Вопрос смысла жизни, наверное, входит в число самых важных для человека, в число вопросов, о которых задумывается буквально каждый человек. «Зачем мы живем?», «В чем смысл нашего существования?», «С какой целью приходим в этот мир?» — все эти «вечные вопросы», если задуматься, по сути дела, отражают структуру мотиваций личности. В этом смысле ответы на них являются сугубо личными для каждого человека. При этом очень важно, что абсолютное большинство людей не хотят видеть в качестве цели жизни удовлетворение простых потребностей, таких, как физиологические потребности в пище, комфортном жилье или сексе.
Необходимость удовлетворения этих первичных потребностей очевидна, но недостаточна. Абсолютное большинство людей считают неприличным ставить первичные потребности, что называется, во главу угла. Более того, даже те из людей, которые по наследственным
или каким-либо другим причинам являются явными эротоманами, сластолюбцами или любителями поесть, как правило, стараются либо замаскировать свои страсти, либо придать им возвышенные мотивы, говоря о жизнелюбии, философском стремлении ценить каждое мгновение жизни, все ее аспекты и дары. В своих мемуарах знаменитый Казанова многократно говорил, что он никогда не соблазнял женщин, но всегда искренне влюблялся и преклонялся перед ними.
|
|
Можно говорить о том, что человеку исходно, прирожденно свойственно стремление удовлетворять высшие мотивации, в том числе социально (общественно) полезные мотивации, мотивации, связанные с воспитанием детей, мотивации любви, сострадания, выполнения полезной, признаваемой его социальным слоем работы. Возможно, отсутствие реализации мотиваций такого рода является причиной возникновения многочисленных «хобби» типа собирания марок, монет, этикеток вин, спичечных коробков, брелков, а также таких занятий, как классическое выпиливание лобзиком или раскладывание пасьянсов.
В свете сказанного становится ясно, что проблема поиска смысла жизни непосредственно связана не только с воспитанием и самовоспитанием человека, но и с тщательным выяснением склонностей, интересов и индивидуальных мотиваций. Действительно обидно, если человек только в зрелом возрасте доходит до понимания своего призвания, потратив большую часть жизни на другие, неинтересные для него дела. Сложность вопроса заключается в том, что, к сожалению, выявление структуры собственных мотиваций, интересов и склонностей для многих людей не является простой задачей. Это выявление требует длительной работы над собой, работы, связанной, с одной стороны, с самоанализом, с другой — с попытками попробовать себя на разных работах, в-третьих — с обучением, т. е. ознакомлением с основами разных наук, и, может быть, не в последнюю очередь с изучением себя при помощи личностных опросников и тестов способностей.
|
|
Резюме
Проблемы целеполагания, связанные с побудительной стороной поведения, занимают огромное место в самых различных сторонах деятельности человека. Мотивации (потребности, драйвы) представляют собой внутренние силы организма, побуждающие его к деятельности. Таким образом, потребности энергегизируют поведение и ставят цели жизнедеятельности, причем эти цели являются исходными и не требуют обоснования.
Наиболее распространенная классификация потребностей Абрахама Маслоу включает: органические (физиологические) потребности, оборонительные потребности, потребности в принадлежности и любви, потребности в уважении и признании, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров
1. В чем отличие побудительных и операциональных аспектов поведения человека?
2. Вспомците иерархию мотиваций человека в соответствии со структурой Маслоу.
3. В чем заключается исследовательское поведение животных? Приведите примеры.
4. Приведите примеры первичных и вторичных потребностей.
5. Как можно определить сущность процесса сублимации?
6. Приведите примеры смещенного поведения животных.
7. Рассмотрите гипотезу о происхождении церемоний и ритуалов в человеческом поведении.
8. Сравните примеры ритуального поведения животных и человека.
Глава 11
Эмоциональный мир личности
шшвтштштштшшвюштмш \шшяшшшштШ i и j
Ключевые понятия: регулирование поведения и мотивационной дея^-тельности, функции эмоций. Эмоции и познавательная деятельность^, эмоции и мышление, регулирование эмоций, способы передачи эмоций в сообществе, настроения, стрессы, фрустрации, аффекты. Центры удовольствия, наказания, насыщения, голода, жажды, агрессии, са-моэлектростимуляция у животных, нейромедиаторы, симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы, эмоции «право- и левополушарного человека».
Эмоции и регуляция мотивационной деятельности
Для осуществления нормального поведения мало наличия хороши сформированного «дерева целей». Необходимо обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды. Роль эмоций в этом процессе чрезвычайно важна, так как именно эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной и других видов деятельности живых организмов.
Под эмоциями (от лат. emovere — волновать) понимают психологические процессы и состояния, связанные с непосредственными переживаниями. Положительные и отрицательные эмоции (радость, восторг, удивление, удовольствие, печаль, гнев, стыд, отвращение, презрение и т. д.) неотделимы от любой человеческой деятельности. На рис. 11.1 показано, что в модельном плане блок эмоций может быть представлен как звено контура регулирования поведения и психической деятельности, причем функция данного звена напрямую связана с удовлетворением актуальных потребностей.
Интересно отметить, что античные философы, в частности Аристотель, относились к эмоциям как к особому способу познания мира, рассматривая, например, состояния удовольствия или страдания как сигналы о грядущем благе или бедствии. Таким образом, еще в античные времена эмоции рассматривались как некое средство прогнозирования состояний организма. Правда, следует отметить явно выраженную упрощенность такого прогнозирования, логика которого звучит примерно так: если сейчас хорошо (плохо), то и дальше будет хорошо (плохо). На самом деле сущность работы контура регулирования с участием эмоций заключается в создании условий для преодоления отрицательных и усиления положительных тенденций развития событий.
|
|
Результат работы блока эмоций определяет (выражает, оценивает) тношение субъекта к складывающейся ситуации. По словам известного психолога А. Леонтьева, эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности.
Как и в каждом контуре регулирования, контур эмоций содержит эталонные значения жизненно важных параметров регулирования. Эти значения определяют нормы различных параметров процессов мотивации и деятельности, в том числе нормы параметров внутренней среды человека (температуры, давления крови и т. д.), нормы внешнего поведения. Рассмотрим в качестве примера параметры мотивационной системы. Заданные (эталонные) значения (Мп) постоянно сравниваются с текущими значениями (Mt), и величины их рассогласования с учетом знака формируют положительные или отрицательные значения эмоций (Л). Таким образом, будем считать, что, как показано на рис. 11.1, на вход блока эмоций поступает сигнал рассогласования (Л) от блока мотиваций.
В общем случае сигнал Л образуется в компараторе как результат сравнения текущих значений параметров психического состояния или поведения организма и «уставочных», заданных (эталонных) значений соответствующих параметров. На выходе блока эмоций имеет место сигнал Э = f(t), величина которого принимает положительные или отрицательные значения, т. е. характеризует меру удовольствия (или неудовольствия), получаемого организмом в данное время (Психофизиология, 2001).
Положительные эмоции побуждают субъекта к сохранению уровня текущих воздействий или к увеличению их значений; отрицательные эмоции являются стимулом к избеганию неприятных воздействий. В итоге для случая мотивационных параметров регулирования можно записать:
|
|
Э = f(Mn-Mt),
где Mn — эталонное значение определенной мотивационной переменной, Mt — текущее значение этой же мотивационной переменной. Аналогичная запись может быть сделана для описания рассогласования любых параметров поведения.
Таким образом, вслед за античными философами можно считать, что роль эмоций действительно связана с операциями предсказания, прогноза поведения, но эта функция остается единственной только при условии, если организм не включит в действие какие-то инструменты, корректирующие поведение. На самом деле включение таких инструментов является совершенно необходимым условием нормальной жизнедеятельности, и в связи с этим важнейшие функции эмоций связаны именно с обеспечением возможности коррекции поведенческой деятельности.
При более подробном рассмотрении становится ясно, что эмоции по-разному участвуют в регуляции поведения, связанного с удовлетворением первичных и вторичных мотиваций разных уровней. Действительно, эмоции, связанные с «первичными» физиологическими потребностями и мотивациями, прогнозируют изменения поведения в результате измерения таких параметров, как температура тела, уровень гормонов, глюкозы (сахара), кислорода в крови, кровяное давление и т. д. Например, падение температуры тела, т. е. растущее расхождение между эталонным и текущим значением температуры, с одной стороны, дает прогноз гибельного охлаждения, но, с другой стороны, именно в результате активной работы блока эмоций включаются в действие корректирующие механизмы. В данном случае это могут быть поведенческие механизмы, связанные либо с направленным поиском пищи, либо с поиском теплых мест, либо с включением биохимических механизмов переработки жировых запасов и т. д. Такие эмоции могут быть названы эмоциями «первичных» физиологических потребностей.
Эмоции и регуляция познавательной деятельности
Те же самые положительные и отрицательные эмоции участвуют в процессах управления, связанных с удовлетворением «вторичных», высших потребностей и мотиваций. Специфика этих процессов определяется тем, что эмоции, связанные с высшими потребностями, сопряжены с активной, часто осознанной мыслительной деятельностью. Величина этих эмоций пропорциональна мере неожиданности некоторого события с учетом конкретных условий и конкретных ассоциаций (значимости и связей этого события с другими событиями). В частности, это объясняет личный, индивидуально окрашенный характер этих эмоций: событие, неожиданное для одного человека, часто бывает давно предсказанным и ожидаемым для другого.
При этом специфика самой сущности эмоций «высших» потребностей определяет их неразрывную связь не только с механизмами бессознательной, автоматической коррекции, как это имеет место в процессах регулирования поведения с помощью «первичных» эмоций. «Вторичные» эмоции регулируют поведение, включаясь в многократные процессы рефлексии, сознательного обдумывания сложившейся ситуации, рассмотрения вариантов коррекции.
Именно этот тип эмоций определяет причины нашей радости, эйфории, гнева или неудовольствия в ответ на те или иные на первый взгляд незначимые слова, жесты или действия, а тем более на одобрительные или критические замечания окружающих. Эмоциональная реакция на слово свидетельствует об активной связи эмоций и процессов мышления. Действительно, каждый из нас провел немало времени, «раскручивая» в уме диалоги с различными людьми, придумывая новые убедительные доводы, доказывая и убеждая собеседника в своей правоте. При этом в процессе, казалось бы, холодного отстраненного мышления и поиска логических доказательств человек всегда волнуется и испытывает весь комплекс положительных и отрицательных эмоций.
Включение эмоций в процессы мышления, таким образом, служит двояким целям (рис. 11.2). С одной стороны, целям активного управления, направления процесса мышления на преимущественное рассмотрение и решение тех или иных проблем, имеющих важное значение в текущем контексте. В ходе многочисленных актов анализа различных сторон проблемы человек с помощью эмоционального компонента как бы указывает себе, на что следует обратить внимание в первую очередь. Тем самым эмоциональные механизмы представляют собой неотделимую от мышления, органически связанную с ним часть когнитивной деятельности. Основное функциональное значение эмоциональных механизмов заключается, таким образом, в том, что они участвуют в процессах переключения внимания, выделения главного с точки зрения текущего момента направления анализа ситуации.
В частности, такая управляющая роль эмоций отчетливо просматривается при анализе рефлексий, т. е. процессов, связанных с сознательным анализом человеком своего собственного поведения, мотивов этого поведения, с анализом возможных вариантов действий, с оценкой правильности, целесообразности поведения. Как хорошо известно каждому из нас по собственному опыту, эмоциональные компоненты в ходе этих процессов играют огромную роль. Человек заново переживает все шаги прошедшего разговора или поведения, пытается спланировать более правильное развитие событий, и в этих процессах эмоциональное управление, выделяющее первостепенные по важности элементы анализа поведения, является обязательным и неотделимым компонентом рефлексивного анализа.
Управляющее влияние эмоций на когнитивную, мыслительную сферу проявляется не только на сознательном уровне. Как следует из нашего предыдущего рассмотрения (см. рис. 11.1), эта функция эмоций свойственна любому поведению, в частности поведению, целесообразность которого скрыта от индивида.
Другая сторона связи эмоций и мышления заключается в обратном влиянии процессов мышления на эмоциональные процессы. Осознанное управление человеком уровнем своих эмоциональных переживаний играет огромную роль в процессах воспитания и самовоспитания. Классические примеры воспитания хладнокровия в сложных ситуациях, обучение способам выхода из режима эмоциональных перегрузок, как известно, составляют основу различных психологических тренингов, начиная от различных школ психоанализа и психокоррекции и кончая школами йоги, буддизма и боевых искусств.
Собственно, проблема состоит в сложности реализации такого управления. «Учитесь властвовать собою» — не просто девиз и указание к исполнению. Реализация этого указания требует огромных интеллектуальных и волевых усилий, длительной и правильно организованной практики. Причины этих трудностей связаны с генетически запрограммированной «запаянностью» или по крайней мере ограниченностью возможности осуществления произвольных, связанных с желанием человека влияний на деятельность своих внутренних систем. Действительно, такие связанные с эмоциональными проявлениями воздействия, как усиление или ослабление сердечного ритма, замедление дыхания, изменение температуры тела или кровяного давления, так же как и изменение уровня гормонов или связанных с эмоциями медиаторов (типа адреналина или серотонина), вообще говоря, могут привести к катастрофическим последствиям.
В этом плане можно судить о сложности и специфике профессии артиста, профессиональные качества которой требуют многократного «вживания в роль», связаны с необходимостью переживания множества чужих жизней, эмоций, волнений. Становится хотя бы отчасти понятным, почему не каждому человеку дан талант настоящего актера. Понятно с этой точки зрения и то, что артист действительно обладает «ранимой» душевной организацией, так как хорошо сыгранная роль неизбежно связана с реальным переживанием артистом положительных и отрицательных эмоций героя.
Рассматривая возможности активного влияния человека на свою эмоциональную сферу, следует особо отметить классический способ, применяемый имиджмейкерами и практическими психологами. Этот способ может быть назван по имени инструкции, лежащей в основе его применения: «Улыбайтесь!» Идея основана на давно замеченном факте — в каком бы плохом настроении ни находился человек, если он сознательно заставит себя изображать на своем лице в течение нескольких минут «полноценную» улыбку, его настроение обязательно улучшится. Кстати, аналогичный способ поднятия настроения используется при применении магнитофонных записей смеха, которые продаются в виде различных мешочков, при нажатии на которые в течение двух-трех минут звучит запись смеха, что, в свою очередь, облегчает задачу появления улыбки.
Очевидно, что описанная формула «осознанное решение — мимика лица — эмоции» не обязательно должна включать в себя первый компонент. Некоторые люди обладают врожденными чертами характера, диктующими наличие постоянного сдвига настроения в жизнелюбивую, как говорят, гедонистическую, сторону. У некоторых людей после соответствующих этапов тренировки (именно в этом состоит роль психологов и имиджмейкеров в данном процессе) появляется неосознанная привычка, позволяющая им интуитивно использовать такой прием.
Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения
Важное значение эмоций для процессов регулирования поведения отражается также в их широком использовании в социальном поведении человека. Интересно, что впервые идея о регулирующем влиянии эмоций и мимики на общение была высказана еще Ч. Дарвином в 1872 году в работе «Выражение эмоций у человека и животных», где ярко выражен его общий интерес к вопросам эволюции социальных отношений в живой природе. Такие базисные эмоции, как гнев, радость, страх, интерес, печаль, отвращение или удивление, являются элементами эмоционального языка не только людей, но и антропоидов (высших обезьян).
I Мимика человеческого лица, тонко отражающая различные оттенки |эмоционального состояния человека, является настолько существенным ^инструментом общения, что совершенно адекватно воспринимается даже |при первом контакте людей разных культур, никогда ранее не встречавшихся друг с другом. Интересно отметить, что в этом плане речь явно проигрывает при сравнении с языком мимики. Как говорит легенда, древние люди не смогли достроить Вавилонскую башню потому, что перестали понимать язык друг друга, наверное, этого бы не случилось,.-если бы строители могли пользоваться только языком мимики.
Наиболее детальные способы измерения эмоциональных состояний разработаны при исследованиях мимики лица человека. В ходе таких измерений используются два основных типа методик. Методики, в которых испытуемые сами ищут сходство той или иной эмоции с фотоэталонами специального атласа. Например, в атласе FAST (Facial Affect Scoring Technique), разработанном П. Экманом (Ekman P., Friesen W„ 1978), каждый тип эмоции представлен тремя фотографиями: для комплексов брови — лоб, глаза — веки и комплекса нижней части лица. Кроме того, в атласе представлены фотографии с разным направлением взора и ориентацией головы. Методика Экмана, таким образом, реализует хорошо известную идею фоторобота.
Другой способ измерения эмоций, также разработанный Экманом, связан с измерением электрической активности 41 двигательной единицы лицевых мышц (метод FACS — Facial Action Coding System). В результате в виде эталонов представлены 24 паттерна работы отдельных мышц лица и 20 паттернов работы групп мышц, отражающих те или иные мимические выражения (рис. 11.3). Использование таких способов измерения эмоций объективно показало отсутствие кросскультурных различай при выражении базисных эмоций (счастья, гнева, страха, отвращения, удивления, печали) у людей, принадлежащих самым разным расам и культурам.
Разница культур при этом выражается в наличии разного социального контроля. Так, по данным П. Экмана и У. Фризен, во время просмотра стрессовых сцен фильма американцы и японцы выражают свои эмоции одинаковым способом, но только при условии отсутствия внешнего контроля со стороны соотечественников. В присутствии же таковых японцы в большей степени маскируют проявления своих негативных эмоций. Существование механизмов социального контроля доказывается в условиях высокоскоростной киносъемки, когда появляется возможность выявить кратковременные неконтролируемые выражения лица человека, появляющиеся в первые моменты после восприятия им стрессовых ситуаций. Такие врожденные, генетически запрограммированные выражения длятся в течение первых 150-200 мс, после чего сменяются социально приветствуемой мимикой, принятой в соответствующей культурной среде.
Измерение электрической активности групп мышц лица человека показывает их прямую, непосредственную связь со степенью выраженности различных эмоций. Так, П. Экман и У. Фризен в экспериментах регистрировали у испытуемых активность мышц различных точек лица (рис 11,3) во время кинопросмотра сцен приятного (спокойный океан, играющий щенок, обезьяньи ужимки) и неприятного (травматическая ситуация на производстве) содержания. После просмотра испытуемым предлагалось оценить свой эмоции по 9 базисным шкалам (счастья, страха и т. д.).
Один из наиболее важных выводов состоял в обнаружении четкой положительной корреляции между субъективно отмечавшимися пережи-
ваниями «счастья» и «радости» и активностью двух мышц: большой скуловой (от. zigomaticus major) и круговой мышцы глаза (m. orbicularis oculi). Улыбка, связанная с активацией этих двух мышц, была названа улыбкой Дачена, по имени человека, который впервые высказал мысль, что улыбка радости должна отличаться от всех других вторичных типов улыбок, таких, как улыбка политика, улыбка социального контакта, маскирующая улыбка.
Как выяснилось, активность мышц улыбки Дачена действительно может являться прогнозным показателем для появления положительных эмоциональных состояний, степень ее активности пропорциональна интенсивности положительных эмоций человека. Сложность же ситуации состоит в том, что большинство людей не способны произвольно управлять активностью комплекса мышц улыбки, т. е. не способны по своему желанию и вне зависимости от настроения поднимать кверху, к скулам, уголки губ (работа большой скуловой мышцы) и поднимать щеку, подтягивая кожу внутрь глазницы (работа круговой мышцы глаз).
Всем хорошо известно, насколько трудно бывает справляться со своей мимикой в стрессовых ситуациях, т. е. когда мышцы лица как бы каменеют и становятся совершенно неуправляемыми. Именно поэтому упомянутый ранее лозунг психотренинга «Улыбайтесь!» может быть реализован только после долгих и упорных занятий. Недаром в известной детективной повести В. Богомолова «Момент истины» контрразведчики во время войны обращали огромное внимание на степень естественности мимики и «игры вазомоторных реакций» во время проверки лиц, подозреваемых в диверсионной деятельности.
Как выяснилось в дальнейшем, улыбка Дачена усиливается у людей после успешно проведенного курса психотерапии, после просмотра хорошей кинокомедии, после юмористического концерта. Показано также, что этот тип улыбки появляется у младенцев уже в возрасте 10 месяцев, причем чаще, когда они реагируют на приближение матери, и реже — на приближение незнакомого человека.
Наряду с этими данными были выделены группы мышц, активность которых связана с проявлением отрицательных эмоций. В частности, с эмоциями отвращения коррелирует работа трех групп мышц носо-губного комплекса лица. При проявлении отвращения у человека непроизвольно поднимается центральная часть верхней губы, усиливаются носогубные складки и напрягаются крылья носа. Причем все эти реакции происходят при подавлении активности мышц улыбки.
При эмоциях, связанных с состоянием печали, в частности при депрессиях, возрастает активность мышц нахмуривания (m. corrigator superior). В психотерапевтической практике отмечено, что после эффективного лечения депрессии имеет место нормализация работы этих мышц, исчезает «мимика печали и скорби», характерная для состояния депрессии. Обнаружение корреляции проявлений депрессии с увеличением активности мышц нахмуривания имеет важное значение в плане определения групп риска среди населения, т. е. лиц, склонных к развитию депрессивных состояний.
С практической точки зрения существенно отметить, что по соотношению активности всего трех лицевых мышц можно различать четыре типа важнейших эмоциональных состояний: радости, печали, страха и гнева. Схема соотношений такова:
где Z — m. zigomaticus major (большая скуловая мышца), С —т. corrigator superior (мышца нахмуривания), М — т. masseter (жевательная мышца), Т — активация, I — подавление активности мышцы (см. рис. 11.3).
Эмоции и язык социально значимых жестов и поз
В эмоциональном плане при общении самых разных видов животных, стоящих на различных ступенях эволюционной лестницы, язык поз, положений тела и жестов HMeet первостепенное значение. Корни и истоки этих эффектов приводятся в описаниях многочисленных фактов социального взаимодействия млекопитающих, птиц, рыб, в экспериментах по изучению разных типов поведения: агрессивного, брачного, исследовательского, гнездового, поведения, связанного с воспитанием и защитой потомства, и т. д.
Анализ цепей поведенческих действий, структура которых хорошо описывается бихевиористской формулой «стимул — реакция», дает богатую информацию об использовании языка жестов и поз. В качестве типичных примеров можно рассмотреть структуры различных «танцев», предбоевого поведения и церемоний ухаживания у различных животных. В каждом случае имеет место использование строго фиксированных положений тела, явно выраженных, подчеркнутых поз, в ответ на которые партнер проводит те или иные, но всегда предсказуемые, вполне определенные действия (рис. 11.4).
Роль социально значимых жестов и поз является предметом специального изучения в работах по анализу кросскультурных и межнацио
нальных различий людей разных этнических групп и социальных слоев. Неправильное истолкование таких действий может привести к появлению глубинных отрицательных эмоций, подсознательного, инстинктивного неприятия, к отрицательной преднастроенности. Показательным примером таких недоразумений может служить плохое знание местных манер «хорошего» тона. Скажем, в Японии и других азиатских странах даже незнакомые люди при встрече должны вежливо улыбаться и кланяться друг другу. Этого требуют обычаи, отступление от которых воспринимается как невежливость.
С другой стороны, такое поведение в среде людей европейской культуры может быть воспринято как угодничество, раболепие или неадекватность и также вызвать неосознаваемые отрицательные эмоции. Поза внимания, заключающаяся в вытягивании шеи и повороте головы в сторону говорящего, является совершенно нормальной, например, в одних областях Германии. Отсутствие такого жеста в этой культурной среде может быть воспринято как выражение неприязни к собеседнику, что вполне может вызвать ответное конфликтное поведение. Культурные обычаи северных американцев и европейцев требуют от людей, вступающих в обычное общение, наличия постоянной улыбки, что очень часто воспринимается Представителями другой культуры как знак дружбы и личной заинтересованности. А так как на самом деле эта улыбка представляет собой всего лишь символ формальной вежливости, приезжий может посчитать себя обманутым, а своего партнера ненадежным человеком, дающим обещания и сразу же не выполняющим их.
Таким образом, даже незначительные отличия в поведении могут играть важную роль в символике общения, в часто скрытом от сознания формировании отношений между людьми. Проявление такого рода закономерностей особенно заметно при сравнении манер, принятых людьми различных социальных слоев и относительно изолированных групп населения. Например, манеры, жесты, позы, интонации представителей одного сообщества, скажем, привычка целоваться при встрече с малознакомыми людьми, могут казаться неприятными, слащавыми и неискренними людям другого круга. Привычка смотреть в глаза малознакомому собеседнику может вызвать резко негативную, агрессивную реакцию в криминальной среде, а в другой социальной группе отсутствие такого прямого взгляда может расцениваться как признак лживости, неискренности и нечистой совести у собеседника.
Особое значение язык мимики, жестов и поз имеет потому, что, как правило, такое общение происходит на подсознательном уровне, и человек, принимая решение о наличии симпатии или антипатии к партнеру, может пасть жертвой таких, казалось бы, малозначимых обстоятельств, как межкультурные обычаи и привычки. Только наличие контроля со стороны сознания изнаний особенностей культурных традиций в сочетании с моральными принципами, основанными на безоговорочном признании равенства всех культур, социальных и национальных норм, может быть основой межнациональной и межкультурной терпимости.
Настроения, стрессы, аффекты
Наряду с быстро меняющимися оперативными эмоциональными состояниями высшие живые организмы обладают системой обеспечения относительно длительных эмоциональных состояний. Такие состояния называются настроением, или эмоциональным фоном, и возникают в результате реагирования на длительные, носящие неизменный характер воздействия внутренней или внешней среды. Настроения (эмоциональный тон), как и эмоции, могут быть положительными или отрицательными.
В модельном плане можно считать, что настроение представляет собой некоторую постоянную составляющую эмоций, т. е. величину, на фоне которой происходят эмоциональные колебания. Таким образом, роль настроения в процессе регуляции поведения заключается в добавлении некоторой длительной положительной или отрицательной компоненты к величине текущих оперативных эмоциональных реакций.
Принято говорить о периодах весёлого, жизнерадостного, оптимистического, повышенного настроения и о периодах грустного, пониженного, подавленного, пессимистического настроения, которые окрашивают соответственным тоном длительные отрезки жизни человека.
Настроение человека определяется не только внешними ситуациями (что делало бы человека слишком простой машиной), но и состоянием внутреннего мира человека, его характером и темперамен
том. Более того, состояние внутреннего мира имеет зачастую сильное
влияние на настроение человека, что делает весьма актуально** Р ^
психологов и психотерапевтов не только с клиентами (пащ*еН
находящимися в так называемых пограничных состояниях г!СЙХИКИ'
но и с практически здоровыми людьми, в характере которые **меется
склонность к пониженному настроению, депрессии и т. д.
Частым следствием длительных периодов пониженного, Y^^g^
го настроения являются стрессовые состояния. Эти состояв
Г „, V аого воз-
но развиваются у людей (и животных) в результате длитель**
действия сложных, трудных для жизни условий, а иногда $ крат^х
шоковых психических напряжений и эмоциональных перегрУз0К"
пример, в условиях космического полета, войны, выполне^я
сильной в интеллектуальном, моральном или физическом с^ь1СЛе ^а
боты и т. д. В конце концов стресс приводит к полной дезоргз1*ЙЗаЦИИ
г * челове-
деятельности, к невозможности выполнения стоящих пере/*
ком задач, к нервным срывам и устойчивым неврозам.
Различные стрессы представляют собой наряду с алкоголе!^' кУРени
ем, генетическими нарушениями основные факторы риска, ре^°
шающие вероятность сердечно-сосудистых заболеваний (инфгРкТ0В'И
сультов), язвенной болезни и других серьезных заболеваний.
Тем не менее считается, что некоторая оптимальная величие сТРессо
v г .ок ведет к
вых воздействии может иметь и положительное значение, так ^
<а <- в частно-
выработке приспособительных, адаптационных механизмов. v £елье
сти, такого мнения придерживался и канадский физиолог П^елье,
который в 1936 году ввел само понятие стресса. В качеств^ пРимеРа
адаптационного действия стресса можно привести результ£ть1
риментов, в которых молодых мышат подвергали умеренн^1*1 стРес
сам: брали в руки, подвергали слабым ударам тока и пр. О*33^00*3'
что такие мыши впоследствии лучше, чем их братья и сестране П0Д
вергавшиеся «стрессовому обучению», переносили настоя^ие стРес
совые ситуации.
Каковы же способы борьбы с плохим настроением, стрес^0^ И
ненными кризисами? Эксперименты приводят к выводу: н£°
учиться контролировать ситуацию. Рассмотрим классически данные-
тт г г j г .лличество
Две группы животных получали в экспериментах равное &и
ударов током. При этом животные только одной группы мог^11 пРедот
вращать удары, нажимая на рычаг (прогнозировать удар бь*^0 '
так как за 10 с до него раздавался предупредительный сиг**3^' ^е
зультате многих подобных опытов выяснилось, что живот**ь16' имев
, язвенных
шие возможность предотвратить удар, почти не получал** п
поражений внутренних органов, в то время как у животных второй группы язвенные поражения имели интенсивный характер.
В критических ситуациях, возникающих в результате длительных периодов плохого настроения, стрессов, а также при неспособности найти выход из опасных, часто неожиданных положений у субъекта могут проявиться очень сильные, практически неуправляемые, но относительно кратковременные эмоциональные «взрывы», так называемые аффекты. Аффекты выполняют роль «аварийного» разрешения ситуации, поведенчески выливаясь в реакции двух противоположных типов: агрессии или бегства (замирания). Причем сила и бурность проявления аффектов пропорциональна таким факторам, как сила мотивации, количество затраченных усилий для удовлетворения этой мотивации и мизерность, незначительность итоговых результатов.
Можно считать, что биологически аффекты, так же как и эмоции вообще, представляют собой определенную форму генетической памяти, У низших животных это видовая память особого типа — память на способы кризисного реагирования, свойственная всем животным данного вида. Одни виды, пользуясь такой памятью, например, реагируют на опасность агрессией, другие — бегством или замиранием вплоть до полной имитации состояния смерти.
У высших животных, в том числе и у человека, тип эмоционального поведения определяется характером субъекта и степенью созревания соответствующих отделов нервной системы. Это значит, что один и тот же субъект в разных условиях и в разные возрастные периоды может проявлять Либо агрессивное поведение, либо поведение, связанное с бегством. Например, птенцы многих видов птиц замирают при виде опасности, хотя взрослые птицы могут демонстрировать разные виды активного поведения: защита птенцов, агрессия и пр.
Выраженные формы негативных эмоциональных состояний, такие, как плохое настроение, стрессы, аффекты, часто приводят к особому виду психологического состояния (поведения) — фрустрации (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) (рис. 11.5). Фрустрационное поведение является следствием длительных неуспехов в удовлетворении потребностей и желаний человека. Общим проявлением фрустраций является появление у человека «чувства крушения», невозможности преодоления препятствий. В результате возникают разные типы нарушений поведения.
Это, во-первых, нарушения самооценки, когда люди отрицают факт постигших их неудач, приписывают эти неудачи проискам окружающих, относят их на счет не зависящих от себя обстоятельств, но при этом никак не снижают, а иногда и повышают уровень своих притязаний. В итоге в поведении появляется заносчивость, агрессивность, бравада.
Другой тип нарушений поведения определяется боязнью неудач и стремлением к достижению только заведомо достижимых целей. В результате появляется боязнь разочарования в своих возможностях, обидчивость, подозрительность, легкая ранимость. Основы такого поведения также связаны с дисбалансом уровня притязаний, самооценки и реальных способностей. Причем субъект может неосознанно из-за боязни неудач занижать уровень своих возможностей, что тем не менее обязательно на уровне подсознания будет вызывать симптомы обидчивости, зависти и недовольства (рис. 11.6).
В результате длительных фрустраций появляется необходимость в длительном психологическом и педагогическом процессе, направленном на активное осознание человеком реального соотношения своих возможностей и способностей, с одной стороны, и уровня своих притязаний — с другой. В противном случае появляется опасность развития различных неврозов, связанных с повышенной нервозностью, чувством собственной неполноценности, страхом, потерей работоспособности, утомляемостью, плохим сном и т. д.
Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций
В 1953 году американский психофизиолог Д^кеймс Олдс, проводя эксперименты с раздражением мозга крыс слабым электрическим током, случайно опустил раздражающий электрод в область гипоталамуса в точку с неправильно рассчитанными координатами. Результатом этого было открытие центров удовольствия и наказания. «Не находятся ли рай и ад в мозгу животного?» — так были сформулированы результаты работ Олдса. По существу, благодаря этим работам произошло смыкание психологии, изучающей ощущения, и нейрофизиологии, изучающей механизмы, реализующие мотивации и эмоции.
В последующих за опытами Олдса экспериментах подопытные крысы с вживленными в соответствующие точки мозга электродами сами могли нажимать на рычаг, замыкать цепь и посылать в мозг слабый электроимпульс. При этом в контрольных опытах, когда рычаг был отключен от цепи, крысы случайно наступали на него 10-20 раз в час. При подаче напряжения картина резко менялась: если электрод находился в одной из точек центра «удовольствия», крыса не отходила от рычага и нажимала на него с частотой в несколько тысяч раз в час (до 7000 нажатий в час) в продолжении многих часов, доводя себя до полного физического изнеможения (рис. 11.7).
Силу стремления к самораздражению измеряли при установлении на пути к рычагу полосу, на которую подавали болезненные удары тока. Животные могли выбирать: идти ли к рычагу, получая принтом сильные удары тока, или идти к стоящей рядом пище, не получая при этом никаких неприятных воздействий. (В более четко поставленных количественных исследованиях животные на пути к пище также получали дозированное воздействие электрического тока.) Оказалось, что у крыс, голодавших в течение 24 часов, стремление к самораз
дражению центров удовольствия было вдвое сильнее, чем стремление к пище.
Зоны неудовольствия (отрицательного подкрепления, наказания) расположены в мозгу отдельно от зон удовольствия. При расположении электродов в зонах неудовольствия животное после однократного раздражения никогда не делало дальнейших попыток самораздражения и избегало даже появляться в местах, расположенных в районе рычага.
В результате множества опытов было показано, что в соответствующих областях мозга крысы (эти области находятся в отделах гипоталамуса и в других срединных, наиболее древни* областях мозга) пункты положительной самостимуляции составляют примерно 35 %, отрицательной — 5% и нейтральные — 60%.
Подобные центры положительного и отрицательного подкрепления в дальнейшем были обнаружены в мозгу различных видов животных: кошек, обезьян, коз и т. д. Эффект положительной и отрицательной самостимуляции обнаружен даже у такого примитивного животного, как улитка. В специальных экспериментах в ходе свободного передвижения по шару улитка могла случайно касаться стержня и замыкать при этом цепь, подающую ток на группу нейронов. В случае самостимуляции в таких экспериментах нейронов, связанных с осуществлением полового поведения, частота касаний достоверно возрастала, в случаях стимуляции нейронов, связанных с оборонительным поведением, частота касаний уменьшалась до нуля.
Электрораздражения глубинных структур мозга проводятся при некоторых нейрохирургических операциях и у людей. Цель таких вмешательств — выявление границ поврежденной ткани. Ввиду того что такие операции часто осуществляются под местным наркозом (в мозгу нет болевых рецепторов), больные, описывая свои ощущения при раздражении участков, примерно соответствующих расположению центров положительного и отрицательного подкрепления у животных, говорят о появлении ощущений типа «снятия напряжения», «успокоения», «радости», «беспокойства», «тревоги» (Шульговский В., 1997).
В других экспериментах с электрораздражением мозга животных показано, что при увеличении силы тока, проходящего через зоны активной самостимуляции, возможно искусственно вызвать такие реакции, как прием пищи у сытых животных, питье, сексуальное поведение, ярость, страх, агрессию. Следует отметить, что центры пищевого, полового и других видов поведения являются сложными самостоятельными образованиями и не совпадают с центрами самораздражения.
В определенном смысле соотношения между центрами этих двух типов могут рассматриваться как соотношения между центрами мотива-ционного поведения и центрами эмоционального регулирования этого поведения. То есть центры аппетита, жажды, агрессии, сексуального поведения резонно рассматривать как центры, отвечающие за осуществление мотивационной деятельности, центры удовольствия и неудовольствия — как зоны, отвечающие за эмоциональное регулирование мотивационных центров.
Все эти факты приводят к более подробной модели эмоционального регулирования поведения. В такой модели блок эмоций на рис. 11.1 имеет смысл разделить по крайней мере на три самостоятельных, последовательно расположенных подблока. Сигнал на выходе первого подблока пропорционален собственно мотивационному рассогласованию, т. е. разности текущего и эталонного значений мотивационной переменной (Mn-Mt). Сигнал на выходе второго подблока наряду с абсолютным значением получает положительную или отрицательную окраску, становится сигналом «удовольствия» или «неудовольствия». Сигнал на выходе третьего подблока как бы получает дополнительную модуляцию — приобретает ту или иную модальность: положительный сигнал в зависимости от своей силы связывается с эйфорией, счастьем, радостью, успокоением, отрицательный — с тревогой, страхом, яростью.
Таким образом, сверхпороговое раздражение центров самостимуляции вызывает у экспериментальных животных демонстрацию одного из видов мотивационного поведения. Причем следует отметить, что системы регулирования этих видов поведения обладают сложной иерархией и располагаются в нескольких областях мозга. Так, в системе пищевого поведения существуют области, соответствующие центру «насыщения» и центру «голода». Электрическое раздражение этих центров вызывает противоположные поведенческие реакции: голодное животное отказывается от еды, сытое начинает активно поглощать пищу, на которую оно до сих пор вообще не обращало внимания.
Классический по яркости пример влияния электростимуляции на эмоционально-мотивационную сферу продемонстрировал доктор Хосе Дельгадо, который вживил электрод в мозг быка, приготовленного для боя на арене. Дельгадо полагал, что соответствующая стимуляция способна затормозить агрессивность быка, что действительно и произошло в самый драматический момент. Когда разъяренное животное устремилось к экспериментатору, в мозг быка был послан радиоимпульс и бык резко прервал атакующее поведение.
Молекулярные механизмы работы центров положительного подкрепления, эмоций и мотиваций, по крайней мере частично, связаны с активностью нейронов, имеющих дофаминовые рецепторы. Как выясняется, такие группы нейронов составляют структуры мозга, чувствительные к естественным и искусственным опиатам (Албертс Б. и др., 1994). Специалисты по фармакологии давно предполагали, что поразительно сильное действие морфина и других наркотиков обусловлено тем, что эти вещества имитируют какие-то внутренние (эндогенные) сигнальные молекулы, регулирующие восприятие боли и настроение человека.
Подтверждение этих предположений было получено в 1975 году, когда из мозга свиньи были выделены два нейропептида, молекулы которых состояли всего из пяти аминокислот, но обладали морфи-ноподобным действием. Эти вещества, получившие название энке-фалины, выполняли функции нейромедиаторов, т. е, участвовали в передаче сигналов между различными группами нервных клеток. Вскоре из гипофиза мозга, из других нейрогормональных центров, а^также из других тканей были выделены более длинные нейропеп-тиды, получившие более общее название — эндорфины, т. е. эндогенные (внутренние) морфины.
И энкефалины и эндорфины являются, по существу, внутренними опиатами, естественными для мозга человека, причем связываются они, как полагают, с теми же рецепторами нервных клеток, что морфин и родственные с ним наркотики. Однако, и это крайне важно отметить, внутренние опиаты в отличие от морфинов не накапливаются, быстро разрушаются и поэтому не вызывают эффекта привыкания. Более точно говоря, у клеток-мишеней в мозгу наркоманов в условиях постоянного связывания рецепторов с неестественными для мозга человека наркотическими веществами постепенно повышается порог чувствительности, что достаточно быстро приводит к неизбежной катастрофе необратимого разрушения личности и быстрой смерти. Например, это может происходить за счет следующего механизма. С одной стороны, большинство рецепторов блокировано длительно связанными с ними молекулами наркотиков, которые прекратили свое воздействие, но не освободили рецепторы. С другой стороны, сложные внутренние молекулярные процессы требуют от рецепторов поступления сигналов от внутренних или внешних опиатов. Причем количество свободных рецепторов, пригодных для приема таких сигналов, постоянно уменьшается. В результате для достижения того же эффекта обезболивания или эйфории со временем требуются все большие и большие дозы наркотика.
Психофизиология механизмов стрессов и аффектов
Перейдем к рассмотрению нервных механизмов стрессов и аффектов, т. е. эмоций, возникающих при экстремальных жизненных ситуациях. На схеме (см. рис. 11.1) стрелка, выходящая из блока эмоций, подразумевает наличие каких-то механизмов, управляющих поведением под воздействием эмоциональных сигналов. Работа этих механизмов, в частности, связана с функциями вегетативной нервной системы, т. е. части нервной системы высших животных, которая осуществляет непосредственное управление деятельностью внутренних органов (процессами кровообращения, пищеварения, дыхания и т. д.). Отделы вегетативной нервной системы расположены на уровне спинного мозга в непосредственной близости к управляемым ими органам тела, а их работа находится под контролем высших отделов головного мозга.
Во время сильных эмоциональных реакций активизируются два во многом противоположно действующих отдела вегетативной нервной системы: симпатический и парасимпатический. В поведенческом плане результаты деятельности каждого из отделов выражаются в двух разных стратегиях реагирования на стрессовые ситуации. Первая стратегия заключается в смещении баланса в сторону большей активности симпатического отдела, что ведет к проявлению реакций типа «активной борьбы или бегства» и связано со срочной мобилизацией энергии и ресурсов тела. В ходе этого процесса зрачки расширяются, растет число сердечных сокращений при одновременном росте минутного объема сердечного выброса, усиливается капиллярное кровоснабжение мозга и мышц, растет частота дыхания и т. д.
Смещение баланса в сторону большей активности парасимпатического отдела определяет реакции типа «сбережения энергии и ресурсов», что в поведенческом плане проявляется как «замирание» и имитация смерти. Причем именно эта стратегия поведения в процессе эволюции развилась раньше и в основном свойственна более «древним» животным (рептилиям, насекомым и пр.). Стратегия замирания и усвоенной беспомощности бывает полезна, например, в условиях, когда животное имеет дело с намного более сильным противником или с неразрешимой ситуацией (рис. 11.8).
Развитие обеих стратегий поведения обеспечивается благодаря оперативной работе интеллектуальных механизмов анализа и распознавания ситуации, результат работы которых дает сигналы к включению вегетативных отделов нервной системы. В плане взаимодействий такого рода становятся понятными причины более позднего эволюционного развития симпатического типа управления поведением. Дело в том, что этот тип управления связан с намного более широким спектром поведенческих реакций, что требует более существенного и глубокого анализа текущей ситуации.
В ходе управления осуществление спектра поведенческих реакций при деятельности симпатического отдела связано с мощным выбросом молекул нейромедиаторов адреаналина и норадреаналина. Поведенческие реакции, связанные с деятельностью парасимпатического отдела, реализуются путем активной работы молекул ацетилхолина,
В поведении каждого человека, вообще говоря, имеют место и стратегия активного, и стратегия пассивного реагирования на экстремальные ситуации. Причем у людей разного типа преобладает та или иная стратегия поведения. В определенных ситуациях одни люди ведут себя активно и смело, другие — осмотрительно и нерешительно. Возможно, разные типы поведения такого рода основаны на наследственно передаваемых сдвигах в балансе соотношений, определяемых системами молекул адреаналина (норадреаналина) и ацетилхолина.
Полушария мозга управляю? различными сторонами эмоционального поведения
Сложность механизмов эмоционального поведения интуитивно очевидна для каждого из нас. В этом плане особенно интересно проанализировать факты, показывающие распределение различных аспектов и механизмов эмоционального поведения по отделам мозга (рис. 11.9). Наиболее явно выраженным и удивительным является наличие межпо-лушарной асимметрии эмоциональных механизмов. Такое «разведение» эмоциональных механизмов по разным полушариям, по-видимому, также свидетельствует о сложности и неоднородности этих механизмов.
Как следует из анализа многих клинических данных о последствиях локальных поражений мозга, работа отделов левого (доминантного по речи) полушария в большей степени связана с проявлением положительных эмоций, а работа правого полушария — отрицательных. При любом значительном снижении активности правого полушария, т. е. в случаях, когда врачи и психологи имеют дело с так называемым лево-полушарным человеком, регистрируются эффекты беспричинной эйфории, смешливости, легкомысленности, беспечности, отрицания своих дефектов или несерьезного, индифферентного отношения к ним. При повреждениях левого полушария картина меняется на противоположную. «Правополушарный человек» беспокоен, пессимистически настроен, склонен к слезам, озабочен своим положением, тревожен (Доброхотова Г., Брагина #., 1977).
Аналогичные результаты асимметрии полушарий при проявлении эмоций имеют место и при других способах временного выключения одного из полушарий. В условиях клиники это бывает связано либо с сеансом односторонней электросудорожной терапии, либо с введением снотворного в соответствующую сонную артерию. По данным
(Деглин В. и др., 1986), преходящее выключение левого полушария при электросудорожном воздействии приводит к сдвигам эмоционального состояния в сторону отрицательных эмоций. Проявляющаяся при этом симптоматика «правополушарного человека» показывает ухудшение настроения, мрачность, появление пессимистических оценок своего положения, жалоб на самочувствие.
Электрошоковое выключение правого полушария ведет к проявлению симптоматики «левополушарного человека»: улучшение по сравнению с нормой эмоционального состояния, оптимизм, пренебрежение явно выраженными симптомами болезни и т. д. Аналогичные сдвиги в эмоциональном поведении имеют место ^ при временном отключении полушария путем введения снотворного в соответствующую сонную артерию (подобные процедуры делаются с диагностической целью).
Еще один независимый способ подтверждения специализации полушарий при восприятии эмоций связан с возможностью предъявления изображений только в левое или только в правое полушарие. Такая возможность возникает в условиях специального тахистоско-пического эксперимента, когда испытуемым предъявляется тестовое изображение на короткое, дозируемое время. Важность дозированного по времени предъявления тестовых фигур в данном случае связана с необходимостью исключения движений глаз во время рассмотрения изображений, что обеспечивает возможность проецировать изображение не на центральные, а только на периферические области поля зрения. В свою очередь, как следует из анатомических данных, периферические области полей зрения проецируются исключительно в области зрительной коры мозга своего полушария.
Другой и намного более экзотический способ стимулирования только одного полушария используется в клинике при работе с пациентами, у которых по медицинским показаниям было проведено сечение волокон мозолистого тела (мощного пучка нервных волокон, соединяющих полушария мозга).
Результаты экспериментов по унилатеральному предъявлению в таких условиях эмоционально окрашенных изображений показывают, что правое полушарие быстрее и качественнее опознает эмоциональную мимику, причем лучше реагирует на различные выражения печали; левое полушарие лучше реагирует на изображения радостного содержания.
«Левополушарный человек» вообще более инициативен в общении, склонен к болтливости, резонерству, дает развернутые, детальные ответы. Однако на этом фоне у таких больных потеряна интонационная выразительность речи — речь тусклая, монотонная. «Правополушарный человек», напротив, молчалив, что связано с резким ограничением речевых функции правого полушария, которое способно понимать только простые, короткие фразы, не имеет доступа к отвлеченным понятиям. Однако при этом у «правополушарного человека» сохранен интонационный рисунок речи.
Интересно отметить, что эмоциональная специфика право- и лево-полушарных проявлений связывается в ряде работ с симптомами проявления алкогольного воздействия. Благодушие, болтливость, эйфория ранних стадий опьянения связывается с преимущественным подавлением алкоголем эмоциональных структур правого полушария. Последующие стадии алкогольного воздействия, связанные с мрачностью, слезливостью, угрюмостью, определяются преимущественным подавлением активности эмоциональных структур левого полушария.
У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины, что также свидетельствует о преобладании механизмов правого полушария в процессах выражения эмоций. Аналогичные данные об асимметрии мимической выразительности половинлица получены на макаках, что говорит о филогенетических тенденциях к более существенной выраженности механизмов проявления эмоций в правом полушарии мозга. Более явная выраженность проявления эмоций левой половиной лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции распознаются лучше на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.
В современной литературе имеются многочисленные доказательства того, что межполушарная асимметрия касается не только локализации механизмов проявления, но и локализации механизмов восприятия эмоций. В этом плане «левополушарный человек» не воспринимает интонации чужой речи, не мвжет отличить эмоциональную окраску, характеризующую жалобу, вопрос, просьбу, гнев, восторг. Люди в таком состоянии лишены возможности распознавать эмоциональные сигналы, кодируемые мимикой, лицевой экспрессией собеседника. «Правополушарный человек» при восприятии эмоций ведет себя противоположным образом. Такой больной предпочитает общаться с помощью мимики и жестов, у него сохранено и в основном даже улучшено по сравнению с его же нормой тонкое восприятие интонаций.
Резюме
Эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной деятельности и других видов поведения живых организмов. Положительные и отрицательные эмоции представляют собой психологические процессы и состояния, непосредственно отражающие переживания человека. Эмоции участвуют в регуляции поведения, связанного с удовлетворением как «первичных», так и «вторичных» мотиваций разных уровней. Специфика сущности эмоций «высших» потребностей определяет их неразрывную связь не только с механизмами бессознательной, автоматической коррекции, как это имеет место в процессах регулирования поведения с помощью «первичных» эмоций. «Вторичные» эмоции регулируют поведение, включаясь в многократные процессы рефлексии, сознательного обдумывания сложившейся ситуации, рассмотрения вариантов коррекции. Осознанное управление человеком уровнем своих эмоциональных переживаний играет огромную роль в процессах воспитания и самовоспитания.
В экспериментах по самораздражению отдельных точек глубинных структур мозга животных регистрируются особые зоны — удовольствия и неудовольствия. Животные с электродами, вживленными в точки зон «удовольствия», способны проводить повторное самораздражение с частотой несколько тысяч раз в час (до 7000 нажатий в час) в продолжении многих часов, доводя себя до полного физического изнеможения. После одиночного раздражения точек зон «неудовольствия» животные не только не повторяли раздражений, но и не подходили больше к этому месту клетки.
В модельном плане соотношения между центрами «удовольствия» — «неудовольствия» могут рассматриваться как отношения регулирования мотивационного и других видов поведения. Центры аппетита, жажды, агрессии, сексуального поведения имеет смысл рассматривать как центры, отвечающие за осуществление соответствующих видов мотивационной деятельности, учитывая при этом, что эти центры находятся в тесной связи с зонами удовольствия и неудовольствия.
Как следует из анализа многих клинических данных о последствиях локальных поражений мозга, работа отделов левого (доминантного по речи) полушария в большей степени связана с проявлением положительных эмоций, а работа правого полушария — отрицательных.
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров
1. В чем заключается роль эмоций в поведении человека?
2. Сформулируйте сущность определения понятия «эмоция».
3. В чем заключаются основные различия эмоций и мотиваций?
4. Каковы основные функции положительных и отрицательных эмоций?
5. Опишите основные способы измерения эмоционального состояния.
6. Сформулируйте взаимоотношения между стрессом и эмоциями.
7. Что такое аффект?
8. Рассмотрите характеристики фрустрационного поведения.
9. Составьте схему эксперимента, в котором были обнаружены центры удовольствия и наказания.
10. Каково процентное соотношение зон удовольствия и наказания в мозгу животных? О чем это говорит?
11. Какие нейромедиаторы участвуют в работе центров удовольствия и наказания?
12. Какие нейромедиаторы реализуют работу симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?
13. Рассмотрите специфику эмоционального поведения «правополушарного» и «левополушарного» человека.
Список литературы
Адамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики. — М.: Мир, 1970.
Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. — Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.
Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, т. 1-3.1994.
Ашинянц Р. А., Боголюбов Д. Я., Петров О. М. Логические методы в автоматизации обучения. — М.: МГАПИ, 1996.
Блум Ф. и др. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988.
БонгардМ. М. Проблема узнавания. — М.: Мир, 1965.
Браверман Э. М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. — М.: Наука, 1983.
Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев: Наукова Думка, 2000.
Вейн А. М., Каменецкая Б. Я. Память человека. — М.: Наука, 1973.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.
Выготский Л. С. Эйдетизм. Хрестоматия по общей психологии. — М.: МГУ, 1981.
Глезер В. Д., Цуккерман Я. Я. Информация и зрение. — М/. АН СССР, 1961.
Глезер В. Д. Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы. — Л.: Наука, 1975.
Грегори-Р. Глаз и мозг. — М,: Мир, 1970.
Грегори Р. Разумный глаз. — М.: Мир, 1972.
Греченко Т. Я. Психофизиология. — М.: Гардарики, 1999.
Данилова Я. Я. Психофизиология. — М.: Аспект-Пресс, 1999.
Деглин В. Л., Ивашина Г. Г., Николаенко Я. Я. Роль доминантного и недоминантного полушария мозга в изображении пространства / Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. — М.: Наука, 1986.
ДембовскийЯ. Психология обезьян. — М: ИЛ, 1963.
ДембовскийЯ. Психология животных. ~ М.: Наука, 1965.
Доброхротова Т. А., Брагина Я. Я. Функциональная асимметрия и психопатология очагового поражения мозга. — М.: Медицина, 1977.
Живая клетка // Под ред. Г. М. Франка. — М.: ИЛ, 1962.
Зенден М. Человек родился слепым. Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. — М.: МГУ, 1975.
Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М.: Тривола, 1995.
Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Ч. 1. Живое знание. — Самара: СГПУ, 1998.
Зинченко В. Л. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика, № 2,2000.
Зинченко В. П. Рассудок и Разум в контексте развивающего образования // Человек, № 4, 5, 2000.
Интеллектуальные процессы и их моделирование // Под ред. Е. Велихова. — М.: Наука, 1987.
КарнегиД. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Прогресс, 1989.
Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян / Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ, 1981.
Клацки Р. Память чел