Становление феноменологии религии

Первые исследования:     «Религиозные обряды и церемонии всех народов мира» (1723); Ж. Лаффито «Нравы дикарей Америки»; Ш. де Бросс «О культе богов-фетишей». Философская основа феноменологии религии: И. Кант: «вещь в себе» и феномен (явление); Гегель «Феноменология духа»; Э. Гуссерль: «чистый феномен»; феноменологическая редукция. Описательная феноменология религии

К. Тиле: основные принципы науки о религии. 4 уровня исследования религии: дескрипция, сравнение, морфологический анализ, физиологические и психологические исследования природы веры.

П. Шантепи де ля Соссе. Наука о религии: философия, история, феноменология. Сравнительное исследование повторяющихся в истории религиозных феноменов (мифа, обрядов, ритуалов и т.п.).

Э. Леманн. «Наука о религии». Понятие «священного». «Священные действия», «священные слова», «священные люди», «священные места», «священное поведение».

Классическая феноменология религии.

Н. Зедерблом. «Священное» как вид переживания, интуиция. Вера в безликую силу («мана») – основа религии. Р. Отто. «Священное». Священное/святое. Г. Ван дер Леув. «Феноменология религии». Интроспекция. Феноменология как пропедевтика теологии. Антитеза «священное – мирское» как противоречие сознания.

Герменевтическая феноменология религии.

И. Вах о науке о религии. Категория понимания. М. Элиаде: концепция «архаического человека» и «вечного возвращения». Иерофания как выражение священного. Функции мифа, символа и ритуала. Современная феноменология религии о соотношении религий: Эксклюзивизм, инклюзивизм, плюрализм

Становление и развитие психологии религии: В. Вундт, З. Фрейд, К. Юнг.

Определение психологии религии. В. Вундт – один из основателей психологии. Разработка методов психологии; метод интроспекции. Изучение индивидуальной и «народной» психологии. Религия как предмет психологии у В. Вундта.

З. Фрейд. Психологическая концепция З. Фрейда: Ид, Эго, Суперэго. Природа невроза. Невроз – сущность религии. Работа «Тотем и табу»: определение религии как коллективного невроза. Труд «Будущее одной иллюзии»: определение источника религии как беспомощности перед природой, социумом и государством. Работа «Моисей и монотеизм»: исследование истории религии на базе психоанализа.

К.Г. Юнг – ученик и сотрудник З. Фрейда. Отказ от взглядов З. Фрейда на сущность религии и разработка собственной концепции: религия как форма психологической практики, имеющая психотерапевтический эффект. Идея индивидуации, ее осуществление в религии. Концепция архетипов и коллективного бессознательного. Архетип и религия.

Основные направления в западной социологии религии.

Классическая социология религии. Основатели социологии религии: Э. Дюркгейм и М. Вебер (конец XIX – начало XX вв.). Оценка религиозных феноменов с точки зрения их социальной значимости. Э. Дюркгейм: социальный смысл различения сакрального и профанного; определение религии. М. Вебер: религия как проекция духовных мотиваций в социальную и экономическую сферы.

Межвоенный период. Светская и религиозная социологии религии. Социография религии. Г. Ле Бра, М. Мосс, Т. Парсонс, П. А. Сорокин, С. Богардус, Г. Беккер, Р. Нибур.

1940-е гг. Социальная антропология: Б. Малиновский, А. Р. Рэдклиф-Браун, Э. Эванс-Притчард. Американская социология религии.

1950-е гг. Изучение нетрадиционных форм религиозности и традиционных конфессий. Интерпретация религии с позиций структурной антропологии (К. Леви-Стросс) и концепции «народной религии» (Л. Шнайдер).

1960-е гг. Изучение религии в секулярном обществе. Концепция депривации как фактора происхождения и эволюции социальных групп (Ч. Глок). Исследование религиозной конверсии. Концепция гражданской религии (Р. Белла).

1970-е гг. - начало XXI в. Изучение места и роли религии в постиндустриальном обществе. Социологическое изучение НРД и «антикультизма». «Церковная социология». Исследование религиозного модернизма. Теория рационального выбора. Социологическое изучение религиозной жизни восточных обществ. Теория десекуляризации (П. Бергер К. Доббелер, Д. Мартин). Изучение проблем религиозного фундаментализма, религиозного национализма, религиозного плюрализма. Свободы религиозного выбора, религиозных меньшинств, гендерного фактора в структуре религиозных отношений. Активизация эмпирических исследований.

Социология религии П.А. Сорокина.

П. Сорокин: основные труды. Социологические взгляды на религию, ее место в обществе и мире, религиозные институты. Содержание концепции религиозных перегруппировок. Социокультурная динамика и религия.

Э. Дюркгейм: религия как символическое выражение социальной реальности.

Работы Э. Дюркгейма: «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии», «Коллективный ритуал. Священные объекты как символы». Выбор автором «примитивной» религии для исследования: обоснование. Опровержение Э. Дюркгеймом понятия «сверхъестественное», как универсального понятия, характерного для всех религий. Отрицание анимизма как универсальной формы религии. Сакральное и профанное. Религиозные верования и обряды. Различие между магией и религией. Определение религии. Роль коллективных представлений. Религия как интегратор коллективных представлений. Религия как фактор социальной солидарности.

Л. Леви-Брюль: особенности первобытного мышления.

Особенности первобытного мышления (коллективное, пралогическое, мистическое). «Мистичность» и «сопричастность» как основные характеристики первобытного мышления.

Ритуал в культурантропологических исследованиях (А. Ван-Геннеп и В. Тернер)

Труд А. Ван-Геннепа «Обряды перехода». Обряды перехода и обряды жизненного цикла. Мир профанный и мир сакральный. Классификация обрядов. Схема ритуалов перехода. Понятие сакрального. Религия и магия. Рождение и детство: обряды перехода. Обряды отделения и включения. В. Тернер: символическая теория ритуала. Наследие А. Ван-Геннепа. Концепты лиминальности и коммунитас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: