Тема 1 Предмет, объект методологические основы курса

Авторские лекции доцента кафедры «Экономика и управление организацией» ТРИБУШНОЙ ВАЛЕНТИНЫ ХАРЛАМПИЕВНЫ по дисциплине «Экономика отрасли инфокоммуникаций»

Тема 1 Предмет, объект методологические основы курса

Среди многих экономических наук выделена теоретическая и прикладная экономика как научные направления познания и регулирования важнейших процессов хозяйственной жизни. В совокупности их называют более кратко: «Экономика» – в России «Экономикс» – на Западе.

Основу теоретической и прикладной экономики составляют:

· Изучение функционирования национальной экономики (хозяйства) в целом, отраслей и секторов экономики и отдельного предприятия (фирмы);

· Изучение экономического развития;

· Разработка принципов экономической политики.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть рынка, именно производство на предприятиях рождает товарную массу. Курс «Экономика и организация производства» объединяет основы курсов «Экономика предприятия» и «Организация производства».

Экономика – это область человеческой деятельности, которая служит распределению производимых благ и удовлетворению потребностей в них

Экономика предприятия - это наука, изучающая и раскрывающая социально-экономический и административно-хозяйственный механизм процесса создания необходимых обществу и каждому его члену материально-вещественных благ.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Учение об экономике предприятия является частной дисциплиной экономической науки и частью микроэкономики, которая также занимается поведением домашних хозяйств и взаимоотношениями между экономическими субъектами.

Данное учение делится на функциональные дисциплины (науки о производстве, сбыте, снабжении и т.п.) и "институциональные" дисциплины (науки о банках, страховых компаниях, торговле и т.п.).

Практическая Экономика предприятия - это совокупность протекающих на предприятии экономических процессов.

Организация производства - наука, раскрывающая и объясняющая
закономерности, принципы, методы, формы рационального построения и
осуществления эффективной производственной деятельности в предпринимательской среде. ОП изучает производственные отношения, т. е. отношения, которые складываются между людьми в процессе производства.

Предмет ОП - изучение закономерностей развития производства, определяемых экономическими законами, и методических подходов к формированию эфф-го производства. Требования к ОП: рациональное использование ресурсов и создание организационных условий для обеспечения целостности, непрерывности и максимальной эффективности производства.

Отрасль экономики – совокупность организаций, предприятий, учреждений, производящих однородные товары и услуги, использующих однотипные технологии, удовлетворяющих близкие по природе потребности Схема анализа отрасли:

Внешний контекст

Основные особенности рынка (международный, российский уровень)

Тенденции развития рынка, влияние на текущее состояние отрасли в регионе

Тенденции развития смежных отраслей, влияние на текущую ситуацию в отрасли

Описание состояния отрасли в регионе

Влияние отрасли на экономику региона (ВРП, налоги, занятость)

Общая характеристика отрасли

Ключевые потребители: география, сегментация основных потребителей, экспорт

Близость к поставщикам: сырье, комплектующие изделия.

Доступность и цена базовых ресурсов: энергия, вода, тепло, производственных услуг, водоснабжение и водоотведение.

Рабочая сила: наличие рабочей силы, квалификация рабочей силы, стоимость рабочей силы.

Доступность финансов для развития отрасли: привлекательность отрасли для инвестиций, исторические данные (реализованные инвестиционные проекты, успешные/неуспешные истории привлечения внешних инвесторов в отрасль), доступность банковского финансирования, отраслевые программы стимулирования инвесторов.

Организационная структура отрасли. Основные игроки и их рыночные доли. Ключевые предприятия-конкуренты.

Возможные регионы конкуренты по размещению новых производств в отрасли.

Ключевые факторы успеха отрасли. Оценка конкурентоспособности отрасли в регионе.

Перспективы развития отрасли в регионе.

Ключевые инвестиционные проекты. Существующие ограничения для их реализации.

Потенциальные/ заявленные намерения инвесторов по развитию отрасли в РФ/ в регионе. Возможные инвесторы в отрасль.

Дополнительно:

Основные участники рынка

Региональный рынок, ключевые игроки, их основные характеристики, существующие планы развития.

Профили мировых производителей (если продукция присутствует на мировом рынке)

Оценка инвестиционной привлекательности отрасли

1. Определение «масштабов» рынка

региональный рынок

межрегиональный рынок

глобальный рынок.

Анализ «отрасли» должен соответствовать масштабу рынка. Например, компании в пищевой промышленности будут, скорее всего, конкурировать на региональном рынке. Поэтому анализ можно ограничить, в значительной мере, только региональной (областной) информацией. Для анализа компаний, конкурирующих на общероссийском рынке, будет необходима информация на общероссийском уровне. Для экспортных компаний, для определения привлекательности отрасли необходимо анализировать информацию на уровне мировых рынков.

2. Определение объемов рынка и темпа роста рынка

Для каждой компании необходимо определить объемы рынка (в денежном и натуральном выражении) и темпы роста рынка. Именно объемы и темны роста рынка являются основными критериями для определения инвестиционной привлекательности отрасли и рынка.

Существует две разновидности оценки объема рынка (построение кривой спроса): построение кривой спроса для всей «отрасли» (total market demand) и построение кривой спроса непосредственно для продукции компании (если продукция предприятия уникальна или дифференцирована). Эту информацию можно получить в отделах маркетинга компаний. Часто компании привлекают консультантов для построения «кривой спроса». В общих чертах, построение кривой спроса на продукцию компании состоит из следующих этапов:

Анализ основных потребностей и факторов спроса

Определение основных сегментов покупателей и ценности, которые они приписывают продукту Прогнозирование эластичности спроса

3. Определение отрасли

Для создания программы развития региона возможно использование любой общепринятой отраслевой классификации (например, Европейская система классификации или американская система классификации, т.н. SIС – Standard Industry Classification). Однако для привлечения инвестиций и формулирования стратегии развития компаний подобной классификации будет явно недостаточно. Например, стратегии развития и привлекательность инвестиций могут быть весьма различными для мукомольной промышленности, макаронной промышленности и промышленности изготовления продуктов быстрого питания (лапша быстрого приготовления), хотя все эти отрасли объединены в единую производственную цепочку и принадлежат к «пищевой» промышленности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: