Название населенного пункта_________________________________________
Часть I
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПИСАНИЯ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА В ЦЕЛОМ
Общие сведения о населенном пункте
1. Родоплеменная принадлежность жителей.
2. Кому раньше подчинялась деревня в административном отношении?
3. Число жителей и хозяйств раньше и теперь.
4. Национальный состав жителей деревни раньше и теперь.
5. Есть ли пришлые жители, откуда прибыли? Общая численность пришлого населения за последние 5 лет (по отдельности). Сколько из них живут более 10 лет, сколько – от 5 до 10 лет, сколько – менее 5 лет? Национальность иммигрантов.
6. Сколько выбыло жителей и куда? Причины убытия. Общая численность убывшего населения за последние 5 лет (по отдельности). Национальность эмигрантов.
7. Хозяйственные занятия раньше и теперь. Сколько было скота: лошадей, крупного, мелкого рогатого скота, свиней; птицы? Когда начали заниматься заготовкой сена? Как это делали? Перечислить поэтапно виды работ.
8. Когда начали заниматься земледелием? Размер посевов, номенклатура зерновых и технических культур. Что выгодно выращивать в условиях данной местности? Численность земледельцев, занимающихся охотой, рыболовством, кустарным делом. Орудия земледелия. Пропалывали ли поле? Удобряли ли поле? Чем? Как? Наиболее распространенные способы и орудия охоты. На каких животных охотились, какую рыбу ловили раньше и ловят сейчас? В какое время года? Сохраняются ли традиционные способы охоты и ловли рыбы и рыболовные снасти? Занимались ли собирательством? Употребляют ли в пищу дикорастущие растения, ягоды и плоды? Содержат ли плодово-ягодные насаждения в хозяйствах и какие культуры?
|
|
9. Использовался ли раньше и используется ли сейчас наемный труд? Кого нанимали: своих или пришлых? Была ли распространена помочь?
10. Была ли кузница? Кто был кузнецом?
11. Были ли в деревне свои сапожники, плотники, столяры, шорники?
12. Сколько было зажиточных, середняков и бедняков?
13. Когда выезжали на летовку? Сколько было мест летовок, их очередность? На каком расстоянии от деревни они располагались? Как кочевали: верхом на лошадях или телегах? Чем занимались на летовке? Использовались ли на летовке пастухи? Когда прекратились летовки? Почему?
14. Когда появилась колесная дорога и кто ее построил?
15. Откуда брали питьевую воду? Сколько было колодцев?
16. Сколько было бань? Когда появились бани? Где они располагались? Топили бани «по-черному» или «по-белому»?
17. Имелся ли базар? Что на нем продавали и покупали?
18. Число женатых, холостяков, вдовых, разведенных. Сколько повторных браков? Как совершались разводы? Причины их.
|
|
19. Было ли раньше распространено многоженство? Сколько мужчин имели несколько жен? Поскольку?
20. Возраст вступления в брак. Где и как брали невест? Свадьба.
21. Были ли левират и сорорат?
22. Были ли национально-смешанные семьи? Преимущественно между какими национальностями? Как определялось национальность ребенка в таких семьях?
23. Количество детей в моно- и этнически смешанных семьях. Живут ли молодые семьи вместе с родителями или отдельно?
24. Сколько детей умирало раньше и сейчас, в каком возрасте и по какой причине?
25. Имеется ли в деревне школа? Когда она появилась, сколько в ней классов было и сколько сейчас?
26. Сколько детей учиться? Есть ли дети, которые не посещают школу? По какой причине?
27. Сколько поступило учиться за последние 5 лет (по годам отдельно)?
28. Куда (вузы, сузы) преимущественно поступают учиться после окончания школы? Возвращаются ли домой после окончания учебных заведений? Те, кто не поступает в вузы (сузы), куда устраиваются работать и кем?
29. Имеется ли клуб? Когда он появился? Какие мероприятия в нем проводятся? Посещают ли его местные жители? Приходят ли в него жители соседних населенных пунктов?
30. Имеется ли сельская библиотека, каков контингент ее читателей, что преимущественно читают?
31. Имеется ли медпункт?
32. Имеется ли мечеть? Была ли она раньше и кем построена (русскими, башкирскими, татарскими строителями)? Кто проводит в ней культовую службу? Имеют ли муллы специальное образование? Какое и где его получили? Обучались ли в мечети дети?
33. Отношение к религии людей разных возрастов и разных национальностей. Необходима ли сегодня религия?
34. Какие религиозные верования и обряды существуют?
35. Где лечились жители деревни раньше и каким способом? Были ли местные знахари? Есть ли они сейчас?
36. Используется ли в быту национальная пища? Перечислить наиболее распространенные блюда.
37. Коллективные праздники раньше и теперь.
38. Просмотреть хозяйственные книги.
Фото населенного пункта
Общий вид с четырех сторон
Фото находящихся в непосредственной близости водоемов, гор, пещер, других геологических объектов
Музеи
Школы
Памятники истории, культуры, архитектуры
Культовые объекты
Кладбища
Хозяйственно-производственные объекты (мельницы, фермы, лесопильни, мастерские, пр.)
Национальная одежда
Предметы и хозяйственные объекты, представляющие научный интерес
Обряды, церемонии, празднества, похороны
Аудиозапись (1 кассета на н/п)
Записывать рассказы старожилов
Истории семей
Песни
Устные предания и легенды, эпические поэмы
Видеосъемка (1 кассета на 2 н/п)
Торжественные мероприятия
Праздники
Обряды
Свадьбы
Похороны
Собрания (сходы)
Описание культовых объектов
Название культового здания.
Записать рассказы старожилов и служителей культа об истории культового здания, религиозной общины.
Сделать фотографии служителей культа, культовых зданий, кладбищ, отдельных захоронений, надгробий.
Фотографии | Обмер объекта |
Фасады четырех сторон, должны войти в кадр полностью | |
Наиболее интересные фрагменты фасадов, окон, наличников, надписей, портала и пр. | Обмер объекта: фундамента, высоты, окон, колокольни |
Интерьер, декор | Рисунок фундамента и профиля здания |
План
0_____I_____I_____I_____I_____10 м.
«
Структура описания культовых зданий:
1. Тип здания
2. Строительный материал
3. Географические ориентиры
4. Длина
5. Высота
6. Площадь
7. Высота фундамента
8. Окна
9. Наличие и количество колокольни
10. Высота колокольни
11. Архитектурные особенности
12. Автор проекта (если известно)
13. Примечание
Количество выпускников с/ш в 2001-2005 гг. (по годам)
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Итого |
Всего выпускников | ||||||
Трудоустроились в данном населенном пункте | ||||||
Не работают | ||||||
Поступили в ВУЗы и Сузы |
|
|
Данные по трудоустройству демобилизованных
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Итого |
Призвано в армию | ||||||
Демобилизованы | ||||||
Трудоустроены в данном н/п | ||||||
Поступили в вузы и сузы |
Рождаемость и смертность в 2000–2004 гг.
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Итого |
Родилось | ||||||
Умерло |
Часть II
Район_______________________________________________________________
Название населенного пункта_________________________________________
ЗАДАНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ОПИСАНИЮ ХОЗЯЙСТВА