Теоретические сведения

Образовательный web-квест  (Я.С. Быховский) – проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого требуются ресурсы Интернета. Web-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

 

 

Различают два типа web-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок – на полугодие или учебный год). Особенностью образовательных web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных web-сайтах. Кроме того, результатом работы с web-квестом является публикация работ учащихся в виде web-страниц и web-сайтов (локально или в Интернет).

   Структура и основные требования к отдельным элементам web-квеста. Образовательный web-квест должен иметь:

– ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

– центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося;

– список информационных ресурсов (в электронном виде – на компакт-дисках, видео- и аудио-носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса web-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания;

– роли (учащимся должен быть представлен список ролей, от лица которых они могут выполнить задания; для каждой роли необходимо прописать план работы и задания);

– описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы);

– руководство к действию, где описывается, как организовать и представить собранную информацию;

– описание критериев и параметров оценки web-квеста;

– заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над web-квестом.            

Этапы работы над квестом.

1. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1–4 человека на одну роль. Все члены программы должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. Ролевой этап. Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Поскольку цель работы – не соревновательная, то в процессе работы над web-квестом происходит взаимообучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для создания сайта (общая цель).

Задачи: поиск информации по конкретной теме; разработка структуры сайта; создание и доработка материалов для сайта.

3. Заключительный этап. Команда работает совместно, под руководством педагога. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления.

Критерии оценки web-квеста могут включать оценку: исследовательской и творческой работы; качества аргументации, оригинальности работы; устного выступления; мультимедийной презентации и т.п.

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учащихся.

Существуют различные формы web-квеста. Среди них: создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят учащиеся; создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство; написание интерактивной истории (школьники могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления); создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов; on-line интервью с виртуальным персонажем.

Дистанционные предметные недели – это проект, позволяющий обычные школьные предметные недели превратить в увлекательные, творческие соревнования между командами учащихся из разных больших и малых городов. Основой дистанционных предметных недель служат новые информационные технологии, телекоммуникационное представление информации, использование телеконференций и т.п.

Организация и проведение дистанционной предметной недели. Зарегистрированные участники принимают участие в мероприятиях предметной недели. Организуются форумы к мероприятиям предметной недели, где участники недели могут познакомиться друг с другом, обсуждать и выполнять предлагаемые задания, участвовать в голосовании; в период проведения недели участники могут получить консультации педагогов на форуме; локальные координаторы по заявке получают бесплатные рекомендации по проведению предметной недели; лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, публикуются на сайте недели.

Дистанционные математические олимпиады  проводятся с целью:подготовки школьников к участию в районных, краевых и Всероссийских предметных олимпиадах по математике,стимулирования самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в рамках предметных, экспериментальных заданий, привлечения внимания школьников к углубленному изучению математики,активизации внеклассной и внешкольной работы по предмету, предоставления участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, использования в учебной сфере современных информационных технологий. Принятьучастие в дистанционной математической олимпиаде может любой ученик, независимо от его успеваемости по предмету.

Дистанционная математическая олимпиада представляет собой соревнование между отдельными учащимися или командами школ одного или нескольких регионов с помощью сети Интернет. Для этого создаются специальные сайты, на которых учащимся предлагаются различного рода задания. Учащийся может зайти на сайт, содержащий задания олимпиады, зарегистрироваться, отправить заявку, затем решить задания, а готовую работу либо выложить на сайт, либо отправить по электронной почте.

    

Дистанционные обучающие математические олимпиады состоят из двух этапов: обучающий этап (вопросы по тематике олимпиады разбираются в команде, ответы не пересылаются организаторам на проверку); собственно конкурсный этап.

Дистанционные конкурсы и проекты. Перечислим основные преимущества дистанционных проектов и конкурсов.

1. С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников становится открытым.

2.Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов.

3. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологии дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума: чат-конференции, игротека в чате, чат-бои, чат-защита творческих работ, представление и защита ученических работ на форуме.

                 

 

4. Очный педагог может засчитать ученику занятия на дистанционном проекте в качестве изучения раздела своего предмета (возможность индивидуального подхода в обучении).

5. С помощью дистанционных конкурсов и проектов образовательные учреждения предоставляют возможность своим учащимся получать дополнительные образовательные услуги, а педагогам помогают осваивать современные средства телекоммуникаций.

Дистанционный игровой турнир – это командное соревнование учащихся из разных школ (возможно разных областей). Для участия в дистанционном турнире каждой команде необходимо помещение для работы и один компьютер с доступом в Интернет. Команда, как правило, состоит из 4-6 школьников разных классов. Турнир может проводиться в течение всего учебного года и состоять как из множества боев, так и из одного боя. В каждом бое две команды соревнуются друг с другом в скорости и правильности решения задач по математике. Бой проходит следующим образом: в определенное время в специальном разделе форума публикуют условия задач. Команды приступают к решению поставленных задач. По мере получения ответов, команды выкладывают их на форуме. Баллы за задачу получает та команда, которая первой разместит на форуме правильный ответ. По окончании турнира объявляется победитель – та команда, которая выиграла больше всего математических боев.

Интернет-карусель – командное on-line соревнование по решению математических задач. Оптимальный состав команды 2–4 человека. Всем командам, участвующим в карусели, предлагаются в строгом порядке одни и те же задачи, к которым нужно указывать верные ответы.

 

 

Система подсчета баллов такова, что не обязательно решить много задач. Важно дать много верных ответов подряд. Время на решение каждой задачи не ограничено, определено только общее время проведения карусели. Процесс решения для команды заканчивается, если она «прошла» все задачи или если закончилось общее время. Места в Интернет-карусели распределяются согласно количеству набранных баллов. Если команды имеют равное количество баллов, то выигрывает та команда, у которой больше верных ответов.

Чат-занятия – это учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно (все участники имеют одновременный доступ к чату). В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – это дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы (форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой). От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Дистанционные лекции – это теоретический материал, который может быть представлен в следующих видах: на электронном носителе; на сайте; видео-лекция.

Задания

1. Разработайте проект одной из дистанционных форм дополнительного математического образования школьников.

2. Представьте сравнительный анализ мирового и отечественного опыта по рассматриваемой проблеме. Результат оформите в виде краткого отчета.

3. Ознакомьтесь с опытом работы одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона по изучаемой теме. Обобщите изученный опыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: