Порядок рассмотрения уголовных дел по кассационным жалобам. Кассационные основания. Процессуальные решения

После истечения кассационного срока дело вместе с жалобами и протестом поступает в вышестоящий суд, который рассматривает его в день, назначенный судом первой инстанции, но не позднее одного месяца со дня его поступления. Судами кассационной инстанции являются областной, Минский городской суды, Белорусский военный суд, Верховный Суд РБ.

Кассационная инстанция рассматривает уголовное дело в составе трех профессиональных судей, один из которых является председательствующим. Открыв судебное заседание, председательствующий объявляет, какое уголовное дело подлежит рассмотрению, удостоверяется, кто явился по уголовному делу, объявляет состав суда, фамилии прокурора и переводчика, если он присутствует, и опрашивает явившихся по делу лиц, имеются ли у них заявления об отводе. Далее председательствующий опрашивает явившихся по делу лиц об имеющихся у них ходатайствах.

Рассмотрение дела начинается докладом одного из судей, который излагает существо дела, доводы жалобы или протеста. После доклада судьи лица, подавшие жалобу, дают объяснения, а прокурор высказывает свое мнение по ним, а также о законности и обоснованности приговора.

При рассмотрении уголовного дела суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе вправе: 1) назначить судебно-психиатрическую экспертизу; 2) назначить повторную или дополнительную экспертизу, если ее проведение возможно по имеющимся в деле материалам; 3) истребовать документы, связанные с состоянием здоровья, семейным положением и данными о прошлых судимостях осужденного. Рассмотрение дела при этом откладывается.

Заслушав участников судебного заседания, суд удаляется в совещательную комнату для вынесения определения.

Рассмотрев уголовное дело, кассационная инстанция принимает одно из следующих решений: 1) оставляет приговор без изменения, а жалобы или протест — без удовлетворения; 2) отменяет приговор и направляет дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции; 3) отменяет приговор и прекращает производство по уголовному делу; 4) изменяет приговор; 5) откладывает разбирательство уголовного дела при назначении экспертизы или истребовании документов о состоянии здоровья, семейном положении осужденного.

При рассмотрении дела после отмены первоначального приговора суд не связан выводами, изложенными в кассационном определении. В данном случае уголовное дело подлежит рассмотрению в общем порядке. Однако усиление наказания (по сравнению с первым приговором) либо применение закона о более тяжком преступлении судом первой инстанции допускается только при условии, если первоначальный приговор был отменен по жалобе потерпевшего или его представителя либо по кассационному протесту прокурора за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении.

Надзорное производство. Правовые условия, основания и порядок производства. Участники, процессуальные сроки, решения. Пределы компетенции суда надзорной инстанции. Проблемы производства и механизма правового регулирования.

Надзорное производство — регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора, проверке судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Производство в надзорной инстанции — самостоятельная стадия УП. Оно возникает, когда выясняется, что приговор незаконен, необоснован или несправедлив и судебная ошибка не исправлена в кассационном порядке.

Сущность и значение пересмотра приговоров, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу, выражается, прежде всего, в том, что он является весьма важной гарантией осуществления правосудия в строгом соответствии с законом. Суды надзорных инстанций устраняют значительное число ошибок, допускаемых судами как первой, так и других инстанций. В этом отражается сходство данной стадии с кассационным производством.

Таким образом, надзорное производство является важным средством исправления ошибок и восстановления законности и справедливости, нарушенных не только при рассмотрении уголовного дела по существу в суде первой инстанции, но и при пересмотре его в кассационной или нижестоящей судебно-надзорной инстанции.

Вместе с тем, следует отметить, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу.

Исключительность данной стадии состоит в том, что: 1) предметом проверки являются вступившие в законную силу судебные решения; 2) надзорное производство может состояться только при наличии протеста суда или прокурора; 3) поводом для проверки в порядке надзора может послужить любая информация о незаконном судебном решении по делу; 4) подача жалобы, заявления не влечет за собой обязательного рассмотрения дела в надзорной инстанции; 5) для проверки обвинительных решений, ухудшивших положение осужденного, не установлены никакие сроки.

 

 

Возобновление уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Правовые условия, основания и порядок производства. Участники, процессуальные сроки, решения. Проблемы производства и механизма правового регулирования.

Возобновление производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам — исключительная стадия уголовного процесса, в которой соответствующий вышестоящий суд производит проверку законности и обоснованности приговора и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в связи с обнаружением новых, не известных при расследовании и рассмотрении дела обстоятельств, устанавливающих незаконность и необоснованность данного решения.

Наличие этой стадии вызвано тем, что иногда после вступления приговора в законную силу выявляются обстоятельства, свидетельствующие о его незаконности и необоснованности, которые не были известны во время расследования и рассмотрения дела и потому не могли быть учтены судом. Поскольку характер этих обстоятельств иной, чем тех, которые образуют основания для пересмотра приговоров в порядке надзора, возникает необходимость в существовании особого порядка проверки законности и обоснованности приговоров в связи с их открытием. Для установления вновь открывшихся обстоятельств необходимо произвести специальное расследование, которое и дает основание ставить вопрос об отмене приговора.

В соответствии со ст. 418 УПК основаниями для возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая неправильность перевода, повлекшие постановление незаконного приговора, определения или постановления;

2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия должностных лиц органа уголовного преследования, повлекшие постановление незаконного приговора, определения или постановления;

3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия судей, совершенные ими при рассмотрении данного дела;

4) установленные проверкой или расследованием и изложенные в заключении прокурора иные обстоятельства, не известные суду при вынесении приговора, которые сами по себе либо вместе с ранее установленными обстоятельствами свидетельствуют о невиновности осужденного или о совершении им иного по степени тяжести преступления, чем то, за которое он осужден, либо о виновности оправданного лица или лица, в отношении которого производство по делу было прекращено.

Указанные обстоятельства могут быть установлены помимо приговора определением суда, постановлением судьи, прокурора, следователя, органа дознания о прекращении производства по уголовному делу за истечением срока давности, вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние, или в связи со смертью обвиняемого.

 

Раскрыть содержание понятий «меры пресечения», «меры принуждения». Уголовно- процессуальные условия, основания и порядок избрания мер пресечения и мер уголовно- процессуального принуждения.

Меры пресечения – это принудительные меры, установленные законом, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения им новых общественно опасных деяний, предусмотренных УПК, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить в будущем неправомерную деятельность подозреваемого или обвиняемого. Меры пресечения существенно отличаются от мер уголовного наказания. Меры пресечения применяются к лицам, которые еще не признаны виновными в совершении преступления приговором суда. Эти меры лишены элементов кары. Их цели сводятся только к тому, чтобы обеспечить решение задач уголовного процесса, если этому могут помешать лица, подлежащие впоследствии привлечению к уголовной ответственности.

К иным мерам процессуального принуждения относятся: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления; отстранение обвиняемого от должности; выемка предметов и документов; наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и выемка ее из почтово-телеграфного учреждения; прослушивание телефонных и иных переговоров; получение образцов для сравнительного исследования; помещение подозреваемого или обвиняемого в государственное медицинское учреждение для проведения судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; освидетельствование; привод; удаление лиц из зала судебного заседания при нарушении порядка и др.

Основания: Меры пресечения могут применяться органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора.

При решении вопроса о необходимости применения меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому должны учитываться характер подозрения или обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, их возраст и состояние здоровья, род занятий, семейное и имущественное положение, наличие постоянного места жительства и другие обстоятельства.

При отсутствии необходимости в применении меры пресечения у подозреваемого или обвиняемого берется письменное обязательство являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс.

Порядок применения, изменения и отмены меры пресечения: О применении, изменении либо отмене меры пресечения орган дознания, дознаватель, следователь, Министр внутренних дел, Председатель КГБ, заместитель Председателя КГК – директор

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: