Методические рекомендации по изучению дисциплины

Темы №1-2. Изучение этих тем потребует от студента дополнительных усилий, так как предполагает работу с историческими источниками и литературой. Первое знакомство с источниками римского права, с их структурой и особенностями пока заключается в том, чтобы определить, как ими пользоваться и где найти нужную информацию. Особое внимание следует уделить «Законам XII Таблиц».    

Следует заострить внимание на принципиальном отличии частного права от публичного и только, исходя из этого, формулировать определения темы. Для периодизации развития римского права требуется анализ, содержащий элементы сравнения периодов развития общества, государства и права, следует выявить сходства и различия, определить их причины. Представляется важным обратить внимание на то, что в отличие от других правовых систем, в римском праве существует не процесс вычленения из общей системы отдельных элементов, а наоборот, три основные системы права с течением времени сливаются в одну.

Рецепция римского права представляет собой уникальное явление в европейской правовой истории, поэтому обратите внимание на причину и ход рецепции, а главным образом на значение рецепции для европейского права.

При рассмотрении вопросов об источниках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на процесс эволюции источников римского права. Выясните, как разные виды источников уживаются в различные периоды развития права, как они устаревают с течением времени и окончательно теряют свое значение. Следует выявить причины кодификации, вкратце осветить первые попытки кодификации в римской истории. Обратить внимание на этапы кодификации и основные документы.

Тема №3. Определите, в каких случаях осуществление права могло ограничиваться законом. При рассмотрении вопроса о судоустройстве следует заострить внимание на том, что специализированных судебных органов в Риме не существовало. Используя материал лекции, учебной и дополнительной литературы, обозначьте особенности судоустройства в Риме, оформив этот материал в виде схемы. Подумайте, насколько целесообразно деление гражданского процесса на две стадии. Оцените одностадийное судопроизводство в экстраординарном процессе. Какая форма кажется Вам наиболее приемлемой? При ответе на вопрос о стадиях гражданского процесса следует отметить, что на определенном этапе они прекращают свое существование в силу разных причин.

Изучите материал по вопросу о формах гражданского процесса. Примените сравнительный метод анализа информации. Что Вам не понравилось в римском гражданском процессе, а что, наоборот, показалось интересным и эффективным?

Противопоставьте два средства защиты: иски и особые формы преторской защиты. Что на Ваш взгляд является более удобным и прогрессивным? Обоснуйте необходимость существования большого количества различных видов исков. В чем заключается значение правового института исковой давности? 

При рассмотрении вопроса об исках не стоит ограничиваться только их перечислением и подробной характеристике каждого вида. Здесь нужно обратить внимание на самые распространенные виды исков, на критерии их классификации. Попробуйте оценить систему исков с точки зрения работника судебной системы современной России, что, на Ваш взгляд не утратило свое значение, и напротив, какие иски или их группы являются неактуальными сейчас и почему?  Охарактеризуйте особые формы преторской защиты как альтернативные средства защиты и оцените их значение. Попробуйте сравнить их с современными средствами защиты.

В чем значение правового института исковой давности. Определите причины его появления, и скажите, почему он сформировался только в пост-классическом праве, а не раньше? Как используется исковая давность сейчас? Обоснуйте необходимость ее использования в различных отраслях права. С чем связан размер срока исковой давности и почему в Риме она была единой и длилась так долго?    

Темы №4. Изучение этой темы играет огромную роль, так как формирует у студентов первые представления о правоспособности и дееспособности физического лица. Очень важно запомнить, что правоспособность приобретается с рождением свободного человека, а дееспособность только при достижении определенного возраста. Обратите пристальное внимание на все возможности ограничения правоспособности и дееспособности лица. Обозначьте подробно все группы лиц, ограниченных в правах. 

Поработав с дополнительной литературой, составьте полный перечень прав римского гражданина. На какие логические комплексы он делится? Дайте характеристику правового статуса других категорий римского населения, обращая внимание в первую очередь на отсутствие того или иного права. Чем, на Ваш взгляд, вызвана такая неоднородность? Можно ли согласиться с мнением о том, что, наделяя правами гражданства всех жителей империи, римляне сами разрушили свою цивилизацию?

Существование рабства в античном мире являлось гарантом широких возможностей личностного развития. Уровень развития рабства соответствовал уровню развития государства, поэтому не случайно кризис рабства в императорскую эпоху усугубил системный кризис государства. Рассмотрите все варианты отпущения раба на волю. Почему вольноотпущенники не могли быть приравнены к «свободнорожденным»?

Используя дополнительную литературу, проследите процесс зарождения юридических лиц в Риме. Охарактеризуйте их правовой статус, чем он отличался от статуса физического лица. Как Вы думаете, почему различные сообщества не играли заметной роли в хозяйственной жизни Рима?

Тема №5. Римская патриархальная семья имела ряд особенностей. Однако не следует забывать, что в ходе римской истории она была подвержена изменениям. В первую очередь установился приоритет кровного родства. Во вторую очередь, власть домовладыки значительно ослабела.

Определите правовой статус законного брака. Какое место занимал законный брак в жизни римского гражданина? Почему способы заключения брака так напоминают приобретение собственности? Проследите улучшение положения женщины на примере формы брака с ограниченной властью мужа, опишите ее личные и имущественные права.  

В чем смысл институтов опеки и попечительства над подвластными членами семьи? Оцените возможность использования пекулия. Подумайте, почему усыновление было так популярно в Риме. Сравните права и обязанности родителей и детей в римском праве и в российской Конституции.

Темы №6-9. Этому блоку тем следует уделить особое внимание, потому что основой римской правовой системы является частная собственность и другие вещные права. Рассматривая классификации вещей, следует закреплять примерами пройденный материал. Составьте для себя целый перечень, состоящий из парных вещей, согласно перечню классификации. В этом случае Вы никогда не ошибетесь при определении вида вещи и возможности ее применения.

Оцените значения института владения в римском праве. Помните, что долгое время владение не сопровождалось правом собственности и рассматривалось отдельно, как право владеть и пользоваться вещью. Как соотносятся категории «владелец» и «собственник» в римском праве?

Определите понятие права собственности с помощью правомочий собственника. Попытайтесь объяснить необходимость выделения исторических видов собственности, определите их правовой статус. Составьте развернутую схему способов приобретения права собственности, определите, какие способы остались актуальными сейчас.

Как ограничения права собственности повлияли на создание сервитутного права? Каковы особенности применения эмфитевзиса и суперфиция? Используя дополнительную литературу, перечислите все возможные способы применения залога в римском праве. 

Темы №10-13. Обязательственное право остается на сегодняшний день наряду с вещным правом самой актуальной частью римского правового наследия. Римские юристы, не различая вещные и обязательственные права, тем не менее, создали основы теории обязательства и договора. Обратите пристальное внимание на темы №10 и №11. Используя материал лекции, учебную и дополнительную литературу, рассмотрите вопрос о видах обязательств в римском праве. Как Вы думаете, почему обязательства и по аналогии с ними договоры подразделялись на группы, пользующиеся исковой защитой, и, наоборот, с чем это было связано. Очень важен вопрос о сторонах в обязательстве и ответственности должника за неисполнение обязательства. Скажите, насколько современны условия исполнения обязательства и способы его прекращения?

Договор является самым распространенным основанием возникновения обязательства и в Древнем Риме и в современной России. Объясните, почему? Четко разделите условия действительности договора и условия его недействительности. Каким образом можно было признать недействительным тот или иной договор?

Рассмотрите подробно все виды договоров в римском праве по следующей схеме: понятие, стороны, предмет договора, способ заключения, характерные условия для данного вида договора, сроки. Обоснуйте необходимость существующей классификации договоров.

Почему, на Ваш взгляд, римские частные деликты, напоминающие статьи Уголовного кодекса, предусматривали гражданско-правовую имущественную ответственность, а не уголовную. Подумайте, почему перечень публичных деликтов был менее впечатляющим. Оцените современное значение обязательств, возникающих из неосновательного обогащения.

Тема №14. В изучении этой темы наиболее важным является то, что римское наследственное право является основой современного. Обратите внимание на следующие понятия: необходимое наследование, наследственная трансмиссия, выморочное наследство, завещательный отказ.

Рассмотрите виды и особенности завещаний в разных исторических эпохах. Изучите системы наследования по закону и определите правовые принципы построения этих систем. Чем отличается очередность наследования по закону в римском праве от современной системы наследования? В чем значение акта принятия наследства?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: