Обязанности юридических лиц и последствия их неисполнения

 Ответственность органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.

 

Следует еще раз обратить внимание на то, что Закон устанавливает обязанности не только для юридических лиц, зарегистрированных после вступления его в силу, но и для созданных ранее организаций. Как уже было указано, в соответствии с п.3 ст.26 Закона организации, зарегистрированные ранее, обязаны в течение 6 месяцев с даты вступления Закона в силу (т.е. до 1 января 2003 г.) представить в регистрирующий орган сведения о себе. Состав данных сведений выглядит следующим образом:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Основной обязанностью зарегистрированного юридического лица, а также его должностных лиц является обязанность сообщать в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменениях сведений о юридическом лице, включенных в государственный реестр, в трехдневный срок с момента соответствующего изменения. Помимо указанных выше сведений необходимо сообщать об изменениях размера уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого), а также о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе об изменении его паспортных данных и ИНН. Сведения о лицензиях юридического лица представляются в регистрирующий орган лицензирующим органом (п.4 ст.5 Закона).

За непредставление, или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственный реестр, или представление недостоверных сведений заявители и (или) должностные лица юридических лиц несут ответственность, установленную законодательством РФ (п.1 ст.25 Закона). В частности, за правонарушения в области государственной регистрации юридических лиц установлена административная ответственность. Так, за непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с ч.3 ст.14.25 КоАП РФ на должностных лиц юридического лица налагается предупреждение или административный штраф в размере 50 МРОТ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных по данному основанию, рассматривают органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (ч.1 ст.23.61 КоАП РФ). Кроме того, ч.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает как административный штраф (в том же размере), так и дисквалификацию на срок до трех лет за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ч.1 ст.3.11 КоАП РФ).

Непредставление сведений ранее созданным юридическим лицом в течение 6 месяцев является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (ч.2 п.3 ст.26 Закона). Однако вызывает сомнение с точки зрения соответствия Конституции РФ возможность применения ликвидации как санкции за нарушение требований Закона к юридическим лицам, созданным до вступления его в силу, с учетом правовых позиций, выраженных в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.02 N 7-О (предметом рассмотрения КС РФ стал п.4 ст.27 Федерального закона от 26.09.97 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"), поскольку речь идет об организациях, уже созданных и учрежденных в качестве юридических лиц, обладающих полной правоспособностью и действующих на законных основаниях[14].

Принудительная ликвидация юридического лица как одно из возможных последствий нарушения порядка государственной регистрации предусмотрено в п.2 ст.25 Закона и в отношении юридических лиц, созданных после вступления в силу Закона. В соответствии с п.2 ст.25 Закона регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Комментируя приведенное положение Закона, в первую очередь следует определить круг предписаний, нарушение которых может повлечь ликвидацию юридического лица. Во-первых, это нормы самого Закона. Во-вторых, это нормы федеральных законов, как тех, которые упоминаются в тексте Закона, так и иных. В-третьих, это нормативно-правовые акты, среди которых следует особо выделить постановления Правительства РФ.

В Законе неоднократно встречаются ссылки на Правительство РФ и правовые акты, которые должны быть приняты им во исполнение Закона. В первую очередь Правительство РФ должно определить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, уполномочить его на осуществление функций, предусмотренных для него Законом, и определить порядок передачи регистрационных дел такому органу (ст.2, п.2 ст.26 Закона). Правительство РФ должно также утвердить порядок ведения государственного реестра (п.2 ст.4 Закона), в том числе порядок и сроки исключения из него устаревшей информации и уничтожения устаревших документов, форму и порядок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений, конкретные условия их получения.

Далее Правительством РФ должны быть утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (ст.9 Закона), в том числе формы заявлений о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридического лица, внесении изменений в учредительные документы и при представлении сведений об изменениях, не связанных с изменением учредительных документов.

Кроме того, должны быть утверждены форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр (ст.11 Закона).

Очевидно, что первые две группы вопросов, поставленных перед Правительством РФ, не связаны напрямую с исполнением юридическими лицами обязанностей, возложенных на них Законом[15]. Не вполне понятно, каким образом юридическое лицо может нарушить правила, установленные для органа регистрации. Что касается требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, то возникает вопрос, является ли нарушение формы заявления столь существенным правонарушением, последствием которого может стать принудительная ликвидация юридического лица. Представляется, что такой вариант развития событий противоречит принципу соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям, закрепленным в Конституции РФ (ч.3 ст.55).

В данной статье указано, что нарушение "иных правовых актов" также может повлечь принудительную ликвидацию юридического лица. Употребление этого выражения наряду с определением "нормативные правовые акты" означает, что под иными правовыми актами понимаются акты ненормативного характера, принимаемые уполномоченными должностными лицами и органами. Такими правовыми актами, в частности, являются решения регистрирующего органа о регистрации (ст.11 Закона) и об отказе в регистрации (ст.23 Закона). Нарушить решение о регистрации юридического лица, вообще говоря, задача невыполнимая. Что касается решения об отказе в регистрации, то с учетом нормы п.2 ст.51 ГК РФ не представляется возможным ликвидировать юридическое лицо, если оно не было зарегистрировано. Таким образом, остается неясным, какие иные правовые акты имеются в виду в ст.25 Закона. Можно предположить, что в нарушение решения об отказе в государственной регистрации организация все-таки будет осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой состав правонарушения предусмотрен в ч.1 ст.14.14 КоАП РФ и влечет административное наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ. Однако в данном случае неясно, что представляет собой субъект правонарушения. Юридического лица как субъекта права нет, поскольку оно не зарегистрировано, следовательно, к нему нельзя применить ответственность. Должностных лиц юридического лица как субъектов административной ответственности также нет, поскольку нет и юридического лица.

Не меньше вопросов возникает и в связи с признаками правонарушения, указанными в рассматриваемой статье. Какое нарушение является грубым, более грубым или менее грубым, чем другие деяния, - это категории, не имеющие конкретного содержания. Закон не дает критериев, по которым суд, рассматривающий иск регистрирующего органа о ликвидации нерадивого юридического лица, мог бы разрешить подобные вопросы. Что представляют собой нарушения, имеющие неустранимый характер, также неясно. Данное понятие также не имеет юридического содержания. Неопределенность норм ст.25 Закона может привести к произволу государственных органов и должностных лиц и к нарушению равенства граждан перед законом, что противоречит статьям 1 и 19 Конституции РФ[16].

Постановлением Правительства РФ от 17.05.02 N 319 установлено, что Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц.

В связи с этим возникает вопрос о том, подлежат ли с указанной даты применению нормы ст.23 НК РФ об обязанностях налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган по месту учета, в том числе обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия), об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения), об изменении своего местонахождения (в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения). За непредставление указанных сведений предусмотрена налоговая ответственность (ст.126 НК РФ). Кроме того, сохраняет ли силу требование о представлении налогоплательщиком в налоговый орган заявления о постановке на учет в течение 10 дней после государственной регистрации (п.3 ст.83 НК РФ). Нарушение этой обязанности влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. (п.1 ст.116 НК РФ).

Формально до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ указанные обязанности за налогоплательщиками сохраняются. Однако фактически сведения, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган в порядке ст.23 НК РФ, совпадают с теми сведениями (п.1 ст.5 Закона), которые организация обязана представлять в регистрирующий (он же налоговый) орган и за непредставление которых также установлена ответственность (см. выше). Получается, что за непредставление одних и тех же сведений, причем фактически в один исполнительный орган, но наделенный разными функциями, установлена двойная ответственность: административная - по КоАП РФ, налоговая (по существу также административная) - по НК РФ. Правда, налагаются наказания за указанное правонарушение на разных лиц: в соответствии с КоАП РФ ответственность несут должностные лица юридического лица, а в соответствии с НК РФ - сами юридические лица - налогоплательщики.

Однако Законом предусмотрена также санкция, применяемая за указанное правонарушение и к юридическим лицам - принудительная ликвидация. В этом случае, если это же лицо привлекается и к налоговой ответственности, налицо повторная ответственность. Как указал Конституционный Суд РФ, законоположение, которое - по своей юридической конструкции в системе действующего законодательства - позволяет одно и то же лицо подвергать штрафным санкциям повторно за одно и то же налоговое правонарушение, тем самым нарушает один из основополагающих принципов юридической ответственности в Российской Федерации как правовом государстве и вследствие этого, по крайней мере по содержанию норм, не соответствует Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.01 N 130-О о п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

Органы, осуществляющие государственную регистрацию, также привлекаются к ответственности за нарушение положений Закона №129-ФЗ.

В частности в п.1 ст.24 Закона №129-ФЗ установлена ответственность за следующие нарушения:

необоснованный отказ в государственной регистрации;

неосуществление регистрации в установленные сроки;

иные нарушения порядка регистрации, установленного данным законом;

отказ в представлении или несвоевременном представлении сведений, содержащихся в государственном реестре.

Субъектами ответственности являются должностные лица регистрирующих органов, а не сами эти органы, как указано в названии статьи.

Закон никак не определяет характер этой ответственности и содержит лишь общую отсылку к российскому законодательству[17].

В принципе, должностные лица федерального органа исполнительной власти, т.е. регистрирующие органы, могут нести за упомянутые в п.1 ст.2 правонарушения дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность на основании общих или специальных норм соответствующей отрасли законодательства.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих, в том числе должностных лиц, регулируется статьей 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", трудовым законодательством России, а также Указом Президента РФ от 6 июня 1996 г. N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" (с изм. от 27 июня 2000 г.).

В п.1 Указа дано определение понятия однократного грубого нарушения дисциплины, влекущего применение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органов исполнительной власти дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Такими нарушениями являются: нарушение федеральных законов или указов Президента РФ; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, Указов Президента РФ или вступивших в законную силу решений судов. В п.2 Указа предусмотрено, что упомянутые проступки, повлекшие нарушение нормального режима функционирования судов и системы государственного управления, иные тяжкие последствия, а также совершенные преднамеренно являются основанием для привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством России.

Материальную ответственность должностные лица могут нести в соответствии с нормами трудового законодательства по регрессному иску регистрирующего органа, который возместил юридическому лицу ущерб в соответствии с п.2 ст.24 Закона о регистрации, а также случае привлечения их к административной или уголовной ответственности в соответствии с нормами упомянутых отраслей законодательства.

К административной ответственности данные лица привлекаются в соответствии с пп.1,2 ст.14.25 КоАП за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а также незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

 Уголовная ответственность, связанная с государственной регистрацией, предусмотренна ч.1 ст.169 УК РФ. В частности она установлена за неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя либо за уклонение от их регистрации, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.          

  Наказание установлено в виде штрафов, лишения права занимать определенные должности, обязательных работ.

Следует подчеркнуть, что статья применяется лишь при регистрации индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, к числу которых безусловно относятся организации торговли.

Под неправомерным отказом следует понимать отказ по основаниям, не предусмотренным ГК и статьей 23 Закона о регистрации.

Преступление является оконченным с момента принятия решения об отказе в регистрации и о направлении его заявителю, а при уклонении от регистрации - по истечении сроков регистрации, установленных Законом о регистрации. Преступными являются умышленные действия (бездействие) в форме прямого умысла, т.е. когда должностное лицо желает воспрепятствовать предпринимательской деятельности данного лица.

Согласно ч.2 ст.169 УК, те же действия, совершенные в нарушение вступившего в силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб наказываются упомянутыми видами наказаний в повышенных размерах, а также арестом или лишением свободы.

Неправомерный отказ в регистрации либо уклонение от регистрации, квалифицируются по ч.2 ст.169 УК, тогда как обязанность соответствующих органов зарегистрировать предпринимателя установлена помимо Закона еще и судебным актом, что свидетельствует о злостном характере неисполнения Закона соответствующим лицом.

Действия, предусмотренные частью 1 ст.169 УК, если они повлекли крупный ущерб для предпринимателя, также квалифицируются по ч.2 указанной статьи.

Определение причиненного ущерба как крупного осуществляется судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Статья 169 УК касается должностных преступлений. Понятие должностного преступления дано в примечании N 1 к ст.285 УК. Такими лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Специальная ответственность за непредставление гражданину информации установлена статьей 140 УК, согласно которой неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо представление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в различных размерах, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Представляется, что действие этой статьи может быть распространено на представление сведений, содержащихся в государственном реестре.

Согласно ст.6 Закона о регистрации, отказ в представлении этих сведений не допускается ни при каких обстоятельствах. Хотя статья устанавливает ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину (причем информация должна непосредственно затрагивать его права и свободы), представляется, что она должна применяться и в том случае, если отказано юридическому лицу. Такой вывод вытекает из того, что учредителем юридического лица может быть гражданин (или несколько граждан), правам и интересам которого (которых) в результате неправомерного отказа в предоставлении сведений причинен вред.

Преступление считается оконченным с момента причинения вреда, который, в частности, может выражаться в прямых убытках или упущенной выгоде, вызванных отсутствием или недостоверностью информации о зарегистрированном юридическом лице при вступлении с ним в деловые отношения.

Преступный отказ в предоставлении информации может быть совершен с прямым умыслом в отношении самого действия и с косвенным умыслом в отношении наступивших последствий.

За нарушение сроков регистрации или предоставления сведений из государственного реестра либо за иное нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц, установленного Законом о регистрации, специальная уголовная ответственность пока не установлена. Однако такая ответственность может наступить по общим статьям о должностных преступлениях. Например, ч.1 ст.285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями" или ч.1 ст.293 УК "Халатность".

    В п.2 ст.24 Закона №129-ФЗ предусмотрено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

Следует обратить внимание, что упомянутое основание для возмещения ущерба в виде уклонения от государственной регистрации не является достаточно определенным. Представляется, под этим следует понимать фактический отказ в государственной регистрации без принятия соответствующего официального решения и направление его заявителю, т.е., по существу, неисполнение Закона.

Ранее законодательством предусматривалась возможность взыскания не только ущерба, но и убытков в целом, нанесенных в результате незаконного отказа в регистрации предприятия (п.2 ст.35 Закона №445-1). 

     Пунктом 1 ст.25 Закона о регистрации установлена ответственность в соответствии с российским законодательством заявителя и (или) юридического лица за следующие правонарушения:

непредставление сведений, необходимых для включения в государственный реестр;

несвоевременное представление указанных сведений;

представление недостоверных сведений.

Как видно из приведенной формулировки п.1 ст.25, субъектами ответственности могут быть заявители, т.е. определенные в ст.9 Закона о регистрации физические лица, а также самостоятельно регистрируемые юридические лица либо оба указанных лица одновременно.

В принципе, ответственность юридических лиц может быть имущественной либо административной, а физических - дисциплинарной, материальной, административной или уголовной.

Относительно упомянутых конкретных правонарушений можно отметить следующее.

Непредставление сведений для включения в государственный реестр объективно является нарушением требования ст.5 ГК и Закона о регистрации об обязательности государственной регистрации юридических лиц и ведении их государственного реестра. Государственный реестр, согласно ст.5 Закона о регистрации, содержит сведения и документы о юридическом лице, которые, согласно ст.9 Закона, представляются заявителем - физическим лицом, который и несет всю ответственность за полноту, своевременность представления и достоверность сведений. Из этого следует, что юридическое лицо как таковое ответственности за все упомянутые правонарушения не несет[18].

Что касается ответственности заявителей, то к ним могут быть применены меры ответственности, предусмотренные трудовым законодательством (дисциплинарная и материальная), а также установленные гражданским законодательством и законодательством о юридических лицах отдельных организационно-правовых форм (ОАО, ООО и т.д.).

Согласно п.2 ст.25 Закона, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений Закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных нарушений законов или иных ненормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.


 

 

Заключение.

Подводя итог моей работе, можно сделать вывод о том, что к сожалению, закон о государственной регистрации не идеален. Как уже говорилось ранее, многие ученые отмечают крайне неудовлетворительный уровень юридической техники, а также слабый профессиональный язык закона, в нем присутствует довольно большое количество неточностей.

По своей сути, закон носит бланкетный характер, а это требует принятия большого количества нормативных актов, что в свою очередь может привести к злоупотреблению со стороны уполномоченных государственных органов, в том числе Министерства по налогам и сборам РФ.

Хотя ГК РФ говорит лишь о специальном законе, посвященном государственной регистрации юридических лиц, в Закон следовало включить также положения о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, однако этого не было сделано. Так что законодателю теперь надлежит принимать еще один закон, сходный по содержанию. Более того, в стадии завершения реестр юридических лиц, а для реестра индивидуальных предпринимателей законодательная основа, вероятно, появится нескоро.

Многие вопросы, касающиеся государственной регистрации, действующим законодательством до конца не решены. В частности, допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате нередко десятки, а иногда и сотни организаций "проживают" в одной квартире. Выборочный анализ базы данных Государственного реестра Московской области помог выявить интересные факты. Так, два физических лица учредили по 50 предприятий, причем все 100 имеют одинаковые юридические адреса.

Закон действительно упростил процедуру государственной регистрации, что облегчит процесс вхождения на рынок хозяйствующих субъектов, однако он не поможет им дешево подготовить качественные учредительные документы. По данным социологического опроса, главным барьером на пути развития субъектов предпринимательства служит не сама регистрация с ее процедурными вопросами (обычно, в числе трудностей для предпринимателей регистрация оценивается только на 8-11 месте), а финансовые издержки по ее проведению: оплата юридических услуг по подготовке документов и проведению регистрации, оплата части уставного капитала, государственная пошлина или регистрационный сбор, затраты на открытие банковского счета и т.п.(по значимости они оцениваются на 3-4 месте)

При всех недостатках этого закона нельзя не отметить то, что уже сам факт урегулирования отношений, возникающих в связи с регистрацией юридических лиц на уровне федерального закона, придает стабильность данным правоотношениям. Вместе с тем основные гарантии такой стабильности, предусмотренные Законом, содержались и в Указе Президента РФ N 1482, однако на практике регистрирующие органы не всегда следовали установленным запретам. Хотелось бы надеяться, что такая тенденция связана лишь с недостаточно четким урегулированием порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности в Указе и что различного рода административные преграды в связи с вступлением в силу рассматриваемого Закона будут сняты. Многие положения Закона дают основания надеяться на это. Однако уже сейчас ясно, что система государственной регистрации юридических лиц не свободна от недостатков и некоторые из них заложены непосредственно в нормы Закона. В связи с этим можно сделать вывод о том, что внесение поправок в Закон будет неизбежно.

 


 

Библиография.

 

1.Гражданский кодекс Российской Федерации.

 

2. Федеральный закон от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части                первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

 

3.Уголовный кодекс Российской Федерации.

 

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

5.Федеральный закон от 08.08.01 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц "

 

  6.Федеральный закон от 21.03.02 №31-ФЗ  "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц "".

   7. Закон РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

 

   8. Указ Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации"

 

9. Постановление Правительства РФ от 17.05.02 №319

"Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц "

 

10. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 442.

 “О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц”

 

11.Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.02 N 438 (с изменениями и дополнениями от 13.11.02 г.) "О Едином государственном реестре юридических лиц".

 

12. Приказ МНС России от 13.08.02 г. N БГ-3-09/431 "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц".

 

13. Амвросов  А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика //Законодательство. 2001.№12

 

14. Воробьева В.А., О государственной регистрации юридических лиц //Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002..№50.

 

   15. Закупень Т.В., Проблемы регистрации юридических лиц \\Законодательство. 2000..№5.

 

   16. Колосов Д.О. Новый закон о государственной регистрации юридических лиц. \\ Бухгалтерский учет. 2002. N 14.

 

   17. Кузнецов А. Новое в порядке регистрации юридических лиц // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь". выпуск 7. 2002 г.

 

  18.Липатова И.Ю., "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2002.№8.

 

  19. Мишустин В. Д. Что изменилось в регистрации юридических лиц \\Российский налоговый курьер. 2002..№18

 

  20.Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001..№12.

 

   21.Степанов Д.И., Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права,. 2002..N 10.С.12.

 

22.Тюрина А.Н.,.Новый закон - новый порядок регистрации юридических лиц //ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 17, 2001.


[1] См.: Липатова И.Ю., "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2002.№8. С.15-17.

[2] См.: Закупень Т.В., Проблемы регистрации юридических лиц \\Законодательство. 2000..№5.С.11.

[3] См.: Степанов Д.И., Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права,. 2002..N 10.С.12.

[4] См.:. Колосов Д.О. Новый закон о государственной регистрации юридических лиц.\\ Бухгалтерский учет. 2002. N 14. С.15.

[5]См.: Липатова И.Ю., "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2002.№8. С.25-27.

 

[6] См.: Мишустин В. Д. Что изменилось в регистрации юридических лиц \\Российский налоговый курьер. 2002..№18.С.23.

[7] См.: Амвросов  А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика //Законодательство. 2001.№12.С.23.

[8] См.: Овсянников К.С. Правовая природа государственной регистрации юридического лица \\Российская юстиция,. 2000.№14.С.22.

[9] См.: Степанов Д.И., Проблемы законодательства о юридических лицах // Журнал российского права,. 2002..N 10.С.22.

 

[10] См.:Кузнецов А..Новое в порядке регистрации юридических лиц // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь".выпуск 7. 2002 г.

[11] См.: Липатова И.Ю., "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2002.№8. С.19-21.

 

[12] См.:Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001..№12.С.44.

[13] См.: Воробьева В.А., О государственной регистрации юридических лиц //Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002..№50.

[14] См.:Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001..№12.С.34.

 

[15] См.: Тюрина А.Н.,.Новый закон - новый порядок регистрации юридических лиц //ФПА АКДИ "Экономика и жизнь", выпуск 17, 2001.

[16] См.: Закупень Т.В., Проблемы регистрации юридических лиц \\Законодательство. 2000..№5.С.15.

 

[17] См.: Кузнецов А., Новое в порядке регистрации юридических лиц // ФПА АКДИ "Экономика и жизнь".выпуск 7. 2002 г.

 

[18] См.:Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Гражданин и право. 2001..№12.С.36.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: