Лагунова А.В.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь
В статье рассмотрены актуальные проблемы при совершении нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления на основе комплексного анализа норм действующего законодательства о нотариате, судебной практики. Описаны примеры ошибок и нарушений, а также предложения по повышению квалификации должностных лиц.
Ключевые слова: нотариат, главы местного самоуправления, нотариальные действия, должностное лицо.
Согласно ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)[187], в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах:
|
|
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости управлению им;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах;
6) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
7.1) удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
12) удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.
Положительным результатом наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений правом совершать отдельные виды нотариальных действий, является своевременное оказание нотариальных услуг сельским жителям, которым теперь не нужно выезжать за пределы своего населенного пункта к нотариусу.
|
|
Вместе с тем, наряду с положительным моментом реализации ст. 37 Основ законодательства о нотариате, органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений допускаются нарушения действующего законодательства. Это связано с отсутствием специальных юридических знаний, а зачастую и вовсе отсутствие юридического образования. Так в Самарской области из 251 сельского поселения нотариальные действия совершают в 71, из них — 34 главы и 39 специально уполномоченных должностных лиц, из которых 30% имеют среднее специальное образование, высшее — у 70%, а высшее юридическое образование — всего у 17,8% (данные на октябрь 2015 года).[188]
Основная категория нарушений, безусловно, связана с порядком составления и оформления документов. К примеру, при совершении нотариального действия в отношении лица, которое не может расписаться собственноручно, лицо, подписавшее документ вместо него, собственноручно пишет: "Ввиду (указывается причина, по которой лицо не может подписаться лично) за него - (далее совершаются действия, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта)". Нарушение данного порядка влечёт недействительность нотариально удостоверенного документа.[189]
Также на практике встречаются случаи, когда должностное лицо, управомоченное на совершение нотариальных действий, нарушает порядок удостоверения документов. Содержание нотариально удостоверяемых завещаний, доверенностей, документов, на которых нотариально свидетельствуется подлинность подписи, и иных документов зачитывается вслух лицу(ам), обратившемуся(имся) за совершением нотариального действия. При удостоверении завещаний, доверенностей осуществляется проверка дееспособности физических лиц, участвующих в совершении нотариального действия. При нарушении данных условий действия главы администрации признаются незаконными, а документ признается недействительным.[190]
В результате отсутствия специальной подготовки у специалистов муниципальных образований возникают проблемы, связанные с составлением завещаний, доверенностей, предоставлением льгот по уплате государственной пошлины за совершение нотариальных действий.
По моему мнению, такое количество нарушений действующего законодательства связано с тем, что к главам местных администраций поселений и специально уполномоченных лиц местного самоуправления поселений, главам местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных лиц местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченным на совершение нотариальных действий, не установлены такие требования и ограничения, как для лиц, претендующих на должность нотариуса (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате)[191].
Нотариат является действенным элементом правозащитной системы России,чтоподтверждаетсявст.1ОсновзаконодательстваРФонотариате:
«нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». Однако, к сожалению, расширение полномочий глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления не гарантирует соблюдение интересов граждан, поскольку совершение нотариальных действий главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления не является квалифицированной нотариальной помощью.
В целях улучшения качества совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления и организации работы по совершению нотариальных действий рекомендуется дополнить Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей, устанавливающей квалификационное требование для глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления совершающих нотариальные действия: наличие высшего юридического образования. А также организовать регулярные курсы и семинары по обучению совершению нотариальных действий.
|
|
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1581/
2. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256 "Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений" (Электронный ресурс) – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91162/
Судебная практика:
3. Решение № 2-А-109/2015 от 12 марта 2015 г. по делу № 2-А-109/2015. (Электронный ресурс) – Режим доступа:http://sudact.ru/regular/doc/Y24hwiozwMH1/
4. Решение по делу 2а-287/2017 ~ М-286/2017 (Электронный ресурс) – Режимдоступа:
https://rospravosudie.com/court-bejskij-rajonnyj-sud-respublika-xakasiya-s/act-558112738/
Статистические данные:
5. Федеральная нотариальная палата: (сайт). URL: https://notariat.ru/ru-ru/news/tolko-pravo-oformlennoe-bez-oshibok-neuiazvimo-s-tochki-zreniia-zakona.