Тренинговое занятие для подростков «Шаги к совершенству»

Цель: развитие навыков уверенного поведения.

Задачи:

­ повышение уровня осознания своего психосоциального пола; гармонизация взаимоотношений между мальчиками и девочками

­ создание условий для закрепления полученных знаний с помощью игровых техник;

­ улучшение эмоционального состояния подростков.

Категория участников: подростки 13-16 лет (12-15 человек).

Время проведения: 1час 30 минут

Оборудование: бланки анкет и карандаши по числу участников; плакат с графической интерпретацией результатов теста; 2 листа формата А3 с нарисованными фигурами девушки и молодого человека; приложения 1-4.

Предполагаемый результат: получение подростками информации о способах уверенного поведения.

Ход занятия:

1. Упражнение «Здравствуйте те, кто…».

Ведущий говорит какое-то утверждение. Те ребята, которые согласны, в ответ на утверждение отвечают «Здравствуйте!».

Утверждения:

- Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

- Здравствуйте те, кому нравится в «Ромашке»!

- Здравствуйте те, кто нашел здесь друзей!

- Здравствуйте те, кто готов к активной работе!

2. Введение в тему, краткое информирование о том, что такое психосоциальный пол.

3. Создание образа современного юноши/девушки через наполнение нарисованной фигуры человека на листе А3 предложенными понятиями (мальчики и девочки работают отдельно). Обсуждение полученного результата.

4. Индивидуальная диагностика психосоциального пола личности

Психологический пол личности

Бланк обработки теста на определение психологического пола личности

(О.Г. Лопуховой)

 

«1» - качество никогда не проявляется, «2» - качество обычно не проявляется, «3» - качество проявляется иногда, но редко, «4» - качество скорее проявляется, чем нет, «5» - качество чаще проявляется, «6» - качество обычно проявляется, «7» - качество всегда проявляется.

 

 


Качества Баллы Качества Баллы
Умение самоутвердиться   Уступчивость  
Готовность помочь   Застенчивость  
Сильная личность   Добросовестность  
Напористость   Склонность к проявлению чувств  
Надёжность   Нежность  
Аналитичность   Правдивость  
Способность руководить   Женственность  
Способность понять другого   Сострадательность  
Готовность рисковать   Искренность  
Доминирование   Мягкость в высказываниях  
Дружелюбие   Стремление утешить  
Мужественность   Тактичность  
Внешняя сдержанность   Обаяние  
Ориентация поведения на традиции и нормы   Доверчивость  
Способность действовать в качестве лидера   Порядочность  
Сила   Детская непосредственность  
Трудолюбие   Неиспользование резких, грубых выражений  
Смелость   Вежливость  
Сила воли   Красота  
Практичность   Терпимость  
Выносливость   Чувство юмора  

 

5. Обработка анкеты подростками и фиксация результатов на плакате.

Генетический пол предопределяется набором хромосом. При нарушении числа половых хромосом или дефекта их структуры возникает патология формирования гонад.

Гонадный пол обуславливает продукцию яйцеклеток или сперматозоидов. Гонады являются основным источником половых гормонов, поэтому они определяют и гормональный пол. Патология формирования гонад отражается на гормональной насыщенности организма.

Гормональный пол характеризуется уровнями женских и мужских гормонов, которые, в свою очередь, формируют соматический (морфологический) пол человека.

Женские гормоны ведут к феминизации с проявлением соответствующего фенотипа, частью которого является женский тип телосложения.

Повышенный уровень мужских гормонов вызывает маскулинизацию с развитием скелетной мускулатуры, мужского типа телосложения, рост волос на лице, груди, бедрах и голени, рост хрящей гортани с изменением голоса на низкий.

Соматический (морфологический) пол – совокупность строения половых органов и развития вторичных половых признаков, характерных для данного биологического пола.

Гражданский пол определяется при рождении ребенка по первичным половым признакам, изредка ошибочно. Он, как правило, подтверждается паспортным полом.

Психосоциальный пол личности – системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социализации и установки, иерархию мотивационных линий личности

Феминность – женственный психологический пол личности - соответствие указанных особенностей личности нормативным характеристикам женской половой роли;

Маскулинность – мужественным психологический пол считается, если в индивидуальных чертах личности, особенностях поведения, иерархии основных жизненных ценностей и структуре мотивов человека проявляются нормативные характеристики мужской половой роли в обществе;

Андрогинный психологический пол личности - проявление человеком одновременно феминных и маскулинных черт при адекватном половом самосознании и отчетливой половой идентичности, что позволяет ему менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и наоборот.

С точки зрения теории андрогинности, эффективность функционирования личности в любой сфере деятельности зависит от способности проявлять как феминность, так и маскулинность адекватно возникающим ситуациям, а не дифференцировать свою позицию и поведение по половому признаку.

6. Создание идеального образа «настоящей девушки»/ «настоящего юноши» через фиксацию предложенных качеств по внешнему контуру фигуры (мальчики и девочки работают отдельно).

7. Разминка. Игра «Я люблю вас всех…».

Участники сидят в кругу. Ведущий – в центре, ему не хватает стула. Ведущий говорит: «Я люблю вас всех, а особенно тех, кто… (называется любой признак – голубые глаза, длинные волосы, черты характера и т.д.)». Те, кто обладает названным признаком, должны встать и пересесть на чье-то место. Задача ведущего – успеть занять любое свободное место. «Лишний» становится ведущим.

8. Упражнение «Конфликтный разговор»

Вводная часть: «Было ли в последнее время так, что вы не смогли отказать другому в просьбе или требовании, хотя внутренне сильно не хотели выполнять эту просьбу (требование)? Можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы не смогли сказать «нет», и это привело к очень неприятным для вас последствиям? (участники по желанию рассказывают ситуации на данную тему из личного опыта).

Далее идет обсуждение этих ситуаций:

- К чему привело ваше неумение сказать «нет»?

- Что помешало вам отказать в просьбе?»

- Можно ли считать эту особенность поведения (умение сказать «нет») недостатком?

- Стоит ли стремиться к тому, чтобы отказывать в любой просьбе или требовании, которые задевают наши личные права?

Информирование:

Конечно, ответы могут быть разными. Любая нехватка навыков – недостаток, если эти навыки реально требуются, если их отсутствие доставляет нам неприятные эмоции. Неумение сказать «нет» часто приводит к довольно сложным и неприятным переживаниям, потому что в результате мы берем на себя невыполнимые обязательства, соглашаемся с работой, которая нам ничего не может дать, в конечном счете – подводим других людей. Наши ближайшие знакомые перестают нас понимать, мы перестаем понимать себя сами.

Чаще всего отказ неприятен вашему партнеру. Но это не повод, чтобы со всем соглашаться. Ведь просьбы и требования бывают глупыми, оскорбительными, незаконными…Часто сказать «нет» просто необходимо – по психологическим, юридическим, медицинским причинам.

Неумение сказать «нет» иногда становится большой психологической проблемой. Человек пьет значительно больше, чем хотел бы, потому что не может отказать не в меру хлебосольным друзьям, раздает деньги в долг, не имея сил отказать в просьбе, выполняет массу ненужной ему работы по той же причине.

Схема пошагового отказа.

Шаг1: Вы обнаруживаете неудовольствие, раздражение по поводу просьбы партнера: Это – безусловная предпосылка для мягкого отказа. Вы, собственно, и не отказываетесь, а только сообщаете о своем раздражении партнеру. Шаг2: Скажите «нет»: говорите о своих чувствах. Используйте местоимение «Я»: «Мне это будет неприятно»; «Меня это немного злит»; «Мне это не нужно»; «Меня это не интересует»; «Я это могу сделать только при крайней необходимости» Кратко и четко поясните, почему это именно так, дайте краткое обоснование отказу. Обоснованием отказа могут здесь служить только ваши чувства или изменения в ваших отношениях с партнером в случае выполнения просьбы. Шаг3: Пауза для выслушивания партнера. Вы делаете паузу (то есть молчите), спокойно выслушиваете партнера, пока он не договорит. Шаги 4-6: Повторы. Повторите свою мысль, но обязательно – с учетом слов партнера и только в том случае, если ваше решение отказать не изменилось

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: