – М., 2010.

Методология науки: исследовательские программы / Под ред. С.С. Неретиной. – М.: 2010.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Моисеев Н.Н.Современный рационализм. М., 1995.

Наука в культуре. М., 1998.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Огурцов А.Л. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Огурцов АЛ. Дисциплинарная структура науки. – М., 1988.

Поппер К.Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Пржиленская И., Пржиленский В. Лекции по философии науки. – М., 2009.

Пригожин И., Стенгерс И.Порядок из хаоса. М., 1986,

Принципы историографии естествознания. XX век/Отв. ред. И.С.Тимофеев.М., 2001.

Разум и экзистенция / Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999.

Современная философия науки; Хрестоматия/ Сост. А.А. Печенкин. М., 1996.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. Миронова В.В. – М., 2007.

Степин B.C.Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М, 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М„ 1986.

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. Лебедева С.А. – М., 2008.

Хюбнер К.Истина мифа. М., 1996.

Шпенглер О. Закат Европы. – Ростов-на-Дону, 1998.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

в) справочно-информационные ресурсы:

Наука и техника: большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн, 2007.

Философский энциклопедический словарь (ФЭС) – Минск: Вышн. шк., 2008.

Электронный ресурс: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vsluh.html.

Энциклопедические словари: «Естествознание» - М.: БРЭ, 2002.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: