Рекомендации по написанию курсовой работы

О. В. Вершинина

Организация  отделов
маркетинга  и  сбыта

Учебно-методическое пособие
для студентов экономических специальностей

 

Волгоград 2008

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного университета

 

 

Рецензент:

д-р экон. наук, проф. кафедры финансов, бухгалтерского учета
и аудита Волгоградского государственного
архитектурно-строительного университета М.П. Придачук

 

 





Вершинина, О. В.

Организация отделов маркетинга и сбыта [Текст]: учеб.-метод. пособие для студ. экон. спец. / О. В. Вершинина; ГОУ ВПО «ВолГУ», Каф. маркетинга. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 32 с.

Учебно-методическое пособие содержат программу курса «Организация отделов маркетинга и сбыта», темы и расширенные планы лекционных занятий; тестовые задания с вариантами ответов; вопросы к зачету; список рекомендуемой литературы; примерные темы курсовых работ и рекомендации по их написанию.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» очной и заочной форм обучения.

© О.В. Вершинина, 2008

© Оформление. Издательство

Волгоградского государственного

Университета, 2008

ВВЕДЕНИЕ

С началом российских рыночных реформ интерес хозяйствующих субъектов к маркетингу заметно возрос. В условиях быстроразвивающегося рынка важную роль стали играть маркетинговые мероприятия: исследования, стратегия и планирование.

В системе интегрированного маркетинга принципы маркетинга получают вполне законченное организационное оформление, которое позволяет полностью учитывать возможности сбыта и на этой основе координировать усилия всех других подразделений для достижения коммерческих и других целей фирмы. Маркетинг, по существу, рассматривается не как один из элементов управления, а как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности компании. Маркетинговый комплекс (отдел, управление) берет на себя выполнение большого числа функций или выступает в качестве консультирующего органа по отношению ко всем другим подразделениям.

Учебно-методическое пособие имеет цель обеспечить студентов необходимой базой по вопросам организации маркетинговой деятельности на предприятии, дает возможность проверить свои знания на тестах и применить теоретические знания на практике при написании курсовой работы. В данной работе содержатся планы лекционных и семинарских занятий, вопросы и несколько вариантов ответов к ним, рекомендации по написанию курсовой работы с примерным ее планом.

Издание представляет собой обобщение результатов исследований и учебно-методических разработок автора. Основные аспекты данного пособия могут быть использованы при проверке и оценке знаний студентов по таким дисциплинам, как «Основы маркетинга», «Организация отделов маркетинга и сбыта», «Экономика предприятия».



ПРОГРАММА КУРСА

 

Темы дисциплины Часы
1 Маркетинг на предприятии, эволюция концепции маркетинга 4
2 Структура маркетинговой службы, ее состав и место в общей системе управления предприятием 4
3 Цели, задачи и функции отделов маркетинга и сбыта. 4
4 Взаимодействие отделов маркетинга и сбыта с другими подразделениями 4
5 Размеры отделов маркетинга и сбыта 4
6 Подбор персонала: качество, оценка и оплата труда 4
7 Организация работы отдела маркетинга и сбыта 4
8 Планирование работы отделов маркетинга и сбыта 4
9 Бюджет маркетинга и оценка эффективности организации отделов маркетинга и сбыта 4

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

 

Тема 1. Маркетинг на предприятии, эволюция концепции маркетинга.

1.1. Основные понятия и определения.

1.2. Состояния спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

1.3. Концепции управления маркетингом.

1.4.  Концепции управления в традиционной и новой организациях.

 

Вопросы и задания.

1. Каким образом соединяются в определении маркетинга такие понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен и рынок?

2. Приведите примеры товаров, на которые существует отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный и нерациональный спрос.

3. Дайте определение управления маркетингом для каждой из известных концепций управления.

4. Какой концепции маркетинга соответствует деятельность Вашего предприятия? Её плюсы и минусы?

5. В чем состоят отличия между концепциями управления традиционной организацией и новой организацией?

 

 

Тема 2. Структура маркетинговой службы, ее состав и место в общей системе управления предприятием.

2.1. Организационная структура, ее типы.

2.2. Товарная организационная структура.

2.3. Рыночная организационная структура.

2.4. Создание внутренних подразделений службы маркетинга.

2.5. Внедрение отдела маркетинга в структуру фирмы, реорганизация.

 

Вопросы и задания.

1. Какая структура организации свойственна Вашему предприятию?

2. Наличие какого отдела является обязательным в службе маркетинга?

3. Назовите возможные варианты структур отдела маркетинга.

4. В каких случаях может быть эффективна функциональная структура отдела маркетинга?

5.  В зависимости от чего меняется организационная структура предприятия? Как определить ее гибкость?

6. Почему необходима перестройка организационной структуры предприятия при переводе его на маркетинговую ориентацию?

7. Без проведения каких мероприятий реорганизация будет бессмысленной?

8. Какова структура взаимосвязи маркетинга и сбыта на Вашем предприятии? Её плюсы и минусы?

9. Удовлетворяет ли существующая у Вас структура требованиям эффективного информационного обмена маркетинговой информацией?

10. Раскройте функциональную направленность и основные принципы реорганизации маркетинга и сбыта?

11. Какие факторы успеха характерны для структуры Вашего предприятия и все ли Вы их используете?

12. Представьте структуру маркетинга и сбыта Вашего предприятия. Выявите преимущества и недостатки, используемой на Вашем предприятии структуры.

13. Используя примеры структур систем маркетинга и сбыта, разработайте предпочтительный для Вашего предприятия вариант.

 

 

Тема 3. Цели, задачи и функции отделов маркетинга и сбыта.

3.1. Цели, задачи и функции отдела маркетинга.

3.2. Отличия между функциями и задачами отделов маркетинга и сбыта.

3.3. Задачи, обязанности, права и ответственность директора по маркетингу.

 

Вопросы и задания.

1. Играет ли генеральный директор ведущую роль в удовлетворении нужд потребителей Вашей продукции?

2. Каковы функции и обязанности директора по маркетингу, его роль в в удовлетворении нужд потребителей?

3. Опишите известный Вам пример деятельности генерального директора, который постоянно обращает внимание на удовлетворение потребительского спроса.

4. Какие задачи и функции выполняют отделы маркетинга и сбыта Вашего предприятия?

5. Какие задачи и функции следует внедрить на Вашем предприятии в отделах маркетинга и сбыта?

 

Тема 4. Взаимодействие отделов маркетинга и сбыта с другими подразделениями.

4.1. Статус отдела маркетинга в системе управления предприятием.

4.2. Взаимосвязь отдела маркетинга с другими подразделениями.

 

Вопросы и задания.

1. Каков должен быть статус отдела маркетинга среди других подразделений предприятия для обеспечения его реальной маркетинговой ориентации?

2. Каково назначение информационного взаимодействия между структурными подразделениями предприятия?

3. Существует ли определенный порядок в построении информационного взаимодействия между подразделениями предприятия?

Тема 5. Размеры отделов маркетинга и сбыта.

5.1. Размеры отдела маркетинга.

5.2. Размеры отдела сбыта.

 

Вопросы и задания.

1. Учитывая соотношения, приведённые в таблице 7, предложите ориентировочную численность отделов маркетинга и сбыта Вашего предприятия. Уточните какова численность отделов маркетинга и сбыта на Вашем предприятии в действительности?

2. Определите количество существующих и потенциальных дистрибьюторов и потребителей продукции Вашего предприятия.

3. Сколько посещений и звонков в месяц следует сделать Вашим сотрудникам, работающим с дистрибьюторами и потребителями?

4. Сколько сотрудников (агентов) следует задействовать в сбыте Вашего предприятия?

 

Тема 6. Подбор персонала: качество, оценка и оплата труда.

6.1. Требования, предъявляемые к персоналу отдела маркетинга.

6.2. Требования, предъявляемые к персоналу отдела сбыта.

6.3. Оценка эффективности деятельности службы маркетинга.

6.4. Оплата труда отделов маркетинга и сбыта.

6.5. Подбор персонала.

6.6. Производственная переподготовка кадров.

 

Вопросы и задания.

1. Назовите основное качество маркетолога / дистрибутора по Вашему мнению?

2. Можно ли применить критерии эффективности работы отдела маркетинга к работе отдела сбыта? В чем они схожи и в чем их отличие?

3. Сопоставьте систему оплаты труда работников отдела маркетинга и сбыта с предложенным набором критериев оценки эффективности их работы. Что по Вашему мнению легче сопоставить?

4. Обладает ли на Ваш взгляд предложенная система оплаты труда персонала службы маркетинга качествами справедливости, эффективности, мотивирования?

5. Применима ли по Вашему мнению предложенная система оплаты труда персонала службы маркетинга к российским условиям?

6. Какова должна быть периодичность проведения курсов производственной переподготовки кадров?

7. Внутреннему или внешнему отбору кадров отдают предпочтение на Вашем предприятии? Плюсы и минусы такого отбора?

8. Какие акценты, приведённые в таблице 6, на Вашем предприятии игнорируются?

9. Какие обязанности, из перечисленных в разделе, начальник отдела сбыта Вашего предприятия пока не выполняет?

10. Как организовать набор агентов по продаже продукции Вашего предприятия?

 

 

Тема 7. Организация работы отдела маркетинга и сбыта.

7.1. Поддержка работы отдела маркетинга и сбыта.

7.2. Информационное и коммуникативное обеспечение управления маркетингом.

7.3. Виды информационных коммуникаций.

 

Вопросы и задания.

1. Приведите пример элементов поддержки работы отделов маркетинга и сбыта на Вашем предприятии.

2. Какова роль информационного обеспечения управления маркетингом?

3. Определите роль достижений научно-технического прогресса в упрощении работы отделов маркетинга и сбыта.

 

Тема 8. Планирование работы отделов маркетинга и сбыта.

8.1. Этапы разработки плана маркетинга

8.2. Типовой план маркетинга.

8.3. Контроль исполнения плана маркетинга.

8.4. Организация кампании по продажам.

 

Вопросы и задания.

1. Разработайте план маркетинга для Вашего предприятия в соответствие с предложенным типовым планом.

2. Разработайте кампанию по продажам продукции Вашего предприятия.

3. Предложите процедуру контроля за исполнением плана маркетинга и сбыта.

 

Тема 9. Бюджет маркетинга.

9.1. Модели финансирования.

9.2. Типовые статьи бюджета маркетинга.

9.3. Представление бюджета маркетинга в таблицах и графиках.

9.4. Оценка эффективности организации отделов маркетинга и сбыта.

 

Вопросы и задания.

1. Составьте бюджет маркетинга для Вашего предприятия.

2. Оцените эффективность предложенного Вами бюджета маркетинга.



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Какой концепции маркетинга должна соответствовать деятельность страховой компании:

А) концепции совершенствования товара

Б) концепции интенсификации коммерческих усилий

В) концепции маркетинга

Г) концепции социально-этичного маркетинга

Д) концепции совершенствования производства

 

2. Выберите основных участников процесса формирования плана производства продукции на предприятии, которое руководствуется в своей деятельности концепцией социально-этичного маркетинга:

А) отдел маркетинга

Б) производственный отдел

В) финансовый отдел

Г) генеральный директор

Д) отдел сбыта

Е) отдел снабжения

 

3. Какие задачи не стоят перед отделами маркетинга и сбыта:

А) разработка стратегии производства и сбыта

Б) координация действия основных структур предприятия

В) обеспечение качества сервисного обслуживания

Г) административная поддержка сбытовой деятельности

Д) реализация товара

Е) обоснование экономической эффективности сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия

 

4. Какие функции не выполняют отделы маркетинга и сбыта:

А) определение ключевых потребителей, стратегии и сбытовой политики.

Б) расширение системы каналов сбыта (новые дилеры, или посредники).

В) разработка системы стимулирования покупателей

Г) организация обратной связи для планирования производственной и сбытовой деятельности

Д) приём и обработка рекламаций

Е) ежедневное формирование баланса расходов и доходов предприятия

 

5. Описание какой организационной структуры приведено: «Каждый управляющий решает вопросы маркетинга товара, поддержки продаж, изучения спроса на своём сегменте потребителей (на своём рынке)»:

А) структура по видам товара

Б) структура по сегментам потребителей

В) функциональная структура

Г) структура смешанного типа

6. Выберите основополагающие принципы реорганизации отделов маркетинга и сбыта:

А) не проводить четкую границу между функциями "маркетинга" и "сбыта"

Б) организовать отдел маркетинга по видам товара, по сегментам потребителей или по функциям

В) организовать "сбыт" так, чтобы покупатели, в зависимости от продукции предприятия, не были сегментированы по группам общих признаков

Г) не принимать в расчет внутренние корпоративные возможности сотрудников, отделов и предприятия в целом

 

7. От каких факторов не зависит размер отдела маркетинга:

А) величина валюты баланса предприятия

Б) количество реализуемых товаров

В) вид реализуемых товаров

Г) количество конкурентов

Д) общее число сотрудников на предприятии

Е) важность рекламы

 

8. Расположите в логической последовательности этапы определения размера отдела сбыта, какие этапы нужно поменять местами:

А) определить численный состав людей, необходимый для эффективной работы со всеми группами потребителей

Б) определить количественные цели по каждому региону

В) определить наиболее приемлемые способы воздействия на сегменты потребителей: телефонные звонки, личные контакты, почта и т.д.

Г) определить круг обязанностей каждого агента по продажам

Д) определить региональную концентрацию и сегментацию потребителей

 

9. Определите, что относится к плюсам и минусам внешнего и внутреннего отбора кадров:

А) сохраняет число работников на предприятии

Б) повышает корпоративную культуру

В) требует дополнительных затрат

Г) можно не найти подходящего кандидата

Д) позволяет быть очень требовательным к характеристикам потенциальных кандидатов

Е) требует реорганизации в других отделах

 

10. Что не входит в обязанности начальника отдела маркетинга:

А) разработка стратегии маркетинга и контроль за ее реализацией

Б) повышение корпоративной культуры

В) регулярные отчеты руководству предприятия о положении на рынке и потребителях

Г) руководство работой отдела сбыта, ориентированной на определенные группы потребителей, в соответствии со стратегией в отношении потребителей, видов продукции и каналов сбыта

Д) планирование целей сбыта совместно с директором по продажам

Е) подготовка рекламных кампаний и контроль за их осуществлением

 

11. Что не входит в обязанности начальника отдела сбыта:

А) планирование деятельности в области продаж и контроль за ее осуществлением (телефонные звонки, посещения).

Б) руководство всеми административными вопросами, связанными со сбытом

В) постановка целей сбыта

Г) информирование отдела маркетинга о последних тенденциях на рынке, обнаруженных сотрудниками отдела сбыта

Д) ведение картотеки потребителей

Е) подготовка рекламных кампаний и контроль за их осуществлением

 

12. Рассчитайте фонд заработной платы службы маркетинга, исходя из следующих данных (при точном прогнозе объема продаж и при его не совпадении с фактом): базовый оклад – 2 000 руб.; персональная надбавка – 60%; денежное вознаграждение сотрудникам службы маркетинга за точность разработки прогноза реализации основных видов продукции – 50%; К1 – 1,2; К2 – 0,9.

А) 4 523 и 2 398

Б) 2 365 и 4 695

В) 4 695 и 2 369

Г) 4 536 и 2 376

Д) 3 698 и 2 365

Е) 4 965 и 2 366

 

13. Что мешает работе отделов маркетинга и сбыта:

А) неисправный факс

Б) компьютеры

В) телефонные линии

Г) офисное помещение

Д) секретарь

Е) ксерокс

 

14. Что не входит в план работы отдела маркетинга:

А) проведение анализа емкости рынка и его перспектив

Б) апробация механизма анкетирования клиентов фирмы

В) сбор информации о поставщиках

Г) проведение анализа регионов (конкуренты и клиенты), определение наиболее перспективных

Д) апробация методики социологических исследований психологического климата

15. Расположите в хронологическом порядке описания ступеней эволюции концепции маркетинга:

А) Маркетинг – одно из направлений деятельности предприятия

Б) Потребитель - инстанция, контролирующая кадры, производство, финансы

В) Маркетинг – центральное направление деятельности, координирующее кадры, производство, финансы

Г) Потребитель – инстанция, интегрированная с маркетингом и контролирующая кадры, производство, финансы

Д) Маркетинг – более важное направление, нежели кадры, производство, финансы

 

16. Какие факторы являются определяющими при планировании объема выпуска и ассортимента товарной продукции?

А) производственные возможности предприятия

Б) составление прогноза продаж

В) план поставок сырья

Г) прогноз погашения дебиторской и кредиторской задолженности

Д) стратегия ценообразования, выбранная руководством

Е) данные о состоянии конъюнктуры рынка

 

17. В приведенных ниже концепциях традиционной и новой организации переставлены местами некоторые характеристики. Укажите их.

 

Концепция традиционной организации Концепция новой организации
1. Ориентация на оперативные вопросы 1. Ориентация на стратегию
2. Ориентация на стабильность 2. Ориентация на своевременную адаптацию к изменениям во внешней среде и воздействие на внешнюю среду
3. Важнейший ресурс – техника 3. Важнейший ресурс – люди
4. Внешний контроль (руководители, штат контролеров, формальные процедуры) 4. Самоконтроль (саморегулирующие системы), самодисциплина
5. Жесткая организационная структура, развитие вертикальных связей 5. Гибкая организационная структура, развитие горизонтальных связей
6. Демократический стиль управления, основанный на заинтересованности всех работников в общем успехе организации 6. Автократический стиль управления
7. Низкая заинтересованность работников организации в успехе 7. Высокая заинтересованность работников организации в успехе
8. Действие только в интересах организации 8. Действие не только в интересах организации, но и общества
9. Низкая склонность к риску или его боязнь 9. Ориентации на инновации и связанная с этим склонность к риску

 

18. Выберите из приведенных ниже описаний определение организационной структуры маркетинговой деятельности.

А) конкретное сочетание элементов маркетинга для достижения поставленных перед организацией целей и удовлетворения целевого рынка

Б) структурное построение для управления маркетинговыми функциями, устанавливающее подчиненность и ответственность за выполнение тех или иных заданий

В) конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом

Г) совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью

 

19. Недостатки какой организационной структуры маркетинга приведены ниже (структура по видам товара).

· Из-за сосредоточенности на видах продукции существует опасность дублирования функций поддержки с соответствующим ростом затрат.

· Нацеленность на продукцию может привести к “рыночной близорукости”: недостаточному вниманию потребностям рынка и потребителей из-за чрезмерной занятости конкретными видами продукции.

· Трудности координации, если крупные потребители покупают продукцию разных видов. В этом случае не ясно кто отвечает за связи с потребителями.

· Создаются “общие управляющие”, однако размывается функциональная компетенция.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Маркетинговые основы управления на предприятии, эволюция концепции маркетинга.

2. Взаимосвязь маркетинга, управления маркетингом и организации маркетинга на предприятии.

3. Состояния спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

4. Концепции управления маркетингом.

5. Концепции управления в традиционной и новой организациях.

6. Структура маркетинговой службы, ее состав и место в общей системе управления предприятием.

7. Понятие организационной структуры, ее типы.

8. Товарная организационная структура.

9. Рыночная организационная структура.

10. Создание внутренних подразделений службы маркетинга в соответствии с концепцией управления.

11. Внедрение отдела маркетинга в структуру фирмы, реорганизация: принципы и этапы.

12. Цели, задачи и функции отдела маркетинга.

13. Цели, задачи и функции отдела сбыта.

14. Отличия между функциями и задачами отделов маркетинга и сбыта.

15. Задачи, обязанности, права и ответственность директора по маркетингу.

16. Взаимодействие отделов маркетинга и сбыта с другими подразделениями.

17. Статус отдела маркетинга в системе управления предприятием.

18. Взаимосвязь отдела маркетинга с другими подразделениями, информационное взаимодействие между ними.

19. Размеры отделов маркетинга и сбыта: факторы, этапы определения.

20. Размеры отдела маркетинга: факторы, этапы определения.

21. Размеры отдела сбыта: факторы, этапы определения.

22. Подбор персонала в отделы маркетинга и сбыта: качество, оценка и оплата труда.

23. Требования, предъявляемые к персоналу отдела маркетинга.

24. Требования, предъявляемые к персоналу отдела сбыта.

25. Оценка эффективности деятельности службы маркетинга.

26. Оплата труда отделов маркетинга и сбыта.

27. Подбор персонала в отделы маркетинга и сбыта.

28. Производственная переподготовка кадров: необходимость и содержание курсов.

29. Организация работы отдела маркетинга и сбыта: поддержка и коммуникации.

30. Поддержка работы отдела маркетинга и сбыта: обоснование необходимости и составляющие.

31. Информационное и коммуникативное обеспечение управления маркетингом.

32. Виды информационных коммуникаций внутри и за пределами организации.

33. Планирование работы отделов маркетинга и сбыта.

34. Этапы разработки плана маркетинга: схема и последовательность.

35. Типовой план маркетинга: основные составляющие.

36. Контроль исполнения плана маркетинга: обоснование необходимости и методы анализа.

37. Организация кампании по продажам: опорные моменты.

38. Бюджет маркетинга: состав и принципы составления.

39. Модели финансирования маркетинга при различных принципах финансирования.

40. Типовые статьи бюджета маркетинга: состав и классификация.

41. Представление бюджета маркетинга в таблицах и графиках.

42. Оценка эффективности организации отделов маркетинга и сбыта.

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.В. Проблемы мотивации руководителей и специалистов на промышленных предприятиях // Управление персоналом. - 1998. - №10.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: - Экономика, 1989.

3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Афанасьева А.И., Радько С.Г. Эффективная кадровая политика предприятия. // Справочник кадровика. - 2001. № 8.

5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1995.

6. Басапов М.И. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: Экономика, 1990.

7.  Бауэр Р., Коллар Э., Тан В., Управление инвестиционным проектом: опыт IBM. М.: - ИНФРА-М, 1995.

8.  Блэк С., Паблик Рилейшнз: Что это такое? АСЭС-Москва, 1990.

9. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. - М.: Экономика, 1997.

10.  Болт Д., Руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991.

11. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 288с.

12. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 344 с.

13. Бурлаков Г.Р. Мотивационный климат организации // Управление персоналом. - 1998.

14. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - «Триада ЛТД», 1997.

15. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

16. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: БИНОМ, 1997.

17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

18. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарика, 1998.

19.  Волгин В. Автомобильный дилер, М.: Ось-89, 1997.

20. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1994. - 320 с.

21. Гадушаури Г.В., Литван Б.Г. Управление современным предприятием. - М.: ЭКМОС, 1998.

22. Генкин Б.М., Конакова Г.А., Кочетков В.И. и др. Основы управления персоналом. - М.: Высш. шк., 1997.

23. Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник – М.: Банк и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 685с.

24. Горнев А.З. Проблемы управления персоналом. - М.: Бином, 1997.

25. Гришанина Н.В., Лопашина Г.С. и др. Основы менеджмента. - М.: Юрайт, 1999.

26.  Гуров В. Интернет для бизнеса. М., 1997.

27. Десслер Г. Управление персоналом: Уч. пос. для вузов. - М.: Бином, 1997.

28. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность продукции - М.,1991.

29.  Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: Book chamber international, 1992.

30. Дьяченко А.В. Организация отдела маркетинга на предприятии: Учеб.-метод. пособие. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 52 с.

31. Дятлов В.А. Управление персоналом / под ред. Кибанова В.Т. – М.: Приор, 1998. – 511с.

32. Егоров А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности - М., 1994.

33. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород.: НИМБ, 2001. – 622с.

34. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 1993.

35. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 1996 г.

36. Журавлев П.В. и др. Мировой опыт в управлении персоналом. - М., Екатеринбург: Изд-во Рос. экон. академии, Деловая книга, 1998.

37. Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. – 1995.-№12.-с.50

38. Завьялов П. Российский рынок глазами маркетолога // Российский экономический журнал. – 1995.- №7.-с.12

39.  Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.,1991.

40.  Загорская А.П., Петроченко П.Ф. Письмовник для ведения деловой корреспонденции. М., 1992.

41. Инкин Б.М. Основы управления персоналом. - М.: Высшая школа, 1996.

42.  Ириков В.А., Дранко О.И., Леонтьев С.В. Технологии экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы. - М.: УНПК МФТИ, “Школа менеджмента”, 1996.

43.  Ириков В.А., Поликарпов В.И., Ильдеменов С.В., Воробьев В.П., Леонтьев С.В. Выбор и реализация приоритетов научно-технического прогресса. Учебное пособие. Санкт-Петербург: - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994.

44. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТОО «Остожье», 1999. – 336с.

45. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В.Е. Хруцкого. - М.: Республика,1992. - 510 с.

46. Каминг М.В. Теория и практика менеджмента персонала. - М.: Новости, 1995.

47. Карлофф Б. Деловая стратегия. Концепция. Содержание. Символы. М.: Экономика. - 1991.

48.  Кеворков В.В. Слоган, слоган, слоган... М.: РИП-Холдинг, 1996.

49.  Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. Загорск, 1991.

50. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес-Тезаурус», 1998, 1999.

51. Кибанов А.Я. Основы управления персоналам: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 304с.

52. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО “Центр экономики и маркетинга”, 1997 г.

53. Ковальков Ю. А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга - М.: Машиностроение, 1994.

54. Комаров Е.И. Системный подход к развитию персонала в социальной сфере // Управление персоналом. - 1997. - №10. - С. 11 - 13.

55. Королевский М.И. Поиск и отбор персонала. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.

56. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Уч. пос. для вузов. - М.: ДЕКА, 1998.

57. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Е.М. Пеньковой. – М.: Прогресс,1993. – 736 с.

58. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практ. Пособие. – М.: АО «Финстатинформ», 1994. – 181 с.

59.  Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки, М., 1997.

60. Куликов Г. Факторы мирохозяйственной экономики // Российский экономический журнал. –1998. - №1.- с.77

61. Кунц Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №1. - С. 96-100.

62.  Логистика: Учебное пособие / Под редакцией Б.А. Аникина. М.: - Инфра-М., 1997.

63. Любушин Н.П., Лещёва В.Б., Дьяченко В.Г. Анализ финансово- экономической деятельности предприятия.: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Любушина Н.П. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.- 471с.

64. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. М., 1991.

65. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 516 с.

66.  Маркетинг: Сб. / Под ред. Д.И. Костюхина. М., 1974.

67.  Маркетинг. Словарь-справочник. Минск, 1993.

68. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрёва, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. – М.: Экономистъ, 2003. – 568 с.

69. Ноздрёва Р. Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.

70. Организация отделов маркетинга и сбыта: Пер. с англ. / Компакт-диск. Business Toolkits. Папка “Bain”, “M5”. «US Agency for International Development», “Russian Privatization Centre”, 1996.

71. Панкратов Ф.Р., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 364 с.

72.  Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: - Прогресс, 1986.

73.  Портфель конкуренции и управление финансами (под редакцией Рубина Ю.Б.). М.: - Соминтэк, 1996.

74.  Пособия Эрнст& Янг, Привлечение капитала. М.: - Джон Уайли энд Санз, 1995.

75.  Пособия Эрнст& Янг, Составление бизнес-плана. М.: - Джон Уайли энд Санз, 1994.

76. Потеряхин А. Обратная связь в управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - №5. - С. 88 - 92.

77. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. - 360с.

78. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / сост. Н.Л. Литвинцева – М.: Библиотека, 1996. – 400с. (Приложение к журналу «Управление персоналом»).

79. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й.Х.

80. Силюк Н.А. и др. Организация управленческого труда: Учебник.- М.: Экономика, 1999.

81. Соболевская А.А. Трудовая мотивация в механизме управления трудом на зарубежных предприятиях // Труд за рубежом. - 1998. - №1. - С. 32 - 47.

82. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Автухова. Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Финансы и статистика, 1991. – 256 с.

83. Фегеле З. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя. М.: - Интерэксперт, 1998.

84. Федоров Д.С. Оптимизация структуры рекламного бюджета фирм. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №4 – С. 115 – 117.

85. Хан Д. Планирование и контроль. М.: - Финансы и статистика, 1997.

86. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 224с.

87. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – 4-е изд., перераб и доп. - М.: Бизнес – школа «Интел-Синтез», 2000.

88. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 1993. – 335 с.

89. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристь», 1999. – 584с.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Особенностями написания курсовой работы по дисциплине «Организация отделов маркетинга и сбыта» является следующее:

1. однотипность плана исследования для каждого студента; курсовые работы будут отличаться только предприятием, в рамках которого планируется организовать отдел маркетинга и сбыта;

2. структура работы, состоящая не из двух стандартных глав (теоретической и практической), а из конкретного набора практических частей, описание которых представлено ниже в требованиях к содержанию курсовой работы;

3. отсутствие отдельно выделенной теоретической части: в начале каждого из рекомендуемых пунктов плана достаточно будет представить краткое описание существующей теории и практики позитивного опыта успешных кампаний;

4. важность первой части курсовой работы, особенно описания стратегических планов предприятия, поскольку содержание остальных частей плана будет основываться именно на этой информации; в связи с этим каждый из последующих пунктов в своем обосновании должен содержать обязательную ссылку на первую часть;

5. предлагаемое содержание курсовой работы полностью соответствует программе курса «Организация отделов маркетинга и сбыта», поэтому, если студенту не совсем понятно, о чем нужно писать в том или ином разделе, можно обратиться к расширенному плану лекционных занятий или заглянуть в конспект лекций;

6. ценность курсового исследования представляют предложения и обоснования студента по практической реализации деятельности на конкретном предприятии или предприятий одной отрасли в рамках предложенных направлений (пунктов плана).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: