Прогнозирование развития культуры

Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т.д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.

Основными задачами в прогнозировании сферы культуры являются:

· сохранение действующей сети учреждений отрасли;

· наращивание творческого потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов;

· сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;

· расширение экспозиционно-выставочных работ и научно-просветительской базы отрасли, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, и обеспечение их доступности для населения страны.

При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели:

ü количество посещений театрально-зрелищных учреждений;

ü количество читателей библиотек в расчете на 1000 человек населения;

ü сеть массовых библиотек и клубов;

ü выпуск книг, газет и журналов;

ü объем радио- и телепередач;

ü количество киноустановок и мест в них;

ü количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.

Развитие учреждений культуры и искусства финансируется за счет разных источников, в основном собственных и бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям возможности бюджета ограничены. Существенными источниками инвестиций могут стать частные сбережения, средства профсоюзных и общественных организаций, направляемых на культурное и бытовое обслуживание населения, благотворительные фонды и спонсорство.

Аналогичные подходы используются и при прогнозировании и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.

 

Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития социальной сферы

Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с общей взаимосвязанной системой основных экономических показателей. Эта система основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов. Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени преобразования существующих показателей.

Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

· наличие нормативной базы;

· привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ;

· гибкая система управления.

Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.

 

Заключение

Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Именно второй вариант представляется более оправданным.

Обоснование направлений прогнозирования в социальной сфере заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Возможность дать оценку проведенному прогнозному следованию предоставляется лишь по прошествии того времени, на которое был рассчитан данный прогноз.

Эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Таким образом, прогнозирование в социальной сфере с его психологией, математическим аппаратом является важным элементом социальной сферы жизни, усиления ее научного потенциала и результативности.

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания - 2-е изд.,испр. и доп. /Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А./ ИНФРА-М, Москва, 2010. – 113 с.

2. Федеральный закон от 20.07.1995 года N115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", (с изм. от 09.07.1999)

3. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998. – 201 с.

4. Зелькович Р. М., Исакова Л. Е., Семенов В. Ю. Экономика здравоохранения: основные понятия: Учебник. - Кемерово: СибформС, 1999. - 90 с.

5. Комаров И.Л. Менеджмент социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 567 с

6. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007 - 480с. - (Бакалавр)

7. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. - Мн.: Современная школа, 2005- 476 с.

8. Сафронова  В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М.Сафронова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

9. Шевченко Г.В. Приоритетные задачи отечественного здравоохранения // Человек и труд, 2002 г. №6.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: