Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема: Экономика здравоохранения как наука и предмет преподавания. Цели, задачи.




Цель:Изучить основные понятия экономики здравоохранения, ее цели, задачи.

Экономика (в пер. искусство ведения домашнего хозяйства) – совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются политические и юридические надстройки, и которой соответствуют определенные формы общественного сознания (определение Маркса); это отрасль научных знаний, которая изучает производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства или обмене.

Основные группы человеческой деятельности:

1) производственная деятельность: промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, торговля и др. - подлежит экономической оценке;

2) услуги: образование, здравоохранение, пассажирский транспорт, социальные услуги и др. - подлежит частично;

3) духовное производство: наука, культура, средства массовой информации - подлежит условно;

4) домашнее хозяйство - не подлежит экономической оценке.

Экономика здравоохранения (ЗО) – отрасль науки экономики, изучающая место здравоохранения в народном хозяйстве, раз­рабатывающая методы рационального использования ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

Экономика здравоохранения – это отраслевая экономическая наука, которая изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов здравоохранения, управления ими для максимального удовлетворения потребностей людей в здоровье, товарах и услугах медицинского назначения.

Цель экономики здравоохранения — удовлетворение потреб­ности населения в медицинской помощи.

Предмет экономики здравоохранения — разработка методов рационального использования ресурсов для достижения целей в охране здоровья населения.

Отправной точкой анализа экономических проблем здраво­охранения является его рассмотрение как области человеческой деятельности и как отрасли народного хозяйства.

При этом в здравоохранении, подобно любой другой облас­ти деятельности человека, может быть выделено две стороны:

1. Профессиональная, которая составляет содержательный аспект медицинской деятельности. Нет такой сферы применения способностей человека, которая бы не требовала наличия опре­деленных профессиональных навыков или в которой отсутство­вало бы содержание.

2. Экономическая. Она представлена той хозяйственной формой, в ограниченных объек­тивных рамках которой неизбежно совершается данная деятель­ность. Нет такого вида профессиональной деятельности, кото­рая бы содержательно осуществлялась в отрыве от какой-либо конкретной экономической формы.

Общая цель экономики и организации здравоохранения - это изучение экономических и организационных отношений, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной дея­тельности.




При этом необходимо отметить, что данные отношения неиз­бежно формируются в двух плоскостях.

Одна группа носит названия организационно-экономических отношении.

Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры, и т.д.).

Другую группу составляют социально-экономические отно­шения. Посредством их анализа выявляются специфические, сво­еобразные черты хозяйственной деятельности медицинских уч­реждений, функционирующих в различных условиях (государ­ственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).

Обе эти группы тесно взаимосвязаны. Их изучение позволя­ет, например, выбрать оптимальную хозяйственно-правовую модель предпринимательской деятельности в здравоохранении.

Экономика здравоохранения развивается по двум направлениям:

a) эффективность здравоохранения, изучающая пути сохранены и укрепления трудовых страны;

б) экономичность здравоохранения, изучающая рациональное использование выделенных (государством) средств на здравоохранение.

Общая экономика ЗО изучает вклад всей системы ЗО в развитие народного хозяйства: прямые и обратные связи, которые существуют между ЗО как специфической отраслью народного хозяйства и народным хозяйством в целом.

Система хозяйствования – это сложный комплекс, целью которого является удовлетворение потребностей вообще и в здоровье в частности. ЗО оказывает влияние на народное хозяйство путем: а) увеличения числа работающих за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, преждевременной смертности; б) снижения затрат по социальному страхованию; в) оздоровления среды обитания человека, психического и физического состояния населения.



Задачи экономики ЗО:

1. Правильное определение объема и рациональное использование экономических ресурсов, выделяемых на ЗО.

2. Обоснование не отраслевого экономического эффекта от ЗО и анализ внутриотраслевой эффективности использования ресурсов, имеющихся в системе ЗО (разработка методологии в оценке конечных результатов деятельности системы ЗО).

3. Изучение социально-экономических проблем, связанных с изменениями оплаты труда медицинских работников, теоретических и практических вопросов нормирования труда в ЗО

4. Изучение и оценка экономической эффективности деятельности учреждений ЗО на современном этапе

5. Экономическое обоснование удовлетворения потребностей населения в лечебно-профилактическом обслуживании

6. Проведение экономических экспериментов в ЗО.

Экономика здравоохранения - комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области здравоохранения.

Экономика здравоохранения исследует хозяйственные формы медицинской профессиональной деятельности. Профессиональная сторона деятельности человека в здравоохранении представляет собой содержательный аспект медицинской деятельности.

Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.

Общая цель экономики здравоохранения - это изучение экономических отношений и хозяйственных контактов, объективно возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Уровни экономических отношений:

Макроэкономический

Мидиэкономический

Микроэкономический

На макроэкономическом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением. Таким образом, макроэкономика рассматривает взаимодействие системы здравоохранения с государством и обществом в целом и с другими отраслями хозяйства.

Макроэкономический уровень предполагает универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности медицинских организаций в существующей экономической системе.

На мидиэкономическом уровне исследуются хозяйственные связи внутри системы здравоохранения, как отрасли экономики, состоящей из целого ряда подотраслей, производств и специализаций, связанных решением одной функциональной задачи - охраны и укрепления здоровья населения.

Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, предприятия, его звеньев и структур.

На микроэкономическим (практическом) уровне реализуются конкретные закономерности, связанные с существованием медицинской деятельности: финансирование, ценовой механизм, основы заработной платы, инвестиционной и инновационной политики, особенности медицинского труда. Управление трудом, оценка реального трудового вклада и эффективности труда медицинских работников, оплата и стимулирование труда персонала в соответствии с его качеством и результативностью являются одними из самых важных проблем микроэкономического анализа в здравоохранении.

На микроэкономическом уровне они охватывают деятель­ность каждого индивидуума, отдельных участков, звеньев и структур производства медицинских услуг. Главный микроэко­номический элемент здравоохранения — это лечебно-профилак­тическое учреждение, по своей сути выступающее как своеоб­разное услугопроизводящее предприятие (фирма). Что же каса­ется частнопрактикующего врача, то он, по сути дела, во­площает, персонифицирует целое медицинское учреждение, вы­ступая попеременно в качестве основного персонала, менедже­ра, обслуживающего работника и т.п., если, конечно, речь не идет об использовании наемной рабочей силы.

В рамках национальной экономики в целом, и прежде всего в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохра­нением, а таких отраслей насчитывается около тридцати (меди­цинская промышленность, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строитель­ства, торговли и т.п.), складываютсямакроэкономические от­ношения. В современных условиях интегрирования многих ви­дов лечебно-профилактической деятельности на интернацио­нальном уровне макроэкономические отношения выходят в сфе­ру всемирного хозяйства, функционирования рынка услуг здра­воохранения в мировом масштабе.

Вместе с тем формулировка основной цели экономики здравоохранения как изучения различных групп и уровней хозяйственных контактов, несмотря на всю реальную значимость этих последних, звучит слишком неопределенно.

Поэтому кроме общей цели изучения выделяют еще ряд более частных задач, соединяемых в несколько проблемных групп. Причем как сами эти задачи, так и их группировки, стоящие перед экономикой здравоохранения и решаемые ею, определены самой практикой.

Если вы решили организовать медицинское услугопроизводящее предприятие или заняться частной индивидуальной врачебной практикой (в данном случае эта разница не имеет существенного значения), то сразу же вы включаетесь в определенный круг экономических отношений или хозяйственных контактов, без наличия которых подобная деятельность реально просто неосуществима.

Приняв этот тезис за исходный, далее целесообразно разобраться в нескольких группах проблем, последовательно, логически вытекающих одна из другой. Их изучением как раз и занимается такая отрасль экономических знаний, как экономика здравоохранения.

Проблемы:

Современная экономика здравоохранения рассматривает медицинскую организацию как:

во-первых, специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязанностями;

во-вторых, как самостоятельного участника рыночных отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и одновременно с учетом всей специфики здравоохранения.

Естественно, что экономика здравоохранения не может су­ществовать в отрыве от родственных ей экономических наук и медицины.

Медицинская деятельность, осуществляемая в оп­ределенных организационно-хозяйственных формах, дает экономике здравоохранения объект исследования, воплощаемый в то, ради чего, собственно говоря, эта наука и существует — в экономическую практику здравоохранения.

Методы экономики здравоохранения.Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов познания:

1. Анализ и синтез.

2. Математические и статистические.

3. Балансовый.

4. Прогнозирование.

5. Экспериментальный.

Анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, то есть происходит расчлене­ние исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее, для выявления наиболее существенных закономерностей.

Математические и статистические методы помогают вскрыть количественную связь экономических переменных. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохране­ния исследует и переход количества в новое качество. Математический и статистический анализ только тогда вскрывает реаль­ные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализи­руемого предмета.

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономи­ческих расчетов. Они используются для обеспечения строго определенного количественного соотношения между какими-либо составляющими, например: между потребностями и возможностями их удовлетворения (в том или ином виде медицинских услуг, медицинской технике, финансовых ресурсах); между доходной и расходной частями бюджета и т.д.

Метод прогнозирования представляет научное предвиде­ние наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, по­требности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического прогресса отрасли и т.д. Прогнозирова­ние является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть про­блемы, которые потребуется решить для достижения каких-либо целей.

Экспериментальный метод представляет собой поиск тех или иных форм повышения эффектив­ности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдель­ных медицинских учреждений и имеет большое практическое значение.

Итак, предметом экономики здравоохранения являются отношения по поводу производства и потребления услуг здравоохранения, т.е. хозяйственный механизм отрасли

Объектом исследования экономики здравоохранения является непосредственно здоровье человека или общества, а также сама система здравоохранения, обеспечивающая систему жизнедеятельности и саморазвития индивида и социальных общностей.

Литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.

2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. - С.-П., 2004.

3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой - М, 2004.

4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. - А., 2003.

5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - А., 2001.

6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. - А.: Экономика, 1998.

Дополнительная:

1. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

3. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

4. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.

5. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.

6. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР - Казахстан, Алматы.

7. Журнал «Главная медицинская сестра», Москва.

8. Журнал «Сестринское дело». Москва.

9. Журнал «Медсестра», Москва.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Экономики».

2. Понятие «Экономики здравоохранения».

3. Задачи экономики здравоохранения.

4. Цели экономики здравоохранения.

5. Понятие системы хозяйствования.

6. Уровни экономичсеских отношений.

7. Методы экономики здравоохранения.

Лекция № 2.





Дата добавления: 2017-11-01; просмотров: 3862; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 7566 - | 7214 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.