Глава 4. Учебный потенциал всемирной сети Интернет

Важное место в компьютерном обучении языку отводиться учебному потенциалу всемирной сети Интернет. Учебные возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Во-первых, она обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Глобальная сеть создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, начиная от требований к уровню владения иностранным языком выпускниками школ и заканчивая деталями реалий страны изучаемого иностранного языка. Там учащиеся могут получить любой страноведческий материал, познакомиться с публикациями в прессе, узнать о жизни молодежи, получить необходимую литературу и многое другое. Им доступна информация по любой проблеме, над которой они работают в данный момент, в том числе в рамках подготовки того или иного проекта, которые сейчас практикуются в школах. Преподаватели могут познакомиться с самыми разнообразными материалами — упражнениями, тестами и т.д. в рамках обмена опытом между учителями различных регионов страны.

Во-вторых, Интернет является самым совершенным и быстрым средством обмена информацией и корреспонденцией — через электронную почту, которая донесет сообщение в любую точку планеты в считанные секунды; через установление прямого диалога с адресатом или путем коллективного обсуждения вопросов в так называемых «чатах».

В-третьих, Интернет создает условия для коллективной работы школьников. Учащиеся могут принимать участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах, видеоконференциях, уже упомянутых обсуждениях («чатах») и многих других совместных мероприятиях, проводимых по сети. Они могут совместно со сверстниками из одной или нескольких стран участвовать в разработке тех или иных проектов или изучать и обсуждать некоторые темы совместно с учащимися других школ.

Такой вид совместной работы оказался очень полезен для учащихся. Они глубже изучили творчество писателя, расширили свой словарный запас, поучаствовали в «живом диалоге» и сравнили свои возможности в иностранном языке с учащимися из других школ.

В-четвертых, Интернет предоставляет возможность получить необходимые тренировочные материалы по иностранному языку и разъяснения относительно сделанных ошибок, а также оценить свой уровень владения иностранным языком через выполнение самых разнообразных тестов — лексических, грамматических и многих других. В том числе, учащиеся могут пройти тестирование по программе стандартного экзамена по английскому языку для иностранцев TOEFL. В Интернет им предложат пять полных вариантов тестов TOEFL для разных уровней и компьютерную программу для подготовки к ним — The Heinemann TOEFL.

Учащиеся могут оценить себя в тестах на получение международных сертификатов, даже если пока не имеют конкретного намерения сдачи соответствующих экзаменов. При выполнении этих тестов on-line будет задан временной режим настоящего экзамена и включен счетчик времени, постоянно показывающий оставшееся до окончания «экзамена» время. После тестирования можно получить подробный анализ выполнения заданий.

В-пятых, Интернет является одним их актуальных средств развития творческих способностей учащихся. На бесплатных сайтах учащиеся могут разместить свои самостоятельно выполненные работы — доклады, сообщения, эссе, которые будут предметом публичного обсуждения и могут получить отзывы из разных стран мира.

В-шестых, Интернет является хорошим стимулом для овладения иностранным языком в целом и способствует приобретению учащимися навыков коммуникабельности, умений представить («подать») себя и вести диалог по нормам международного этикета. Этому способствуют многочисленные привлекательные по своему оформлению материалы на иностранном языке, предложения по участию в разнообразных международных программах и продолжению учебы за границей; возможности прямого общения с носителями языка и другие интересные перспективы, которые открывает иностранный язык в современном мире, в настоящем и будущем учащихся.

Можно согласиться со следующими утверждениями Е.С. Полат о дидактических возможностях Интернета в учебном процессе [4, с. 8]. Интернет дает возможность:

•   формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности;

•   совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернета;

•   совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов сети;

•   совершенствовать умения письменной речи;

•   пополнять словарный запас;

•   формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности на основе материалов Интернет.

Нами предлагаются следующие виды заданий (часть заданий представлено в статье Н. В. Раздорской [5, с. 4-7]) с использованием Интернет-ресурсов в условиях высшей школы (при этом не важно, какой именно иностранный язык вы преподаете).

Домашние задания

1) проект виртуального ралли по стране изучаемого языка.

2) задания на обзор прессы по темам, связанным с проведением досуга, например: спорт, театр, кино и т.д.

3) обзоры разных сайтов, их сравнение, например, по очередности расположения материала, приоритетам и т.д., а также их оценку с точки зрения информационной насыщенности и доступности для пользователя.

4) создание групп по интересам при прохождении тем, связанных с культурой, искусством, климатом страны изучаемого языка (климат отдельных регионов, театры, посещение садов и т.д.).

 

Аудиторные задания

Работа в режиме телеконференций. В Интернете существует более 20 тысяч групп новостей, участники которых обсуждают различные темы. Для доступа нужна специальная программа чтения и просмотра групп новостей, с помощью которой устанавливается связь с сервером новостей, подписка на выбранные группы и просмотр сообщений других участников, на которые можно дать ответ. Пакеты Internet Explorer и Netscape Communicator имеют программы чтения групп новостей, которые можно использовать в учебных целях.

Задания по обзору общественного мнения можно давать в мультимедийной лаборатории (при наличии индивидуальных компьютеров на столах студентов), или в качестве домашнего задания. Они могут выполняться как на начальном этапе обучения, с ориентиром на пройденную тематику, но наиболее целесообразны на продвинутом этапе, т.е. на 3 и 4 курсах, поскольку на этом этапе обучения студенты уже приобретает определенный словарный запас, позволяющий глубже анализировать и систематизировать полученные результаты, давать им свою оценку.

Телекоммуникационный международный проект. Может быть осуществлен между сотрудничающими университетами или другими учебными организациями. Подготовка к осуществлению проводится в несколько этапов: определение тематики, сбор информации участниками, переписка с партнерами по электронной почте, работа с полученными текстами, презентация докладов.

Телемосты. Такой вид работы может быть подготовлен аналогичным образом и осуществляться без предварительного обмена информацией, но составление и отсылка по электронной почте списка примерных вопросов позитивным образом скажется на коммуникационной активности между аудиториями. Темы могут быть самыми разнообразными, но на продвинутом этапе обучения, ориентируясь на будущую практическую деятельность учащихся, целесообразно поднимать политическую проблематику глобального характера.

Интернет предлагает большое количество бесплатных дистанционных курсов английского языка — Российских, Британских, Американских и других учебных центров. Вот некоторые из них.

1. «Виртуальная реальность» (http://www.flash.net/--cssmith1/vr.htm

2. Сайт City Net (http://www.city.net/)

3. Сайт America's homepage (http://www.infospace.com/info.USA/)

4. Сайт Metro Link (http://www.subwaynavigator.com)

5. Сайт WILD-e (http://www.wild-e.org/)

Сайт «Виртуальная реальность» — это собрание лингвистических и нелингвистических подлинных страноведческих материалов, собранных на web-сервере. Такого количества информации нельзя собрать даже при длительном путешествии по стране. Сайт стирает географические границы. Он дает возможность остановиться у небольшого кафе на дороге, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как это делает коренной житель города и многое другое. Значимость этого сайта заключается в том, что он может приносить кусочки реалий и культуры страны изучаемого языка непосредственно в класс. Материалы отражают разные впечатления, мнения, различных людей об одних и тех же местах, городах, вопросах и могут быть с успехом использованы на уроках, как отражающие различные взгляды на одни и те же проблемы.

Сайт City Net делает возможным путешествие по разным странам, посещая и рассматривая разные достопримечательности — парки, памятники и др. Здесь можно найти практически все о выбранной стране — от фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве на английском языке. City Net —превосходный навигатор. Попав в желаемую страну, можно планомерно знакомиться с ней при помощи гипертекста и его связей (линков, ссылок).

Материалы могут быть использованы для всевозможных страноведческих и культуроведческих аспектов обучения, для развития, например, темы путешествий, каникул и др. При этом ученикам могут быть предложены разные роли — туристов или гидов. Они смогут сами упаковать багаж и рекомендовать необходимые вещи своим клиентам; звонить по контактным телефонам авиакомпаний и гостиниц для получения информации о наличии билетов и свободных мест; заполнить бланки на получение визы и загранпаспорта и др. Они могут создавать альбомы и вести дневники своих путешествий.

Сайт America's homepage в определенном смысле аналогичен предыдущему тем, что рассматривает путешествия по штатам и городам Америки, знакомим с ее историей, культурой, образом жизни американцев.

Сайт Metro Link ориентирован на городские коммуникации. Он позволяет совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить их линии и узнать, как попасть в различные места. Карты городов, схемы линий метро и необходимые инструкции предлагаются на английском языке. Учащиеся могут самостоятельно составлять маршруты. При этом компьютер высчитывает приблизительное время движения, запоминает предложенные маршруты и станции. Ученики могут создавать отчеты о передвижениях, затраченном времени и увиденных достопримечательностях. Отчет может иметь форму дневника путешествий, альбома с фотографиями или путеводителя для гостей города.

Сайт WILD-e особенно актуален для преподавателей иностранного языка. Он предлагает к рассмотрению и обсуждению вопросы овладения педагогической профессией. Здесь можно ознакомиться с интересными мнениями, высказываниями, поделиться опытом проведения уроков, исследовать мир метафор и др. Преподаватель может принять активное участие в обсуждении волнующих его проблем. Например, в рубрике «Can you tell me why?» (Вы можете сказать, почему?) можно встретить предложение обсудить самые разнообразные вопросы.

Рассмотренные учебные возможности Интернет свидетельствуют о том, что эта сеть при разумном и целенаправленном ее использовании может стать еще одним дополнительным средством обучения, доступным через компьютерные технологии.

Заключение

На основании проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:

1. На современном этапе лингвистического образования особенно важным является поиск путей оптимизации и интенсификации процесса обучения иностранному языку.

2. Альтернативой традиционному обучению иностранному языку (или дополнением, что является, на наш взгляд, более приемлемым вариантом) может стать компьютерное обучение иностранному языку.

3. КО – это применение специальных обучающих программ, а также использование учебного потенциала всемирной сети Интернет в процессе обучения иностранному языку.

4. КО иностранному языку позволяет:

•   Обучать всем видам речевой деятельности во взаимосвязи (благодаря наличию программного модуля (видеофрагменты, озвученные диалоги, словарь, грамматический комментарий), тренировочного модуля (набора упражнений языкового и речевого характера), модуля записи и воспроизведения речи; а также представлению учебного материала в зрительной и звуковой форме);

•   с большей достоверностью реализовывать коммуникативное моделирование, осуществлять семантизацию лексики беспереводным способом; благодаря сети Интернет осуществлять непосредственный «выход в речь»;

•   получать любую необходимую учащимся и учителям информацию;

•   формировать технические навыки письма;

•   при выполнении контрольных заданий сравнивать свой ответ с эталоном, хранящимся в банке данных, и получать оценку своего ответа;

•   выполнять за урок примерно на треть больше упражнений;

•   быстро переходить от одного раздела пособия к другому, осуществлять поиск информации за счет организации материала в виде гиперссылок;

•   использовать различные формы и виды работы;

•   формировать устойчивую мотивацию к иноязычной деятельности.

Список литературы к реферату

1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва, 2005. – 194 с.

2. Бовтенко М. А., Горцов А. Д. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: Курс лекций. Москва, 2006. – 93 с.

3. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Минск, 2006. – 123 с.

4. Полат Е. С. Интернет в преподавании иностранных языков // Интернет в гуманитарном образовании. Москва, 2001. С. 7 – 10.

5. Раздорская Н. В. Использование Интернет-ресурсов при работе с общественно-политическими информационными материалами // Иностранные языки в школе. 2007. №1. С. 4 – 7.

6. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. Москва, 1977. – 58 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998. – 154 с.

8. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. – Москва, 2010. – 188 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: