VI. Специальный семинар

“Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

Специальный семинар “ Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология ” функционирует на базе специальности высшего профессионального образования 020100 – ФИЛОСОФИЯ. При этом ясно, что предметная область семинара предполагает участие в его тематике студентов других специальностей - естественнонаучных и гуманитарных.

 

Тематика курсовых и дипломных работ специального семинара “Философское, научное и гуманитарное знание: эпистемология и онтология”.

 

1. Природа философского знания.

 

Философия как метафилософия. Метафилософия как систематические размышления философии о природе философского знания.

Определения понятия философии как исторически конкретные способы философского самосознания и принципы философского творчества.

Натурфилософия как размышление о природе вещей, как размышления о природе в целом.

Философия как исследование соотношения мышления человека и бытия человека.

Философия как рефлексия культуры.

Философия как интерпретация опыта.

Философия как феномен духовной культуры.

Речь, письмо, философия: философия как речь и письмо.

Теология, наука, философия: свобода мысли как условие возможности бытия философии.

Логоцентризм философии и его преодоление.

Философское мышление как деятельность: цели, средства и результаты философствования.

Оценки, ценности, идеалы и нормы как формы аксиологической обусловленности философствования.

Философия как феномен определенной духовной культуры.

Компаративизм и герменевтика как методы поиска универсальной цивилизационной философии.

Проблема генезиса философии.

Философия как история философии. Историческое бытие философии как самодвижение, самораскрытие и осуществление ее сущности.

Историография философии, ее предмет и метод, проблемы и задачи.

Соотношение высказываний теоретической философии и высказываний историко-философского исследования.

Философская традиция как культурно - цивилизационный комплекс.

Философия как историческое разнообразие и преемственность философских традиций.

Западно-европейская философия как традиция мысли. Ее сущностные признаки и исторические вариации.

Основные антиномии западно-европейской философии как традиции мысли: мистицизм-рационализм, натурализм-спиритуализм, языческие и христианские компоненты традиции.

Признаки кризиса традиции: постмодернистская реакция на философскую классику, пессимистическая оценка возможностей философского познания.

Философия России как традиция мысли, как культурно - цивилизационный комплекс.

Феномен философского наследия, и его востребованность в контексте мировоззренческих потребностей философии, естественнонаучного и гуманитарного познания.

Феномен архетипичности философствования. Философия как мышление бытия, как мышление мышления, как интеллектуальная коммуникация.

Философия как мышление бытия. Архетип философии объективности.

Философия как мышление мышления. Архетип философии субъективности.

Философия как интеллектуальная коммуникация. Архетип философии интерсубъективности.

Первичные предпосылки, определяющие философский дискурс: от метафизических моделей до современных способов постметафизического философствования.

Философия классическая и неклассическая.

Феномен классической философии. Установка отождествления мышления и бытия: мышление как бытие, бытие как мышление.

Принципы единства и тождества как установки классического философствования. Отождествление нетождественного как логический механизм производства понятия.

Понятие неклассической философии. Установка нетождественности мышления и бытия.

Множественность и различие как принципы неклассического философствования.

Возможности философии в контексте оппозиции интеллектуального либерализма и постмодернистского пересмотра теоретического и ценностного содержания классической философии.  

Естественный этнический язык как метаязык по отношению к философии и научному познанию.

Искусство, религия, философия: понятийность как телесность философии.

Концептуальность философствования и философская рефлексия.

Специфическая концептуальность метафизического и неметафизического философствования.

Философия как концептогенез.

Концепты философии объективности.

Концепты философии субъективности.

Концепты философии интерсубъективности.

Проблема предметности философии.

Созерцание бытия как предмет философии объективности.

Рефлексия мышления как предмет философии субъективности.

Интерпретация опыта как предмет философии интерсубъективности.

Специфическая определенность предметов первой философии как метафизики.

Предметная определенность позитивистской (антиметафизической) философии.

Опыт бытия человека в мире как универсум философствования.

Проблема метода в философии.

Философское исследование как опредмечивание определенного метода философствования.

Диалектика как метод философствования: исторические способы ее определенности от Сократа до Поппера. 

Методы классического философствования.

Догматический метод и принцип конструкции.

Скептический метод и принцип апорийной деструкции догматических систем.

Критический метод и принцип демаркации.

Методы неклассического философствования.

Проблема метода, специфичного только для философии. К. Поппер о методе любой рациональной дискуссии, характерной как философии, так и для научного познания.

Проблемность философского исследования.

Понятие проблемы в философском исследовании.

Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического.

Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии.

Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.

Природа философской аргументации.

Метапредметное знание, специфика его обоснования.

Философская аргументация, ее предпосылки, цели и ценности.

Архетипическая специфика философской аргументации.

Концептная логика философской аргументации.

Структура и функции философского знания.

Общие темы философии и их концептуализация: метафизика, онтология, аксиология, гносеология, методология, праксиология.

Особенные темы философствования, их системная взаимосвязь.

Конкретная взаимосвязь общих и особенных тем в определенных традициях философствования как выражение структуры философского знания.

Функции философского знания.

 

2. Научное знание: эпистемология и онтология

 

Понятие философии науки

Философия науки и культура: ХХ век.

Философские реконструкции истории науки.

Бытие науки как проблема философии науки.

Современная наука как социальный институт.

Научное познание: предметность, субъектность, социальность.

Структура научного знания.

Динамика науки как процесс порождения нового знания.

Логико-гносеологические и аксиологические проблемы бытия науки.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности.

Мировоззренческие проблемы развития науки в ХХ веке.

Философия науки и ее статус в системе философского знания.

Концепции философии и методологии науки, их историческое многообразие и проблема единства.

Проблемы теории знания и научного познания в “Критике чистого разума” и в “Метафизических началах естествознания” И.Канта.

Философия науки А.Пуанкаре.

Программа эмпирического анализа научного познания Б. Рассела.

Концепция логики научного исследования и эмпирический реализм К.Поппера.

Эмпирическая наука как эмпирико-теоретическая система. Ее синтетичность, неметафизичность и эмпиричность.

Опыт как метод науки. Опыт как метод отличия одной теоретической системы от другой.

Теория познания эмпирической науки как теория эмпирического метода.

Проблема демаркации, критерий демаркации, цель демаркации: логический позитивизм и критический рационализм.

Фальсифицируемость как критерий демаркации. Фальсифицируемость как возможность проведения различия фальсифицируемых и нефальсифицируемых высказываний внутри осмысленного языка.

Понятие и статус критического, или диалектического, метода как метода обнаружения и разрешения противоречий.

Идея интерпретации проблем теоретической философии в виде проблем методологии науки, ее оценка.

Проблема “эмпирического базиса” науки.

Проблема построения теории научного метода. Почему методологические решения необходимы?

Методологические правила как конвенции.

Понятие научной теории. Причинность, объяснение и дедукция предсказаний.

Решение трилеммы Фриза.

Истина и правдоподобность как цели научного исследования.

Реализм и цель науки. Объяснение как цель науки.

Понятие эмпирического реализма.

Различие позитивных оснований теории (джастификационизм) и критических оснований теории (критический рационализм).

Философия и методология науки Карла Поппера как единство установок эмпирического реализма и критического рационализма.

О влиянии философских концепций на развитие научных теорий.

Концепция философских оснований физики Р.Карнапа.

Концепция парадигм научного исследования Т. Куна.

Концепция методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Плюралистическая методология науки П. Фейерабенда.

Тематический анализ науки Дж. Холтона.

Концепция структуры и исторической эволюции теоретического знания В. С. Степина.

Теоретическое и эмпирическое знание в научном познании.

Научное познание как деятельность.

Начальные вопросы философии естественных наук.

М. Планк о природе физического познания.

А. Эйнштейн о категориях мышления, понятиях физической теории и их отношении к реальности.

Концепция философии физики  М. Бунге.

Категории мышления нелинейной динамики и их общенаучное значение.

Знание, рациональность и ценности как проблемы современной философии науки.

 

3. Гуманитарное знание: эпистемологическое и онтологическое исследование.

 

Вопрос о природе гуманитарных наук.

Гуманитарные науки как науки о духе, культуре, творчестве, тексте.

Проблема классификации наук. Статус гуманитарных наук в системе научного знания.

Гуманитарные науки и науки социальные.

Методологические программы в области гуманитарных наук.

Специфика гуманитарного знания и познания.

Г.Х. фон Вригт о двух главных традициях в науке и философии научного метода - аристотелевской и галилеевской традициях научного объяснения.

Л. Витгенштейн о соотношении культуры и ценностей.

Гуманитарные науки: проблема многообразия и единства научных дисциплин.

Постклассическое философствование и философско – методологические программы в области гуманитарных наук.

Диалектика как проект и методология гуманитарного и социального познания.

Феноменология и гуманитарное познание.

Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени” Хайдеггера.

Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти. Феноменология как способ философствования, формирующий целостное миропонимание.

Герменевтика как методология гуманитарного познания.

Предмет, задачи и цель герменевтики по Шлейермахеру.

Сравнительный анализ герменевтики Шлейермахера и Гегеля.

Концепция герменевтики Г. Шпета.

Философская герменевтика Х.Г. Гадамера.

Диалог в интерпретации Х.Г. Гадамера.

Герменевтика «Я есть» П. Рикера.

Аналитическая философия и гуманитарное познание.

Статус психологии в аналитической программе Рассела.

Концепция объяснения и понимания Г. Х. фон Вригта.

Семиотико - структуралистская концепция гуманитарных наук.

Методологические идеи «русского структурализма» (В. Пропп, О. Фрейденберг).

Концепция археологии знания М. Фуко.

Постструктурализм и гуманитарное познание.

Грамматология Ж. Деррида.

Философско—методологические проблемы гуманитарных наук: соотношение общих и особенных определений мышления.

Концепции философии истории и историографии. Спекулятивные, аналитические и постмодернистские версии философии истории.

 Методология исторической науки. Историческое описание, специфика исторического факта и проблема существования исторической теории.

Интернализм и экстернализм как стили мышления в историографии науки.

Философия как гуманитарное познание. Тема Я-Другой-Мы в философии.

Понятие текста, его исторические аспекты.

 Понятие знака (Августин, Моррис, Соссюр, структурализм, постструктурализм).

 Онтологизация проблемы понимания.

 Идея герменевтического круга в истории герменевтики (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

 Вопрос о возможности "лучшего понимания" в герменевтической традиции (Шлейермахер, Дильтей, Хайдеггер).

Идея контекста в методологии гуманитарных наук (Шлейермахер, Бахтин).

Проблема диалогичности гуманитарного знания (Шлейермахер, Гумбольдт, Бахтин, Шпет, Гадамер).

Проблема авторства в современной методологии гуманитарных наук (герменевтико-феноменологическая программа, постструктурализм).

Проблема авторства в постструктуралистской программе (М.Фуко, Р. Барт).

 Концепции философии истории (Гегель, Р. Коллингвуд, марксизм, постструктурализм).

 Философия и методология психологии.

 Методология клинического психоанализа З. Фрейда и его философская интерпретация.

 

Рекомендации по использованию информационных технологий.

При подборе информационных источников можно использовать следующие интернет-ресурсы:

http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН

http://philos.msu.ru/library Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www.auditorium.ru/aud/index.php Библиотека гуманитарных текстов "AUDITORIUM"

http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.)

 

Заключение

 

Опыт исторического бытия и самопознания философии показывает, что она полагается как самоосмысление человека, общества, человечества. Философия конституировалась в духовной культуре как вид духовной деятельности, осмысливающий мировоззренческие вопросы человеческого бытия и познания. Формируя целостный взгляд на мир и на человека-в-мире, философия осмысливает тему бытия и мышления, творчески исследует их соотношение, в конкретных исторических условиях идеологически санкционирует то принцип их тождества, то принцип их различАния. 

Непосредственно осваивая опыт бытия человека-в-мире, философия осмысливает темы бытия и ценности, познания и практики, исследует взаимосвязь практического, познавательного и ценностно-оценочного отношений человека к миру. Сложная структура опыта бытия человека-в-мире и своеобразие философского мышления определяют структурирование философского вопрошания. В системе философии возникает различие и взаимосвязь общих и особенных тем философствования. Это позволяет соединить абстрактные смыслы философского мыследействия с определенными ареалами опыта бытия человека-в-мире.

Так возникают традиции метафизического и неметафизического философствования, онтология и аксиология, гносеология и праксиология, что в определенном смысле составляет теоретическое ядро философии. На ее основе осваиваются локальные ареалы опыта бытия человека-в-мире, что проводит к становлению философии природы, общества, культуры, человека, философии глобальных, региональных и личностных проблем человеческого бытия. Осмысливается соотношение философии и логики. Возникают этика и эстетика, философия науки и техники, философия религии и философия права, философия политики и философия идеологии.

Реализуя свое своеобразие, философия как многообразие и единство философских наук осуществляет мировоззренческую и методологическую, ценностно-оценочную и прогностическую функции. Посредством них философское знание транслируется в культуру, в практику жизни. В современной цивилизации возрастает значение коммуникативного потенциала философии. Она осознает себя как форма интеллектуальной коммуникации современного человечества, позволяющая средствами разума осмысливать самоценность человеческой личности, гармонизируя ее с оценкой ценности человеческой жизни в целом.

Практика современной жизни требует развития диалога философских традиций Запада и Востока, Севера и Юга, диалога культур, жизненно необходимого в условиях нарастающей проблематизации бытия человека-в-мире.

Традиция философствования, осмысливая жизненные проблемы человека, общества, человечества, преодолевая свой собственный гипертеоретизм, возвращается к своим истокам, обретает статус философии как мудрости жизни.

 

 

Учебное издание

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: