Тема 2 Жизненный цикл предприятия (организации) отрасли. Организация и управление производством

Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рисунке, где показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.


                           Жизненный цикл организации

 

         Организация и управление производством

Организация производства -вид деятельности людей, направленный на соединение всех элементов производственного процесса в единый процесс, обеспечение их рационального сочетания и взаимодействия в целях достижения социальной и экономической эффективности производства.

Производство включает в себя деятельность предприятия, охватывающая все фазы производственного процесса от разработки продукта до его продаж.

Для того, чтобы производство могло реализовать свои функции по созданию материальных благ, т.е товаров и услуг, его надо правильно организовать. В составе процесса производства выделяются составляющие его элементы: труд, орудия труда, предметы труда и информация. Результатом производственной деятельности является конечный продукт, продукт труда - товар.

Организация производства является обязательным условием эффективной работы любого предприятия, поскольку создает благоприятные возможности для высокопроизводительной работы, выпуска продукции хорошего качества, полного использования всех ресурсов предприятия, всестороннего развития личности в процессе труда. Понятие и этапы жизненного цикла организации

Предприятия (организации) зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

 К основным функциям высшего отраслевого органа управления относятся: определение основных направлений стратегического развития связи и ее подотраслей в условиях рыночной экономики; разработка нормативно-законодательной базы деятельности организаций связи на различных уровнях управления; сертификация технических средств связи, выдача лицензий юридическим и физическим лицам на осуществление деятельности в области связи и информатизации; участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи; осуществление контроля за деятельностью организаций связи. Контрольные функции осуществляет Служба Госсвязьнадзора, которая занимает особое место в структуре Управления отраслью и представляет единую систему надзорных органов за связью, включающую главное управление государственного надзора за связью и подчиненные ему региональные управления. Административно-территориальное деление Российской Федерации обуславливает необходимость применения иерархических принципов управления связью, которые осуществляют организации связи, функционирующие на территория с различным уровнем административного подчинения: край, область, район, город. Управление связью строится по отраслевому признаку, согласно которому хозяйство связи включает ряд самостоятельных подотраслей: электрическую связь, почтовую связь, радиосвязь, радиовещание, телевидение, космическую связь. Характер организации управления в значительной мере определяется формой собственности на имущество хозяйствующих субъектов. Разгосударствление предприятий связи на основе их приватизации и акционирования обусловили необходимость реформирования системы управления в отрасли связи, предусматривающего прежде всего изменение формы собственности, расширение прав, финансовой самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов связи за результаты своей деятельности.

 Процесс управления представляет собой циклически повторяющуюся систему, включающую следующие подсистемы и этапы управления: сбор информации, ее обработка и анализ; постановка цели и определение путей ее достижения; принятие управленческого решения и контроль за его выполнением. Управление в отрасли связи осуществляется на основе применения совокупности экономических, организационно-правовых и социально- психологических методов. Таким образом система управления – это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих самостоятельную систему производственных отношений. Основными задачами управленческой деятельности организации связи являются: обеспечение конкурентоспособности отрасли и ее хозяйствующих субъектов на рынках услуг, труда, капитала, ценных бумаг; повышение эффективности использования факторов производства, улучшение конечных результатов деятельности хозяйствующих субъектов; более полное удовлетворение потребностей общества в услугах связи, повышение их качества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: