Становление антропологического религиоведения в России

Л.Я. Штернберг как один из основателей российской антропологии религии. Эволюционистский характер его концепции религии. Анимизм, тотемизм и шаманизм в трудах Л.Я. Штернберга. В.Г. Богораз: исследование религии чукчей. Анализ шаманизма. Концепция эволюции религиозных верований.  

Проблема соотношения мифа и ритуала в антропологии религии.

Интерпретация мифа в современном гуманитарном знании. Полисемия мифа. Антропологические теории мифа: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Б. Малиновский, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Э. Кассирер, С. Лангер, К. Леви-Стросс. Концепции мифа в русской религиозной философии: А.Ф Лосев и С. Булгаков. Понятие ритуала. Полемика о соотношении мифа и ритуала в конце XIX – 1-й пол. XX вв. Сторонники и противники ритуализма. Антропологические теории ритуала: Э. Дюркгейм, А. ван Геннеп, В. Тернер.

Изучение народной религиозности в современном антропологическом религиоведении.

Понятия религиозности и народной религиозности. Проблема соотношения официальной (церковной, интеллектуальной) и народной религиозности. Исследование «народной религии» на базе архивных источников и полевых материалов. Выявление отличительных особенностей народной религиозности. Попытки дефиниции «фольк-религии». Отказ от термина «двоеверие» в современном антропологическом религиоведении.

К. Гинзбург: исследование народной религиозности позднего средневековья.

Автор книги «Сыр и черви». Предмет исследования К. Гинзбурга, источники, которые он использует. Специфика изучения народной религиозности, ее проблематичность и сложность. Понятие микроистории, значение микроисторического исследования. Герой монографии, его судьба, религиозные взгляды. Происхождение религиозных взглядов Меноккио, согласно концепции ученого. Репрезантативность фигуры Меноккио и ее выход за пределы народной культуры. Значение исследования К. Гинзбурга и уязвимость его гипотезы.

Когнитивные исследования в антропологии религии.

Предпосылки появления когнитивной науки о религии в конце XX в. Определение задач когнитивного религиоведения Т. Лоусоном. Возвращение к эволюционизму и проблеме генезиса религии в индивидуальном сознании. Трактовка религии когнитивной наукой. Концепция С. Атрана. Понятие «сверхъестественного агента», его генезис. Причины кросс-культурного сходства религиозных феноменов. Проблема естественности религиозных идей. Труды С. Гатри, Дж. Баррета, П. Буайе. Религия как природный феномен. Контринтуитивное содержание религиозных идей. С. Митен: понятие «когнитивной подвижности» и проблема происхождения религии. Когнитивная теория ритуальных действий: Т. Лоусон и Р.Н. Макколей. Адаптационный подход в когнитивной науке о религии: Дж. Балбулиа. Междисциплинарный характер когнитивного религиоведения.

Этология человека в антропологии религии.

Этологический и социобиологический подходы к изучению религии. Влияние работ К. Лоренца. Теория ритуала как фактора канализации агрессивности и страха (И. Эйбл-Эйбесфельдт). В.Буркерт. «Происхождение священного: следы биологии в ранних религиях» (1996). Проблема биологических оснований жертвоприношений, ритуалов избегания, инициаций, гадательной практики. 

Изучение измененных состояний сознания в антропологическом религиоведении.

Междисциплинарный характер изучения измененных состояний сознания. Понятие измененных состояний сознания, их виды. Основные направления в исследовании измененных состояний сознания: первое, изучающее культурное и социальное значение ИСС в рамках традиционных или синкретических религий (Э. Бургиньон); второе, исследующее влияние наркотических веществ-галлюциногенов на формирование анимистических представления и шаманизм (У. Ла Барре и Ж. Сискинд); третье, тесно связано с изучением физиологии человека (Б. Лекс Р. Принс)

Проблема выделения в религиоведении особых проблемных областей – географии и экологии религии.

Содержание экологии и географии религии как научных дисциплин. Предпосылки появления географии и экологии религии. Понятие географии религии (Каше). Ф. Ратцель «География человека». Концепция М. Бюттнера. Экология культуры (Дж. Стюард). Концепция О. Хульткрантца о влиянии окружающей среды на религию. Дискуссия о возможности экологического подхода в изучении религии. Критика экологического подхода. Распространение экологического подхода в исследовании религии во второй половине XX в. Экология традиции (Л. Хонко).

     31. Особенности развития религиоведения в России в 1920-1980-е гг.

Господство марксистской парадигмы в науке. 1920-1930-е гг.: влияние вульгарно-социологических идей на религиоведческие исследования. Труды Л. Я. Штернберга, В. Г. Богораза, Д.К. Зеленина. Изучение мифологического мышления в 1940-1980-е гг.: В.Я Пропп, М.И. Стеблин-Каменский, М.И. Шахнович, Е.М. Мелетинский, Г.С. Котляр, А.Ф. Лосев, И.М. Дьяконов, С.А. Токарев. Исследование восточнославянских религиозных верований (В.Я Пропп, Д.К. Зеленин, М.И. Шахнович, К.В. Чистов, Б.А. Рыбаков, В.В. Иванов, В.Н. Топоров). Энциклопедии: «Мифы народов мира», «Народы мира». Изучение религий различных стран и регионов мира. Анализ древневосточной и античной религий. Советская библеистика. Исследования средневековой религиозности в рамках исторической антропологии (А.Я. Гуревич). Изучение ислама и христианства. Труды по истории русской православной Церкви (Н.М. Никольский, Б.Д. Греков, М.А. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, Я.С. Лурье, Н.А. Казакова, Я.Н. Щапов). Работы А.И. Клибанова по истории русского сектантства и свободомыслия. Обобщающие труды по истории религий: И.А. Крывелев, А. Мень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: