Тема 8. Наука как социальный феномен

1. Понятие и историческое становление науки как социального института.

2. Структура науки как социального института. Исторические институциональные формы научной деятельности, их специфика и взаимосвязь.

3. Эволюция способов и форм трансляции научного знания. Компьютеризация науки и её социальные последствия. Перспективы компьютеризации науки.

4. Проблема диалектики и власти, пауки и экономики. Современные тенденции и их особенность.

 

Прежде всего необходимо обратить внимание на понимание науки как специализированной деятельности людей, направленной на производство и воспроизводство научного знания, которой присущи внутренние, имманентные законы. Укажите на эти имманентные законы и с чем они связаны, из чего они вытекают. В тоже время наука всегда, так или иначе, являлась коллективной формой деятельности. Она стремится не только к производству научного знания, но и активно утверждать себя как авторитетная сила, способная положительно влиять на бытие людей и общества. В силу этого она должна прибрести статус социального института.

В связи с этим вам необходимо усвоить значение термина институт. После этого обратите внимание на содержание и значение науки как социального института. Когда и почему наука приобретает статус «института»,  каковы исторические предпосылки и условия,  необходимые для оформления её в качестве «социального института». Существовали ли внутренние предпосылки в самой науке для становления её как социального института, а так же внешние предпосылки?  Если существовали, то укажите на них.

После этого можно перейти к анализу структурно-образующих элементов науки как социального института. При этом необходимо указать, на какие организационные цели и задачи направлена наука как социальный институт. Почему наука как система учреждений и организаций направлена на объединение учёных с целью: 1) утверждения науки как особого, суверенного способа деятельности (статус автономности); 2) выработки принципов, норм и эталонов научной деятельности; 3) воздействия науки на социокультурный процесс бытия, развития общества и в целом человеческую историю. Какова историческая эволюция институциональных форм научной деятельности, их специфику и взаимосвязь. Здесь полезным будет сопоставить точки зрения Р. Мертона, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, М. Полани и других мыслителей на понимание природы и сущности науки как социального института, эволюцию организационных форм развития науки как социального феномена и института в современных условиях.

При рассмотрении вопроса трансляции научного знания необходимо, прежде всего, дать определение понятия «трансляция научного знания». После этого можно перейти к классификации способов и форм трансляции научного знания. При этом необходимо обратить особое внимание на специфику научного языка, «языковой картины науки», принципы формализации научного языка, которые влияют как на трансляцию научного знания, так и на компьютеризацию науки. Тогда будет возможно более содержательно дать характеристику социальных последствий компьютеризации науки и информационно-технологических способов и форм распространения научного знания. При этом обратите особое внимание на Интернет как способ и инструмент распространения научного знания, в чём состоят его достоинства и возможные недостатки. При этом необходимо понять, какие положительные и возможные отрицательные социальные, этические последствия при этом можно ожидать и прогнозировать.

При рассмотрении проблемы диалектики науки и власти, науки и экономики, особенно в условиях коммерциализации всей системы отношений в современном обществе, в современной цивилизации какие противоречия возникают при их взаимодействии. Для этого необходимо выявить природу и статус суверенности науки как вида деятельности и как социального института. Поскольку и власть экономика, как правило, преследуют прагматические цели. Без этого трудно понять противоречивый характер взаимосвязи науки и власти, государства, науки и экономики. В тоже время без поддержки со стороны власти, государства и экономики невозможно эффективное развитие науки как вида деятельности и как социального института. В связи с этим необходимо понять сущность этоса науки, особенность нравственных императивов науки, который позитивно влияет на характер этих отношений, на границы прагматическое использование науки как властью, так и экономикой. Это особенно актуально в условиях современных глобальных политических, социальных, экономических, экологических, гуманитарных проблем.

 

Библиографический список

 

1.Воитов, А.Г. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов / А.Г. Воитов. – 2-е изд. – М.: Дашков и К,2006. – 691 с.

2.Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2004. – 327 с.

3. Лебедев, С.А. Введение в историю и философию науки / С.А. Лебедев, В.В. Ильин, Ф.В. Лазарев, Л.В. Лесков. – М.: Академический проект, 2005. – 543 с.

4. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев. – М.: Академический проект, 2006.– З16 с.

5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки. Традиции и новации / Т.Г. Лешкевич. – М.: Приор, 2001. – 413 с.

6. Общие проблемы философии науки: словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н.В. Бряник; отв. ред. О.Н. Дьячкова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 318 с.

7. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 603 с.

8. Современная западная философия: словарь / сост. и отв. ред. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – 2-е изд. – М.: ТОН-Остожье, 1998. – 542 с.

9. Стёпин, В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук  / В.С. Стёпин. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с.

10. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. – М.: Экзамен, 2005. – 275 с.

11. Философия и методология науки: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под. ред. В.И. Купцова. – М.: Аспект пресс, 1996. – 551 с.

 

 

II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: