Темы сообщений
Прикладное значение социальной антропологии
Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»
Практические задания
Задание 1
Определить сходства и отличия социологических и антропологических определений культуры.
Выявить значимость каждого типа определений для антропологии.
Задание 2
Определяя этимологию слова «культура», его выводят из слова культивировать и из слова культ. Сформулируйте определение культуры, пользуясь одним из подходов.
Какова роль данного подхода для понимания культуры в социальной антропологии?
Связать каждый из подходов с объектом и предметом антропологии.
Задание 3
Сформулируйте исследовательские задачи для изучения проблемы «Роль оценок в учебном процессе», руководствуюсь определениями, полученными при выполнении второго задания
Литература
Антология исследований культуры. - СПб.:Унив. кн., 1997 Т. 1:Интерпретации культуры 726 с.
Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.
Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2000. – Т. III. Вып. 1.
|
|
Ерасов Б. С. Социальная культурология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 590 с.
Ионин Л. Г. Социология культуры. - М.: Логос, 1996. - 278 с.
Клакхон К. Универсальные категории культуры.// Личность. Культура. Общество. М.,2001. Т.3. Вып. 2 (8)
Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. - Раменское: Ключ-С,1999. - 187 с.
Кравченко, А. И. Социальная антропология. - М.: Академический Проект, 2005. - 541 c.
Леви-Строс К. Структурная антропология. Глава XVII. Место антропологии среди социальных наук и проблемы, возникающие при ее преподавании. – М.: Наука, 1985.
Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.
Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции // Studia culturae. Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.9-28
Сепир Э. Антропология и социология // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М, 1993. — С. 611—629
Фирт Р. Значение социальной антропологии.//Личность. Культура. Общество. М.,2001, т.3, вып.1(7), 2(8)
Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д:Феникс, 2004. - 411 с.
Тема 2. Антропогенез. Физическая и культурная эволюция человека в истории.
Вопросы для обсуждения
1. Перечислите основные этапы исторической эволюции морфологии человека.
2. Назовите особенности, отличающие человека от животных:
3. Как вы считаете, можно ли считать, что эволюция на человеке завершилась или в дальнейшем произойдут другие изменения в его особенностях?
4. Какие основные факторы эволюции вы знаете?
|
|
Темы сообщений
Особенности первобытного общества
Факторы эволюции семьи
Происхождение и особенности человеческих рас
Практические задания
Задание 1
В настоящее время ряд исследователей высказывают мысль о том, что человек менее всего вредил себе, будучи в первобытном состоянии. В этой связи высказывается лозунг «Назад, в пещеры!»
Почему возникла эта идея? Сформулируйте аргументацию, поддерживающую эту точку зрения.
Сформулируйте аргументацию «против» этой точки зрения. К каким последствиям приведет ее реализация.
Задание 2
«Эволюция семьи тесно связана с формированием частной собственности».
Обоснуйте эту точку зрения.
Опровергните эту точку зрения. Какие вы можете привести другие факторы эволюции семьи?
Задание 3
«Антропогенез и социогенез представляют собой единый процесс». – «Антропогенез и социогенез представляют два не связанный между собой процесса».
Обоснуйте обе эти точки зрения.
Какая из них кажется вам верной?
Задание 4
Как вы считаете, какова роль в процессе эволюции человека физиологических и социальных факторов?
Задание 5
«Основной предпосылкой социогенеза является совместный труд». – «Основной предпосылкой социогенеза является развитие коммуникации».
Обоснуйте обе эти точки зрения.
Какая из них кажется вам верной?
Задание 6
Выделяют следующие особенности мифологического мировосприятия:
1. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, материальный мир, божество в ней слитны.
2. Кончина человека воспринимается как закономерное завершение определенного жизненного цикла.
3. В мифологическом сознании человек практически утрачивает свое «Я», он оказывается сферой божественной практики.
4. Природа становится единым обществом. Человек в этом обществе не наделен особыми полномочиями. Человек и животное, животное и растение – все находятся на одном и том же уровне.
5. Не существует прошлого, настоящего и будущего – мир един во времени.
6. Не существует иных миров – мир един в пространстве.
Проиллюстрируйте эти положения на основе известных вам мифов.
Литература
Ашкеров, А. Ю. Социальная антропология. - М.: Маркет ДС, 2005. - 605 с.
Бринке Й. Окно в каменный век: Путешествие географа с Чехословацкой научной экспедицией Моравского музея в Австралию. - М.: Мысль,1975. - 203 с.
Кравченко, А. И. Социальная антропология. - М.: Академический Проект, 2005. - 541 c.
Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.
Радклифф-Браун А. Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции. - М.: Восточная литература РАН, 2001. 303 с.
Салинз М. Экономика каменного века. - М.: ОГИ, 1999. - 293 с.
Тайлор Э. Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989. - 572 с.
Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. Гл. 5-12.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986.
Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная антропология. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 411 с.
Тема 3. Основные концепции природы человека в истории философской мысли
Вопросы для обсуждения
1. Особенности мифологического сознания
2. Античные представления о природе человека
3. Представления о человеке в Новое время
4. Современные представления о природе человека
5. В чем особенность человеческой природы?
6. В чем различия между знаком и символом?
7. Каким образом человек воспринимает время и пространство?
8. Какова роль языка в человеческой культуре?
9. Как вы считаете, какие черты человека выражают его сущность?
Темы сообщений
Бытие и обладание в истории философской мысли
Роль религиозного фактора в формировании трудовых ценностей Запада
|
|
Личность человека в период Реформации
Природа человека в представлении Б. Паскаля
Природа человека в представлении Ф. Де Ларошфуко
Природа человека в представлении Ж. Де Лабрюйера
Природа человека в представлении КассирераПроблема человеческой свободыПрактические задания
Задание 1
Ссорятся два древнекитайских мыслителя, высказывая разные суждения о человеке и обществе. Послушаем их.
Мэн-цзы:
— Я думаю, что человек от природы добр. Злым он становится только в голодные годы или, например, при дефиците. Поэтому главное состоит не в том, чтобы переделывать человека, а в том, чтобы создать для него человеческие условия существования. И тогда он будет добрым и хорошим.
Сюнь-цзы:
— Что же это за доброта, которая может существовать только в достатке? Нет, человек от природы алчен, эгоистичен, зол, асоциален. Иначе зачем же правители, государство, воспитание, наказания и поощрения, вся система власти над человеком? Мэн-цзы слишком просто решает проблему. Нельзя считать нравственным того, кто не совершает преступлении только из страха. Ослабнет страх — и человек без внутренних нравственных тормозов тут же станет преступником. Так или иначе, я думаю, что человек от природы зол.
(Источник: Человек. — 1990. — № 4. — С.45).
Задание 2
Прочитайте приведенные суждения а) природа человека неизменна; б) природа человека изменяется в истории; в) в природе человека есть как неизменная часть, определяющая его как Homo Sapiens, так и исторически изменяющаяся часть в виде его личности и индивидуальности. Обоснуйте свою позицию.
Задание 3
Современные наука и философия исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим, ибо в нем собраны все отличительные особенности человеческого рода.
Задание 4
Существует две точки зрения:
1. Человек – вершина эволюции.
2. Человек – ошибка природы, недоживотное.
Аргументируйте каждую из них и найдите возражения, опровергающие ее. Какие критерии можно выделить при оценке совершенства человека (приспособленность к среде, воздействие на среду)?
|
|
Задание 5
Прочитайте приведенные характеристики человеческой природы. Как вы считаете, можно ли назвать их присущими человеческой природе или это черты, отличающие людей друг от друга?
Разум
Социальная жизнь
Альтруизм знаковая система
Стремление к свободе
Этическое измерение жизни
Неудовлетворенность собой и достигнутым
Стремление к творчеству
Литература
Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира: Пролегомены к теории смысла. - Самара: Изд. дом "Бахрах-М",2000.-335 с.
Бердяев Н. А. Философия свободы: Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.-607 с.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер Макс. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61–284.
Гуревич П. С. Философская антропология. - М.: Вестник, 1997. - 443 с.
Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос -М.; СПб.: Унив. кн.: Культур. инициатива, 2000-653 с.
Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке - М.:Гардарика,1998.-779 с.Кассирер Э. Философия символических форм - М.; СПб.: Университетская книга, 2002 Т. 1: Язык, 2002.-270 с.Лабрюйер Ж. де. Познание человека. - М.; СПб.: Олма-Пресс: Нева: Знамение, 2000. - 439 с.Лабрюйер Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века. - М.; Л.: Художеств. лит., Ленингр. отделение, 1964. - 415 с.Ларошфуко Ф. де. Максимы. - М.: Художеств. лит., 1974. - 543 с.Минюшев Ф. И. Социальная антропология. - М.: Академический проект: Фонд "Мир", 2004. - 282 c.
Паскаль Б. Мысли. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. – 478 с.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс. Универс, 1995. – 251 с.Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1986. – 238 с.