Платон (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ, писатель, ученик Сократа

Платон происходил из старинного аристократического рода. Свое происхождение по отцу он вел от царя Кодра, по матери — от Солона. Он был всесторонне одарен с молодости — драматург, поэт, музыкант, живописец. Получил прозвище Платон (от греческого «платос» — «широкий») за широкую грудь, был отличным гимнастом (борцом и наездником) и отличался высоким ростом и крепким телосложением.
К философии его привела встреча с Сократом в 407 году. Диоген Лаэртский передает легенду, в соответствии с которой Сократу приснился сон, будто он держит в руках маленького лебедя, который вдруг покрывается перьями и улетает. На следующий день Сократ якобы и встретил Платона, который стал его учеником, оставив все прочие занятия. После смерти Сократа в 399 году он уехал из Афин и много путешествовал, посетил Италию и Сицилию. Платон дважды ездил в Сицилию (в 367 и 361 гг.) ко двору тирана Дионисия Старшего и его сына Дионисия Младшего, стремясь здесь претворить в жизнь свою теорию идеального государства («государства разума»). Он подружился с одним из родственников тирана Дионисия. Из-за интриг Дионисий разгневался на Платона и приказал или продать его в рабство, или убить его. В результате Платон был продан в рабство, но один из друзей выкупил его и отпустил на свободу. Когда Платон попытался вернуть ему деньги, которые собрали для него друзья, тот отказался. В 387 году Платон основал в Афинах свою философскую школу — Академию. В основе учения Платона лежит представление о душе, состоящей из трех начал — разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют и три добродетели — мужество, мудрость, воздержанность Народ способен лишь к добродетели благоразумия (повиновения). С этим учением Платона связан и проект идеального государства, который он представил в своих сочинениях «Законы» и «Государство».
Платон создал учение об идеях — первую наиболее последовательную идеалистическую концепцию. Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий — это реальное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, то с кувшином.
Сократ же без особого труда показывает Гиппию, что прекрасное — это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Другими словами, необходимо говорить о прекрасном вообще, а не о том, что именно считается прекрасным. Если же у разных людей имеется одно и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то единственным объяснением этому может быть то, что прекрасное — это идея, которая существует сама по себе, независимо от человеческого сознания. Следовательно, идея прекрасного существует и отдельно от той вещи, в которой она находит свое воплощение. Таким образом Платон формирует понятие идеи и приходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.
Согласно Платону, бытие — это идея, то есть нематериальное, бестелесное образование, то, что существует независимо от вещи. Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу так же, как все временное, смертное, движущееся, делимое и воспринимаемое чувствами всему вечному, бессмертному, неподвижному, неделимому и умопостигаемому. Не зря Платон в диалоге «Государство» высказал мнение, что чувственно воспринимаемый мир есть лишь отражение мира идей, подобное теням на стене пещеры.
Основой чувственного мира является материя, которая служит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие. По этой причине она не может быть предметом философского размышления. Лишь идеи, которые, подобно душе, вселяются в материю, создают материальные предметы.
Платона считают основателем объективного идеализма. Он оказал большое влияние на развитие философии вплоть до новейшего времени. До нас дошли 13 писем, 34 высокохудожественных диалога; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Государство». Платон первым применил диалог как литературную форму в изложении философского и политического учения, став, по мнению Цицерона, создателем диалога.
Учение Платона о государстве.
Платон в рамках своей философии создал учение о государстве. В диалоге «Государство» Платон рассматривает три основные группы вопросов. Во-первых, это вопрос о создании идеального государства. Во-вторых, это определение слова «философ», которое Платон дает в связи со своим убеждением, что у власти должны находиться философы. Наконец, в-третьих, Платон рассматривает вопрос о реально существующих политических системах, то есть анализирует устройства реальных государств.
Основная цель, которую ставил перед собой Платон, состояла в создании государства, которое было бы наиболее прочным и стабильным. Естественно, такое государство должно быть максимально приближенным к образцу — идее государства. Фактически в учении о государства мы сталкиваемся с продолжением учения Платона об идеях: поскольку в мире нет ничего устойчивого, устойчивы только идеи, а также то, что им в наибольшей степени соответствует. Платон стремился к тому, чтобы обосновать идею идеального государства и воплотить его в жизнь.
Общество в идеальном государстве Платона состоит из трех классов: философов, воинов и демиургов. Управляют лучшие (философы), охраняют государство воины. Третий класс — демиурги — ремесленники, земледельцы, купцы. Ниже их — рабы. Платон в соответствии со своей концепцией устройства человеческой души выделял три добродетели: сдержанность, мужество и мудрость. Ремесленники — это те люди, у которых преобладают вожделения; именно они должны производить общественные блага и торговать ими. Основной добродетелью ремесленников Платон считал сдержанность. Воины — это люди, которые в своем развитии достигли высоких волевых качеств и мужественности, а потому на них должна быть возложена обязанность защищать государство; их основная добродетель — мужество.
И лишь те люди, которые достигли наибольшей высоты в человеческом развитии, то есть философы (мудрецы), должны иметь право руководить государством. Правители, то есть философы, должны обладать такой добродетелью, как мудрость — способность к пониманию блага. Платон существенно расширяет понятие блага, определяя его как цель и причину всякого бытия. С точки зрения Платона, человек познает бытие лишь благодаря существованию блага. Благо, по Платону, является причиной и целью существования идей, то есть существует как нечто внешнее по отношению к идеям, существует до и помимо них. Платон сравнивает благо с солнцем, которое, освещая предметы, делает их видимыми, а также дает жизнь растениям, животным и людям. Из этого и вытекает необходимость того, что править идеальным государством должны философы.
Платона считал, что рождение и воспитание детей — это дело государственной важности, а потому семья не может брать на себя эти обязанности. Соответственно, эту роль берет на себя государство, отбирая детей и их матерей и воспитывая их в соответствии с их способностями. Это необходимо для того, чтобы отобрать лучших, которые смогут управлять государством и защищать его. Следовательно, «собственность» на детей также является коллективной, как и собственность на предметы быта.
Подготовка правителей, по Платону, должна включать начальное образование — изучение музыки, поэзии и гимнастики до достижения двадцатилетнего возраста, изучение астрономии, математики и гармонии в течение 10 лет, затем изучение философии в течение 5 лет с последующей практической государственной деятельностью. Только после этого, то есть по достижении пятидесятилетнего возраста, человек может занимать руководящие места в государстве. Кроме того, претенденты на власть должны проходить жесткий отбор: только так, по мнению Платона, можно подготовить действительно достойных правителей.
В идеальном государстве практически нет места искусству. Платон полагал, что искусство в большинстве его проявлений способствует развитию изнеженности; следовательно, оно в целом вредно для государства и должно быть запрещено. Тем не менее Платон не отрицает воспитательной функции искусства, что приводит его к допущению необходимости искусства, предназначенного исключительно для воспитания граждан. В воспитание граждан входит не только «гимнастика», под которой Платон понимал физическое развитие, но и «музыка» — в особом смысле этого слова, имеющем отношение к музам вообще, и, естественно, в урезанном виде.
Платон негативно относился к частной собственности. С его точки зрения, наличие частной собственности представляет собой соблазн для тех, кто обладает властью; по этой причине необходимо исключить возможность корыстных мыслей, просто запретив частную собственность.
В заключение диалога «Государство» Платон предлагает классификацию форм власти. Он выделил:
• аристократию, то есть власть избранных;
• монархию;
• тимократию (то есть власть воинов и в качестве примера он приводит Спарту);
• олигархию — власть небольшого числа богачей;
• демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы;
• тиранию;
• идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности.
Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы — к неправильным. Идеальное государство в теории Платона стояло особняком, поскольку не могло существовать в реальности.
Осмысление человека в философии Платона
Платон рассматривал человека как двойственное существо, обладающее телом и душой. В учении Платона четко прослеживается родство понятий души и идеи. Если тело, как и любой материальный предмет, делимо и смертно, душа, подобно идее, бессмертна, едина и не может быть разделена на части. Тело и душа не зависят друг от друга, однако душа должна господствовать над телом. По мнению Платона, душа является бессмертной и тесно связана с миром идей, поскольку именно она способна познавать идеи.
Платон выделял в душе три части: разум, ярость и вожделение. При этом разум он сравнивал с возницей, который управляет упряжью, ярость — с послушным конем, а вожделение — с непослушным. В соответствии с тройственным делением души Платон выделял и три добродетели: разуму соответствует мудрость, ярости — мужество, а вожделению — сдержанность. Поскольку разум, с точки зрения Платона, — это главная часть души, ее основной добродетелью является мудрость, тогда как мужество и сдержанность возникают в результате того, что соответствующие части души подчиняются разуму, прислушиваются к его голосу. Указанные добродетели Платон подчинял четвертой, а именно справедливости. Если все три части души действуют в гармонии и четко реализуют свою сущность, деятельность души в целом Платон считал подчиненными добродетели справедливости.
Соединение души и тела Платон рассматривал как болезнь; тело — это своего рода могила для души, поскольку человек подвержен чувственным вожделениям, которые отклоняют душу от реализации ее идеальной сущности. По этой причине основную цель человеческой жизни Платон видел в стремлении к идеальному, которое предполагает отказ от вещного мира, обесценивание плотского начала. Цель философа — не только стремиться к постижению идеального, но и помогать другим продвинуться по этому пути.
Платон верил в переселение душ. До того, как душа соединится с телом, а также после смерти, когда душа отделяется от дела, она, согласно Платону, попадает в идеальный мир, в котором она созерцает чистые идеи. Следовательно, знание о мире человек имеет потому, что у него есть душа. При этом душа (сознание) — это не инструмент познания. Знания заложены в душе человека, изначально, а потому познание — это припоминание, восстановление в памяти того, что душа воспринимала до того, как вселиться в тело.






























Сократ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: