Перспективы научно-технического прогресса

 

1. Главные характеристики современной постнеклассической науки.

2. Сближение естественно-научного и социально-гуманитарного познания на современном этапе развития науки.

3. Этические проблемы современной науки.

4. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих ориентаций современной цивилизации.

5. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

1. Во второй половине XX-го века произошли изменения, позволившие говорить о новом, постнеклассическом этапе ее развития. Среди отечественных философов одним из первых, кто систематизировал его характеристики, был B.C. Стёпин. В настоящее время выходят многочисленные работы, в которых особенности современной научной деятельности конкретизируются далее. Таким образом, выделяются следующие черты постнеклассической науки:

– широкое распространение идей и методов синергетики (теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы). Синергетика исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению. Целое не равно сумме частей, оно качественно другое;

– изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных, комплексных подходов в его изучении. Если объектами классической науки являются простые системы, неклассической – сложные, то в настоящее время привлекают внимание сверхсложные исторически развивающиеся системы;

– все более широкое распространение идеи развития (историзация, диалек-тизация науки). Понятие истории применяется к более широкому кругу объектов, вводится даже в квантовую механику;

– стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подхода;

– укрепление и все более широкое распространение идеи коэволюции, т.е. сопряженного взаимообусловленного изменения частей внутри целого. Принцип коэволюции является углублением и расширением понятия эволюции;

– укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального, всестороннего взгляда на мир, включающего в себя человека. Таким образом, человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он является частью познающей целое;

– понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного. В этом случае нестабильность, неустойчивость не всегда является злом. Она может  выступать условием стабильного и динамичного саморазвития;

– формирование нового – организмического видения природы. Человек представляется как органическая часть природы;

– соединение объективного мира и мира человека, т.е. преодоление разрыва объекта и субъекта. Данная особенность выражается в диалогичности, в антропном принципе, в дополнении научных описаний ценностными характеристиками;

– усиливающаяся математизация научных теорий, увеличивающая их сложность и абстрактность. С другой стороны, потребности развития самой математики приводят к появлению целого ряда прикладных дисциплин: теория игр, теория графов, дискретная математика и т.д.

– постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса, т.е. к его логическим, понятийным компонентам и усиление роли в нём нерациональных компонентов: интуиции, фантазии, воображения;

– методологический плюрализм. Наука осознает ограниченность, односторонность любой методологии, в том числе материалистической. В этой связи П. Фейерабенд выдвинул принцип: «Все дозволено»;

– еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках. При этом задействуются все её функции – мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, методологическая и др.

Некоторые из этих характеристик имеют более детальную конкретизацию.

2. Этот процесс можно рассматривать со следующих 4-х точек зрения.

1. Сближения идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. В качестве онтологического основания будущей науки, стремящейся объединить науки о природе и науки о духе, на современном этапе выступает общенаучная картина мира, базирующаяся на принципах глобального эволюционизма. Длительное время естествознание ориентировалось на постижение природы безотносительно субъекта. Его задачей было достижение объективно-истинного знания, выявление и объяснение причинных связей, установление законов природы. С другой стороны, гуманитарные науки были ориентированы на постижение человеческого в человеке (духа, культуры). Казалось, что между естественными и гуманитарными науками существует непреодолимое противоречие. В настоящее время эта проблема находится в стадии разрешения.

2. Осмысления связей социальных и внутринаучных ценностей как условия современного развития науки. Стандартная концепция науки лишала ее внутри-научных ценностей и настаивала на ценностной нейтральности науки. В настоящее время выясняется, что наука сама по себе представляет ценность. Научное познание является ценностью для практической деятельности. Ценностью являются знания и сама истина. Преодоление ситуации игнорирования когнитивных ценностей привело к осмыслению взаимосвязей внутринаучных ценностей.

К внутринаучным ценностям относятся методологические нормы и процедуры научного поиска, методики проведения экспериментов, оценки результатов научной деятельности, идеалы научного исследования, этические императивы научного сообщества, т.е. его этос. Они выполняют ориентационную и регулирующую функции.

3. Включения социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследова-тельской деятельности. Социальные ценности воплощены в социальных институтах и укоренены в структуре общества. Они демонстрируются в программах, постановлениях, правительственных документах, законах и определенным образом выражаются в практике реальных отношений. К социальным ценностям относятся: свобода, равенство, социальная справедливость, собственность, стабильность общества. Эти ценности могут выступать в качестве основания для критики научных изысканий, в роли критериев для выбора стандартов поведения. Они вплетены в общественную жизнь и претендуют на то, чтобы быть общезначимыми.

4. Проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Современная техника помещает человека в условия далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Наука и техника стали одновременно и величайшей надеждой для человечества и одной из наиболее серьезных угроз. Особенно серьезная ситуация сложилась в развивающихся странах, где обещанный научно-технический прогресс может оказаться невыполнимым. Однако отказ от науки и техники может ухудшить и эту ситуацию. Катастрофы можно избежать только в том случае, если науку и технику поставить под строгий гуманитарный контроль.

3. Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки расширения ее этоса. Основу этоса науки, по мнению Р. Мертона, составляют следующие императивы: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм. Универсализм означает, что ученые в своем исследовании и в оценках исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями, а исключительно общими критериями. Всеобщность здесь значит, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукты социального сотрудничества и являются общим достоянием научного сообщества. Доля индивидуальных творцов ограничена. Незаинтересованность определяется как готовность ученого согласится с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами даже если они противоречат его собственным убеждениям. Организованный скептицизм ориентирует на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. Существенные отклонения от этих норм ведут к деградации научного сообщества, к снижению качества производимого знания, к появлению псевдонауки. К современному этосу науки Мертон предлагает добавочные нормы: оригинальность, эмоциональную нейтральность, независимость, интеллектуальную скромность.

Среди исторически развивающихся систем современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые включен в качестве компонента сам человек. Их примерами могут служить медико-биологические объекты, объекты экологии (в том числе биосфера), объекты биотехнологии, системы «человек – машина» (в том числе сложные информационные комплексы и системы искусственного интеллекта) и др. С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать. В процессе их исследования и практического освоения особую роль начинают играть знания запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. В итоге идеал ценностно-нейтрального исследования трансформируется, предполагая включение аксиологических (ценностных) положений в объясняющие положения. В этом случае речь идет об идеологизированной науке.

Новым направлением философских исследований является экологическая эти-кА, которая вводит в сферу нравственной ответственности человека животных и растительный мир, экосистемы, природные среды обитания, поколения еще не родившихся людей. Ее философские основания исходят из универсальности знания, посредством которого оцениваются и обобщаются выводы любой науки, находится им законное место. Для философии здесь открываются широкие возможности в реализации своего интеллектуального потенциала. Таким образом, в науку привносятся понятия «хорошего» и «плохого», «должного» и «неприемлемого», «предпочтительного» и «нежелательного». Возникающие внутри науки проблемы этики решаются не по правилам науки, а на основе философской логики.

Экологическая этика включает в себя множество объектов. Соответственно выделяются ее области: этика животных, этика земли, этика геообъектов и т. д. Так, на стыке биологии и медицины возникла биоэтика. Особое место в ней занимают этические проблемы, связанные с появлением новых медицинских технологий, препаратов, а также  с появлением технологических возможностей вмешательства в естественные процессы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни (клонирование, эвтаназия). При этом возникает вопрос о пределах манипуляции человеческой психики.

Важной проблемой здесь является и проблема существования самой человеческой телесности. Современный техногенный мир сопровождается увеличением числа и интенсивности различных воздействий на человеческий организм. Обвал информации, стрессы, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций – все это проблемы современности, ее повседневные реалии.

4. Культ науки в 20-м веке привел к возникновению двух остро конфликтующих ориентаций в мире – сциентизму и антисциентизму. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, модернизацию быта и досуга, кто верит в безграничные возможности науки. Наука с этой точки зрения оказывается высшей ценностью. Только благодаря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия НТР. Их пессимизм усиливается по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально политических проблем. Их аргументы выигрышны, когда они подмечают, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее, наоборот стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука. Они прибегают к предельной драматизации ситуации, рисуя сценарии катастрофического развития человечества. Сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью. Однако эти ориентации носят универсальный характер.

Современная стадия развития науки обеспечивает возникновение новых мировоззренческих установок, которые несут в себе новые гуманитарные смыслы и ответы на вызовы исторического развития. Современная наука включает в себя ориентиры планетарного мышления. Мировоззрение современника направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений как техногенной цивилизации, так и цивилизации традиционных типов общества, культур Запада и Востока. Новые мировоззренческие идеи возникают в качестве своеобразного резонанса современной науки с другимиобластями культурного творчества. Взаимное влияние этих областей ускоряет процесс формирования новых смыслов, универсалий культуры, новой системы ценностей, приоритетов, предполагающих путь к иным, нетрадиционным стратегиям человеческой жизнедеятельности.

Современная научная картина мира воплощает в себе идеалы открытой рациональности. Ее мировоззренческие следствия коррелируют с философскими идеями различных культурных традиций. Речьидет о соответствии не только новым менталитетам западной (техногенной культуры конца 20-говека), но и философским представлениям традиционных культур Востока, а также о ее соответствии философским идеям самобытной культуры России.

Определенную роль в формировании современного мировоззрения играет так называемая «паранаука». В понятии «паранаука» отражается тот факт, что содержание самой науки неоднородно. Некоторые его элементы могут не укладываться в идеалы научной рациональности. В некоторых традициях паранаука намереннодемонстрирует оппозиционность к науке – народная медицина, архитектура, педагогика, метеорология и т. д.

Самостоятельный тип паранаукпредставляют оккультные науки – алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование снов и др. В каждой из них существует свое теоретико-подобное учение,основанное на вере в сверхъестественное.

Паранаука критикует науку за догматизм и сциентизм.

Значение паранауки не только в том, что она удовлетворяет духовные потребности невежественных людей. В современном мире паранаука – естественный спутник науки и вместе с тем вызов ей.

5. Глобальные кризисы, угрожающие самому существованию человечества, выражаются в форме глобальных проблем. К таким проблемам относятся экологические, демографические, проблемы культуры, войны и мира и др. Иногда их подразделяют на проблемы выживания человечества и проблемы сохранения человеческой личности, т. е. гуманитарные проблемы.

К причинам возникновения глобальных проблем относят ускоренный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность – обострение одной из них влечет обострение всей их цепочки. В силу этого они должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества.

Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системы отношений, человек – общество – биосфера. Они требуют от ученых и предпринимателей повышение ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиление контроля со стороны государственных и правительственных структур за осуществление предполагаемых проектов и разработок. Наука отреагировала на возникновение этих проблем созданием новой отрасли – социальной экологии. Ее задачами являются изучение экстремальных ситуаций, нарушений равновесия во взаимодействии общества и природы, создание программ решения экологических проблем. Научное рассмотрение способов экологической переориентации экономики, технологии, образования и общественного сознания в целом связано не только с осознанием причин, сущности и многообразия рисков и негативов. Наука проявляет себя и как деятельная производительная сила. Она предлагает реальные меры по технологии очистки отходов и перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии перехода к безотходному производству.

Принципиальным требованием новой технологической парадигмы является не просто защита природы от деконструктивного техногенного воздействия, но и необходимость совмещения техники с законами саморегулируемых систем. Экотехнология требует перестройки технологий на экологической основе.

Гуманитарную проблематику иногда обозначают как современный антропологический кризис. Он включает множество аспектов: появление «одномерного» человека как продукта массовой культуры, проблему социализации и формирования личности в условиях ускоренного развития техногенной цивилизации, возникновение реальной опасности разрушения биогенетической основы человечества по мере развития генной инженерии, проблему сохранения человеческой личности в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения и др. Ученые также озабочены проблемой социального расслоения людей. Глобальная компьютерная революция и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост личностного развития, обостряет весь комплекс коммуникативно – психологических проблем.

Проблема обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы по-прежнему сохраняет свое значение. Новые виды вооружения предполагают все более изощренные способы поражения человечества, которое и так балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стратегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI-го века. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологической нравственности.

В осмыслении кризисных аспектов складывающейся в мире ситуации важную роль сыграл Римский Клуб. Начиная с 1968г., его участники посвящали свои доклады изучению затруднений человечества, связанных с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления. Их интересовали тенденции развития глобальных процессов.

Возникшая социальная экология в качестве своей теоретической основы имела учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится ведущим фактором активной оболочки Земли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: