Сократ (470 или 469—399 до н.э.) — древнегреческий философ

Сократ родился в Афинах. Его отцом был каменотес, матерью — повивальная бабка. Внешне он был некрасив, но, как о нем говорили, «внутренней красотой превосходил своих современников». С детства ему был свойствен внутренний голос («демон», под которым надо понимать совесть, разум), который удерживал его от того или другого поступка. Получив разностороннее образование, он принимал активное участие в общественной жизни Афин. Известны два случая, когда Сократ, находясь на государственной должности, один воспротивился решению большинства и отказался участвовать в казни невиновных людей: в 406 году, когда осудили 10 стратегов и в 404 году— в правление Тридцати тиранов. Сократ участвовал в Пелопоннесской войне, мужественно и достойно вел себя в сражениях.
Сократ стал основателем собственной философской школы. Его ученики в дальнейшем также основали собственные школы. Самым известным учеником Сократа был Платон, который основал «Академию». Сократ жил бедно, но не брал платы за обучение и говорил, что есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество, а богатство и знатность приносят лишь дурное. Его принцип: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Он ничего не писал, основными источниками изучения его философии являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона, а также Аристотеля, Плутарха и других. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики (нахождение истины при помощи бесед — постановка вопроса и методическое нахождение ответа на него). В окружении друзей и слушателей на афинских улицах он вел беседы с молодежью, первым стал рассуждать об образе жизни человека.
В 399 году Сократ был предан суду по ложному обвинению в поклонении новым божествам и развращении молодежи. Суд присяжных приговорил его к смерти через принятие яда. В тюрьме он 30 дней ждал казни, отказался от помощи учеников и друзей бежать, мотивируя, в частности, тем, что это вызовет репрессии против его родственников и тогда его дети (три сына) получат недостойное воспитание на чужбине. Сократ принял яд цикуты. Он считал, что надо следовать не мнению всех, а только истине; жить надо не вообще, но справедливо; не надо отвечать злом на зло, а претерпевать это зло. Он стал первым философом, казненным по суду. Как это не раз случалось с афинянами, казнив Сократа, они вскоре раскаялись. Его обвинителей приговорили к изгнанию, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Сократа нередко называют основателем истинной греческой философии. Такая оценка во многом справедлива, поскольку Сократ, будучи далеко не первым греческим философом, совершил переворот, выработав новый метод философского мышления. По свидетельству Аристотеля, Сократ первым применил индуктивное мышление и стал использовать определения. В контексте очень важного для Сократа поиска истины, имеющий практическую ценность, это проявлялось в том, что он отказывался от конкретных примеров и стремился формулировать строго определенные общие понятия. Его метод сыграл большую роль в дальнейшем развитии древнегреческой философии, выработав метод строгого определения и классификации понятий.
Философия Сократа сформировалась в рамках полемики с софистами. Сначала он был их сторонником, однако затем он изменил свое мнение. Поскольку софисты полагали, что сознание целиком определяется склонностями человека, Сократ задается вопросом, что же такое представляет собой сознание в действительности. Именно таким путем он стремится решить проблему обоснования истинного и объективного знания. Сократ полагал, что человек — это сложное существо, в сознании которого имеется много субъективного. Однако это не означает, что человеку недоступно объективное. Сократ противопоставляет мнение и знание, и объективное знание, с его точки зрения, является достойным судьей для субъективного мнения.
Понятия блага (агатон) и добродетели (арете), очень важные для древнегреческой философии, занимают в философии Сократа центральное место. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Для древних греков арете — это соответствие между сущностью вещи или явления и ее использованием. Поскольку же сущность человека заключается в его разумности, а точнее, в том, что он обладает душой, благом для человека является познание истины. Основная цель, которую ставил перед собой Сократ, — это забота о душе. По мнению Сократа, человек, не заботящийся о душе, забывает о самом главном; стремление к славе, богатству, удовольствиям вторичны, хотя человек нередко ставит их на первое место. Поскольку сущность души состоит в познании, то человек должен к нему стремиться. От того, в каком состоянии находится душа человека, зависит, насколько этот человек добродетелен. Если преобладает невежество или необоснованная вера, душа подвержена злу; если же человек опирается на твердое, рационально обоснованное знание, душа реализует свою добродетель. При этом невежество для Сократа — это грех, который проистекает из непонимания и нежелания понимать, а следовательно, человека нельзя обвинять в том, что он умышленно совершает зло. Зло проистекает из невежества, неспособности осознать добродетель — причина зла кроется в нежелании думать и искать истину.
Сократ считал, что основное предназначение знания — помочь человеку реализовать себя в жизни и прожить ее добродетельно. А потому знание для Сократа было всегда знанием о добре и зле, о том, что полезно, приносит пользу, и о том, что причиняет вред. Широко известно выражение, которое можно считать девизом Сократа: «Познай себя!». Знание — это источник нравственного совершенства и жизненного счастья. Человек, обладающий истиной, никогда не поступит дурно. По этой причине Сократа считают первым философом, формулировавшим целостную и самостоятельную философскую этическую концепцию.
Свой метод философствования он называл майевтикой, что буквально можно перевести как «повивальное искусство». Истина, следовательно, должна родиться в споре, а цель философа состоит в том, чтобы помочь этому процессу. Основной метод, который использовал Сократ в своих беседах, состоял в том, чтобы заронить в душах своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а ее поиск; сомнение должно было стать лишь первым шагом на пути к осознанию того, что необходимо искать истину. Результатом этого поиска должно было быть не выявление субъективного мнения, а достижение точного знания о сущности того или иного предмета — знания, воплощенного в строгом определении. Таким образом, спор для Сократа был способом разрушить ложное субъективное мнение и выявить истину. Сократ стремился к тому, чтобы человек утратил уверенность в том, что он считал истинным. Именно это состояние, в котором человек перестает автоматически воспроизводить свое мнение, оказывается точкой отсчета для Сократа.








Декарт Рене


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: