Проблемы философии истории

Специфика философско-исторического познания действительности. Единство и многообразие исторического процесса. Вариативность исторического процесса. Варианты и инварианты исторического процесса.

Философия история, история, социология, социальная философия: соотношение объекта, предмета и метода исследования. Направления исследования в философии истории: онтологический и гносеологический подходы к изучению исторического процесса.

Философско-историческая проблематика. Природные предпосылки исторического процесса. Природа как естественное условие человеческой истории. Объективные и субъективные факторы истории. Проблема детерминации исторического процесса: материалистическое и идеалистическое решение. Географический детерминизм (Ш. Монтескье, Л. Мечников, Г. Бокль), идеальная детерминация (религиозная философия, Г.В.Ф. Гегель), теория факторов (М.Вебер, Р. Арон), экономический материализм (К. Маркс). Детерминанты и доминанты общественного развития.

Проблема субъекта истории. Индивидный, коллективный, агрегатный субъекты истории. Великие исторические личности: проблема идентификации (Г.В.Ф. Гегель, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Плеханов, К. Ясперс). Человек как субъект истории. Коллективные субъекты истории: семья, этнос, нация, класс. Исторические перспективы семьи и этноса как субъектов истории. Проблема выделения класса как единицы социальной структуры общества. Классообразующие признаки и их трансформация в ХХ веке. Агрегатный субъект истории – масса. Проблема истолкования толпы в качестве субъекта истории (Ортега-и-Гассет, Б. Грушин, В Канетти). Субъекты и акторы исторического процесса.

Историческое пространство и историческое время. Земля как арена человеческой деятельности. Соотношение физического, социального, исторического пространства. Расширение исторического пространства. Доминирование на историческом пространстве. Полярность исторического пространства. Глобализация как пространственный феномен. Соотношение физического и исторического времени. Понятие осевого времени (К. Ясперс).

Смысл и направленность исторического процесса. Циклическая (Дж. Вико, О. Шпенглер) и линеарная (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс) версии направленности истории. Понятие общественного прогресса. Проблема периодизации исторического процесса в трудах Дж. Вико, Кондорсе, Гегеля, К. Маркса, Шпенглера, А. Тойнби, Н. Данилевского. Формационный и цивилизационый подходы к периодизации истории. Трактовки смысла истории: идеал или конечная цель.

Диалектика культурного и цивилизационного развития человечества. Культура как мера развития личности и цивилизация как мера развития структур рабочей силы человека. Личностная составляющая развития цивилизации на разных этапах исторического процесса.

 

Проблемы философии экономики

Соотношение проблематики философии экономики с экономической теорией. Функции философии экономики. Основные исторические этапы философии экономики. Античные экономические воззрения (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Средневековые представления о хозяйстве. Экономические учения раннего Нового времени: меракнтилисты и физиократы. Классическая экономическая теория (А. Смит, Д. Риккардо, Д. Милль, К. Маркс). Маржиналистская революция и кейнсианство. Неоклассический синтез: объединение неоклассической микроэкономики и кейнсианской макроэкономики.

Основные проблемы философии экономики: субъекты экономической деятельности; собственность как экономическая категория (исторические формы собственности, размывание частной собственности и появление новых форм собственности), экономическая справедливость и справедливость распределения, роль государства в экономике (формы государственного регулирования экономической деятельности, транснациональная деловая активность, формы меж- и надгосударственного регулирования и др.).

 

Проблемы философии политики

Соотношение предмета и методов политологии и философии политики. Историческое развитие философии политики. Античность. Платон об идеале государственного устройства. Справедливость как атрибут идеального государства. Политические взгляды Аристотеля. Идеал политического деятеля в представлении Н. Макиавелли. Политическая философия Нового времени: теории естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты и просветители). Политическая философия Г. Гегеля. Политическое кредо марксизма.

Политика как объект философского анализа в ХХ веке. Политика и власть. Элементы политики: власть, политические отношения, политические партии, политическая система. Государство как центральный элемент политики. Политика и экономика. Политика и мораль. Социальное предвидение и его роль в политике.

РАЗДЕЛ 3 СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Вид занятий

Трудоемкость

1, 2 семестр

час. зач. ед.*
Лекции 18 0,5
Семинарские занятия 18 0,5
Самостоятельная работа 54 1,5
ИТОГО: 90 2,5

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

РАЗДЕЛ 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

№ п/п Наименование тем Лекц. (час) Семин. (час) СР(час) Зач.ед.

Модуль 1 Общие проблемы истории и философии науки

 

1.1 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Постановка и первоначальное развитие фундаментальных проблем научного познания 2 2 6 0,28
1.2 Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Структурирование научного знания в Новое время. Научная картина мира. Наука как социальный институт 4   6 0,28
1.3 Научные традиции и научные революции. Научные революции и технические революции.   2 4 0,18
1.4 Историческая смена типов научной рациональности. Структура научного знания   2 2 0,12
1.5 Особенности современного этапа развития науки 2   4 0,18

Всего

8 6 26 1,04

Модуль 2 Философские проблемы социально-гуманитарных наук

2.1 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания   2 4 0,18
2.2 Философия как методология социально-гуманитарного познания   2 8 0,28
2.3 Проблемы философии истории 4 4 4 0,36
2.4 Философские проблемы экономики 4 2 10 0,46
2.5 Философские проблемы политики 2 2 2 0,18

Всего

10 12 28 1,46

Итого

18 18 54 2,5

РАЗДЕЛ 5  ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

Семинар по теме 1. 1  Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Постановка и первоначальное развитие фундаментальных проблем научного знания

План:

1. Донаучное и преднаучное знание.

2. Понятие картины мира. Ненаучные, донаучные, научные картины мира.

3. Постановка и развитие фундаментальных проблем научного знания в доклассический период.

 

Методические указания по изучению темы: к фундаментальным проблемам научного знания, поставленным в доклассический период, относятся проблема первоосновы мира, проблема движения, проблема пространства и времени, проблема специфики и происхождения живого, проблема  человека, проблема специфики общественной жизни. Рассмотрите их постановку в трудах ученых античного периода развития науки. Проследите линию развития логики от Аристотеля до Средних веков. Обратите внимание на эпоху Возрождения: в этот период сложились две основные тенденции развития гуманизма, индивидуалистическая и коллективистская.

 

Литература:

Вальковская В.В. История и философия естествознания. – Хабаровск, 2008.

Зеленов Л.А. История и философия науки. – М., 2008.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005г.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004 г.

Котенко В.П. Концепции науки в западной философии. СПБ., 2002.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая М., 1995.

Роль философии в научном исследовании. Л., 1990.

Никофоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 2006.

Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.

Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Франк Ф. Философия науки, М., 1960.

 

 

Семинар по теме 1.3 Научные традиции и научные революции. Научные революции и технические революции

План:

1. Традиции и новации в развитии научного знания.

2. Научные революции и их типология.

3. Внутридисциплинарные и междисциплинарные факторы революционных преобразований в науке.

4. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.

5. Научные революции и смена типов рациональности.

 

Методические указания по изучению темы: обратите внимание на связь процессов дифференциации и интеграции научного знания с историческими этапами развития науки. Проясните: почему научные революции порой сопровождаются кризисом философских оснований науки? Обратите особое внимание на критерии научности.

 

Литература:

Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.

Косарёва Л.П. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Кохановский В.П. и др. Философия науки. М., Ростов-на-Дону, 2005

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

Мамчур Е.А. Проблема социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Микешина Л.А. Философия науки. М., 2005.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук./Под ред. В.В. Миронова. – М., 2009.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Степин В.С. Философия науки и техники. М., 1996.

Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Яковлев В.А. Инновация в науке. М., 1997.

 

Семинар по теме 1.4 Историческая смена типов научной рациональности. Структура научного знания

План:

1. Понятие знания. Особенности научного знания.

2. Научное знание как система. Классическая и неклассическая рациональность.

3. Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

4. Специфика и структура эмпирического знания.

5. Специфика и структура теоретического знания.

6. Проблема оснований науки. Философские основания науки.

7. Научная картина мира, её основания, функции и исторические формы.

 

Методические указания по изучению темы: при изучении темы привлеките материал из истории философии. Подробно проанализируйте методологическую философскую дилемму Нового времени – имеется в виду спор эмпириков и рационалистов. Рассмотрите смену типов рациональности как конкуренцию научно-исследовательских программ.

 

Литература:

Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1996.

Вернадский В.И. О науке. Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. Ростов-на-Дону, 2004.

Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2002

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Проблема знания в истории науки и культуры. СПБ., 2001.

Ракитов А.М. Анатомия научного знания М., 1969.

Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 2001.

Стёпин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации – М., 1994.

Стёпин В.С. Становление научной картины мира. Минск, 1976.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Стёпин В.С. Философия науки и техники. М., 1995

Философия науки Общий курс. 2004.

Философия и методология науки Ч. 1., М., 1994

Холичер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.

Швырёв В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1979

 

Семинар по теме 2.1 Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного знания

План:

1. Понятие социального познания. Особенности социального познания.

2. Объект и предмет социально-гуманитарного познания.

3. Типология субъектов социального познания.

4. Дисциплинарные методы и приемы исследования в социально-гуманитарном познании.

Методические указания по изучению темы: при подготовке темы исходите из того, что гуманитарное знание – это знание о человеке. Соответственно, антропологическое звучание теоретической мысли обнаруживается в осмыслении таких проблем, как достоинство человека, счастье и социальная справедливость, человеческая активность, возможности человека как социального существа, универсальность человека.

 

Литература:

Алахвердян А.Г. и др. Психология науки. –М.: Флинта, 1998.

Андреева Г.М. Психология социального познания. –М., 2000.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. –М.: "Смысл", 2002.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Медиум, 1995.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.

Гроф С. Холотропное сознание: Три уровня человеческого сознания и их влияние на нашу жизнь. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2003.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Наука, 2009.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология: Истоки, современное состояние / М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Смит Р. История гуманитарных наук. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. – Хабаровск: ХГАЭП, 2004.

Хант Г. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения /Хант Г.Т.; Пер. с англ. А Киселёва. – М.: ООО "Издательство АСТ" и др., 2004.

 

Семинар по теме 2.2  Философия как методология социально-гуманитарного познания

План:

1. Диалектика как общенаучная методология.

2. Феноменологический метод познания: границы применимости.

3. Роль герменевтического метода познания при работе с первоисточниками.

4. Гносеологические условия истинности.

 

Методические указания по изучению темы: проясните вопрос: почему именно философия выступает в качестве общенаучной методологии, в том числе методологии социально-гуманитарного знания? Какое значение в развитии методологической функции философии сыграл спор о предмете философского знания, развернувшийся в ХХ веке? Вспомните и охарактеризуйте основные философские направления ХХ века – это позволит полнее рассмотреть и усвоить материал темы.

Литература:

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988.

Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методологи социального познания): учебное пособие для аспирантов /В.П. Кохановский. Ростов н/Дону, "Феникс", 2005.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: Учебное пособие /Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

Туркулец А.В. Введение в методологию социального познания. – Хабаровск: ХГАЭП, 2004.

 

Семинар по теме 2.3  Проблемы философии истории

План:

1. Проблема детерминации исторического процесса.

2. Единство природного и социального в историческом процессе.

3. Субъекты истории.

4. Проблема периодизации исторического процесса.

5. Смысл и направленность исторического процесса.

Методические указания по изучению темы: выявите специфику и соотношение предмета и методов философии истории, истории, теоретической социологии. Проследите линию философско-исторического исследования в истории науки. Определитесь с основными инвариантами исторического процесса – именно они находятся в центре философско-исторического исследования.

Литература:

Арон Р. Введение в философии. Истории. – М., 2000.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – Любое издание.

Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. – М., 1998.

Монтескье Ш. О духе законов. – Любое издание.

Семенов Ю.И. Философия истории. – М., 2008.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М., 2008.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – Любое издание.

Философия социальных и гуманитарных наук./Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2009.

Шпенглер О. Закат Европы. – Любое издание.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – Любое издание.

                                                                          

 

Семинар по теме 2.4   Проблемы философии экономики

План:

1. Основные этапы истории экономической мысли.

2. Собственность как общенаучная и экономическая категория.

3. Государство и его роль в экономической жизни.

 

Методические указания по изучению темы: проследите историческую эволюцию термина «экономика». Обратите внимание на связь понимания специфики экономической жизни с развитием знаний об индивидуальной человеческой природе. Постарайтесь обосновать тезис о тесной связи между задачами государственного управления и развитием экономических теорий.

Литература:

Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём Баверк, Ф. Визер. – М.: Экономика, 1992.

Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории / В.С. Автономов. – М.: Экономика, 1993.

Бастиа Ф. Экономические гармонии: Избранное / Ф. Бастиа. – М.: ЭКСМО, 2008.

Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. / Р. Барр. – М.: Международные отношения, 1994.

Бауман З.Текучая современность /З. Бауман. – СПб.: Питер, 2008.

Блауг М. Экономическая жизнь в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело, 1994.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. – М.: Наука, 1990.

Бьюкенен Дж. Исчисление общественного согласия / Дж. Бьюкенен. – М.: Дело, 1997.

Ван дер Вее Г. История мировой экономики / Г. Ван дер Вее. – М.: БизнесКнига, 1994.

Валлерстайн И.После либерализма / И. Валлерстайн. – М.: Логос, 2003.

Гэлбрейт Дж.К.Новое индустриальное общество / Дж.К. Гелбрейт М.: АСТ; Транзиткнига, 2005.

Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества / Дж.К. Гэлбрейт. – М.: Прогресс, 1979.

Дюмон Л. Homo aequalis. Т. I: Генезис и расцвет экономической идеологии / Л. Дюмон. – М.: Nota bene, 2000.

История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИнфраМ, 2008.

Кейнс Дж.М. Избранные труды /Дж.М. Кейнс. - М.: Экономика,1993.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс. – М.: ЭКСМО, 2008.

Кене Ф. Физиократы: Избранные экономические произведения / Ф. Кене, А.Р.Ж. Тюрго, П.С. Дюпон де Немур. – М.: ЭКСМО, 2008.

Кларк Дж.Б. Распределение богатства / Дж.Б. Кларк. – М.: Экономика, 1992.

Коэн Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория / Дж.Л. Коэн, Э. Арато. – М.: Весь Мир, 2003.

Мандевиль Б. Басня о пчелах / Б. Мандевиль. – М.: Наука, 2000.

МизесЛ., фон. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Л. фон Мизес. – Челябинск: Социум, 2005.

Милль Д.С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии / Дж.С. Милль. – М.: ЭКСМО, 2007.

Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М.: ЭКСМО, 2007.

Пигу А. Экономическая теория благосостояния / А. Пигу. – М.: Прогресс, 1985.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: Избранное / Д. Рикадо. – М.: ЭКСМО, 2007.

Рих А. Хозяйственная этика / А. Рих. – М.: Посев, 1996.

Розанваллон П. Утопический капитализм: История идеи рынка / П. Розанваллон. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Самсин А.И. Основы философии экономики / А.И. Самсин. – М.: Юнити, 2003.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /А. Смит. – М.: ЭКСМО, 2007.

Смит А.Теория нравственных чувств / А. Смит. – М.: Республика, 1997.

Солнцев С.И. Общественные классы / С.И. Солнцев. – М.: АСТ, 2007.

Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм. – М.: Экономика, 2002.

Уэрта де СотоХ. Австрийская экономическая школа / Х. Уэрта де Сото. – Челябинск: Социум, 2007.

Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3 т. / Й. Шумпетер. – М.: ВШЭ, 2002.

Шумпетер Й. Теория экономического развития: Избранное / Й. Шумпетер. – М.: ЭКСМО, 2008.

Семинар по теме 2.5  Проблемы философии политики

План:

1. Политическая философия в ее историческом развитии.

2. Государство и власть как центральные элементы политики.

3. Политика и экономика.

4. Политика и мораль.

 

Методические указания по изучению темы: исследуйте специфику предмета и методов философии политики и политологии. Особое внимание обратите на то, что в истории научной мысли искусство политики традиционно связывалось учеными с проблемой справедливости и счастья. Постарайтесь прояснить: удалось ли сохранить эту линию развития политических рассуждений в современную эпоху?

Литература:

Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1997.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. – Любое издание.

Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. – М., 2004.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. – М., 1999.

Социальная философия/Под ред В.В. Миронова. – М., 2008.

Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций и мировой порядок. – М., 2003.

Чичерин В.А. Основные концепции естественного права. – М., 1988.




double arrow
Сейчас читают про: