Объем дисциплины и виды учебной работы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Центральный филиал

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

Римское право

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501.65 Юриспруденция)

 

 Воронеж

2007

 

 
Автор:

Минина Н.В. - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия.

 

Рецензенты:

Андреев Ю.Н. – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия.

Сорокина Ю.В. – доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Воронежского государственного университета.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 4 октября 2006г.) *

Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия 28 марта 2007г., протокол № 8.

 

 

© Российская академия правосудия, 2007.

© Минина Н.В., 2007.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…… 4
Введение..………………………………………………………..... 5
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………...   8
Тематические планы……………………………………………….. 9
Программа курса…………………………………………………… 16
Планы семинарских занятий ……………………… 23
Методические рекомендации по изучению дисциплины ………. 39
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения..….………………………………………………...     43
Примерная тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения……………………………………………………………   44
Примерная тематика рефератов ………………………………….. 48
Примерная тематика курсовых и дипломных работ ……………. 49
Примерный перечень вопросов для проведения рубежного контроля ……………………………………………………………   51
Примеры тестовых заданий ………………………………………. 52
Литература …………………………………………………………. 53
Вопросы для подготовки к экзамену …………………………….. 56

 

 

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины*

Роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римс­кого права; римская семья; вещные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфитевзис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполнение обязательств и ответственность за неисполнение; право наследования, по за­вещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римско­го права.

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Римское право, являясь значительной частью исторического наследия античной цивилизации, изначально приобрело статус классической учебной дисциплины и изучается в виде отдельного курса, а также в рамках курса истории государства и права зарубежных стран. Такое пристальное внимание римскому праву уделяется отнюдь не случайно. Правовая система, господствующая в Европе в общей сложности почти 700 лет, оставила глубокий след в истории правовой науки и правоприменительной деятельности. Римское право справедливо признается наиболее совершенным правом, которое базируется на праве частной собственности. В нем детально разработаны основные юридические конструкции. В процессе рецепции правовые идеи и институты римского права были заимствованы большинством государств Западной Европы, а затем использованы и в современной России. Духом римского права проникнута теория современного гражданского права, на его идеях по существу построены все современные кодификации гражданского права.

Изучение римского права приобрело большое значение также потому, что в процессе учебы студент может сформировать наиболее полное представление о том, как возникают правовые нормы, как они изменяются и совершенствуются, как восполняются пробелы в праве, и каким образом накопленный правовой материал образует единую систему.

Целью учебной дисциплины является, прежде всего, изучение правового наследия прошлого для обогащения духовного мира современного студента, формирование теоретических основ правовых знаний на примере наиболее развитой правовой системы прошлого.

В соответствии с целью следует выделить конкретные задачи:  

1) анализ основных тенденций эволюции права в целом на примере развития правовых систем Древнего Рима;

2) формирование основ теоретических знаний и понятийного аппарата в сфере частного и публичного права;

3) постановка ключевых вопросов и основных проблем в сфере частного права.

В процессе изучения дисциплины «Римское право» студент должен иметь представление:

1) о формировании и развитии правовой системы Древнего Рима; 

2) о рецепции римского права в Западной Европе;

3) о значении римского права для современного юриста.

В процессе изучении курса студент должен знать:

1) структуру курса, его специфику и современное значение;

2) основные понятия курса, их содержание и особенности;

3) необходимые термины на языке оригинала и их этимологию.

На семинарских (практических) занятиях студент должен уметь:

1) пользоваться источниками римского права (извлекать из текста источника необходимую информацию и правильно формулировать ее);

2) разрешать конкретные казусы со ссылкой на источник;

3)  анализировать отдельные исторические события и конкретные ситуации с точки зрения их значимости для правового развития человечества. 

Достоинством этой учебной дисциплины является ее комплексность, так как она не может не включать в себя сведений из истории Римского государства, из истории культуры, и неизменно сопровождается изучением основ латинского языка. Высшая школа предполагает изучение иностранных языков, в том числе, и латинского. Возможность изучать и применять специальные термины на языке оригинала превращает обучение в увлекательный процесс. К тому же изучение латинского языка поможет при работе с другими иностранными языками, так как его универсальность в течение длительного времени способствовала формированию лексического единства в научных кругах всей Европы в Средние века и Новое время.

То, что является достоинством дисциплины, одновременно составляет ее трудности. Чтобы достигнуть больших успехов в процессе обучения, следует не только прочесть и проанализировать большой объем исторической литературы, но и поработать с источниками римского права, которые отличаются своей архаичностью, мало напоминают современные и тем самым трудны для восприятия. Необходимо владеть установленным минимумом оригинальных латинских терминов и формул, что также усложняет процесс обучения. Все классические, качественные учебники по дисциплине написаны сложным, не слишком доступным языком и предполагают, что у студента уже имеется хорошая гуманитарная подготовка, а это чаще всего не соответствует действительности.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только юридическую, но и историческую литературу, т.к. именно этот синтез позволяет наиболее глубоко изучить программу курса. Использование основных источников римского права и оригинальных латинских терминов и афоризмов является обязательным требованием, т.к. позволяет студенту подняться на качественно более высокий образовательный уровень и претендовать на принадлежность к когорте лиц, получивших действительно классическое юридическое образование. Знание теоретических основ римского права и универсальной правовой терминологии является отличительным признаком настоящего профессионала в юридической науке и правоприменительной деятельности.

«Римское право» является учебной дисциплиной федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности 021100 (030501) «Юриспруденция» и изучается студентами всех форм обучения. Данный учебно-методический комплекс разработан с учетом всех требований, предъявляемых ГОС ВПО по специальности 021100 (030501) «Юриспруденция» в Российской Федерации и предназначен для студентов факультета подготовки специалистов для судебной системы (юридического) очной формы обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану)

Форма обучения

очная

заочная

на базе среднего (полного) общего образования

на базе среднего профессионального юридического образования

на базе среднего (полного) общего образования на базе среднего профессионального юридического образования на базе высшего профессионального образования
Общая трудоемкость 100

100

100 100 100
Аудиторные занятия 50

50

12 10 10
Лекции 34

34

8 8 6
Семинарские (практические) занятия 16

16

4 2 4
Самостоятельная работа 36

36

80 82 82
НИРС 14

14

8 8 8
Форма итогового контроля

экзамен

             

 

 



Тематические планы

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины и темы занятий)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: