Развитиеинформационных технологий внотариальнойдеятельности

А.С.Скворцова

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

 

Статья посвящена определению этапов информационно-телекоммуникационного развития средств деятельности нотариусов, результатом которого является становление нотариата важнейшим субъектом межведомственного электронного взаимодействия.

Ключевые слова: нотариат, единая информационная система, электронная подпись, информационные технологии, блокчейн.

В эпоху развития информационного общества по всему миру неизбежно происходит процесс построения новых систем и средств функционирования в различных сферах деятельности людей. Реалии современного мира требуют все также прогрессивных скачков, если раньше это было взаимодействие с новой техникой – компьютерами, портативными устройствами, то сейчас требуется расширение возможностей в сфере виртуального пространства. На данный момент нотариат становится опережающим правовым институтом с точки зрения использования и внедрения цифровых технологий. Кроме того используемые нотариатом технологии, зачастую, гарантируют большую стабильность, защиту и безопасность, чем средства, используемые ранее.

История нотариата в России начинается с 1866 года, хотя по некоторым предположениям еще раньше, около XVI- XVIII вв., когда в роли своеобразного нотариуса выступал подьячий (канцелярский служащий, писец), помощник дьяка. Сравнивая полномочия нотариуса в настоящее время и в 1866году, можно увидеть в основном идентичные задачи и функции, такие как: заключение договоров, оформление доверенностей, хранение документов и др. В плоскости рассматриваемой тематики следует указать на очевидный факт: вся деятельность осуществлялась письменно, собственноручно, без применения каких-либо средств, требующих особого внимания. И вот с принятием Основ законодательства о нотариате в 1993году[369] начинается становление института нотариата в России, который в настоящее время находится на пике технологического и информационного развития. Само по себе технологическое развитие представляет собой внедрение нового, не редко инновационного метода, системного подхода, оборудования, совокупности разработок позволяющих совершить прогрессивный скачок, создающее «каркас», в части или целом, для функционирования какой-либо системы, удовлетворяющее интересам современного общества. В данном случае можно говорить о создании основы для использования информационных технологий в качестве средства обменаинформациейиупрощенияведениядокументооборотавнотариальнойдеятельности.

Самой простой и первичной формой технологизации нотариата является использование нотариусами специального программного обеспечения для компьютеров. Например, система "Экспресс", используемая с 1994 года и разработанная специально для нотариусов, имеет уже заложенные вне формы документов, при использовании которых нотариусы лишь вводят индивидуализирующую или уточняющую информацию. Данная система очень пластична, поскольку помимо прочих функций позволяет разработать свой индивидуальный стиль оформления документов, также в системе могут быть учтены особенности практики в конкретном регионе. Преимущества системы заключаются в её доступности, быстроте и удобстве оформления документов. Также важной функцией является автоматическое сохранение информации обо всех клиентах и фиксирование всех нотариальных действий, совершенных ими[370]. Наряду с системой «Экспресс» существует ряд других программ, предназначенных для нотариусов, например АРМ "Табеллион», созданная в 2009году, в которой представлены разделы: справочники физических и юридических лиц, создание скан – образов документов, резервное копирование данных, перенос всех необходимых сведений в Единую информационную систему нотариата России, онлайн-запись на прием в нотариальную контору по средством сервиса My Notary, каталог образцов документов[371]; и другие.

В 2009 году Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации была принята Концепция информатизации вне бюджетного нотариата РФ[372], это послужило «отправной точкой» информационно-коммуникационного развития организации деятельности нотариата. Предпосылкой к этому явилась недостаточная эффективность работы нотариусов, человеческий фактор в процессе работы, который нередко затрудняет или замедляет выполнение основной задачи, а также несоответствие современным требованиям. Так нотариусы продолжали работать, используя традиционные способы передачи информации, которые не могли обеспечить не обходимую оперативность, безопасность и достоверность. Результатом принятой концепции явилось подключение в 2010г. всех нотариусов России к Единой информационной системе нотариата России (далее–ЕИС), содержащей в то время только справочно-аналитическую информацию, и последовавшее за этим постепенное обеспечение всех нотариусов Российской Федерации усиленным и квалифицированными электронными подписями. Об электронной подписи заговорили еще в 60–70-х годах, хотя ни объективных предпосылок и технических условий, ни организационных структур для полноценного удостоверения личности автора электронного документа в то время не существовало[373].В 2002 году был принят закон «Об электронной цифровой подписи»[374]. В первой статье данного закона устанавливается цель его введения ‑ «обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Закон был неоднозначным, поскольку в нем было много минусов и недостатков, однако он восполнял тот пробел в регулировании электронного документооборота, который требовался в то время. Принятие нового закона было вызвано необходимостью устранить некоторые недостатки существующего законодательства, а также привести российские принципы регулирования электронных подписей в соответствие европейскими нормами. В итоге в 2011 году был принят закон «Об электронной подписи»[375], это явилось своеобразной необходимостью для дальнейшего развития информационного пространства в деятельности людей. Для начала, электронная подпись является информацией в электронной форме, присоединенной к другой информации в электронной форме [376], позволяющей подтвердить, что подпись, стоящая на том или ином электронном документе, поставлена именно его автором, а не другим лицом, обладающей полной юридической силой, используемой как физическими, так и юридическими лицами. Для одних это удобный способ взаимодействия с различными государственными структурами, для других это инструмент, позволяющий эффективно и быстро наладить документооборот и взаимодействие с другими организациями. Для обеспечения нотариусов данной технологией фондом «Центр инноваций и информационных технологий» был создан Удостоверяющий центр нотариата России, обеспечивающий средствами электронной подписи нотариусов и исполняющих обязанности нотариусов на всей территории Российской Федерации. Сама по себе электронная подпись не является материальным предметом, а лишь криптографическим преобразованием, зашифровкой, построенной на секретном алгоритме и состоящей из трех элементов. Первое это техническое средство, им может быть крипто провайдер (независимый модуль, выступающий «посредником» между операционной системой, которая с помощью определенного набора функций управляет им, и программой или аппаратным комплексом, выполняющим криптографические преобразования). Также это может быть токен (устройство, корпус которого аналогичен корпусу usb-флешки, но карта памяти защищена паролем). На токене записана информация для создания ЭЦП[377]. Вторым элементом является ключевая пара, представляющая собой два набора байт (единица измерения количества информации), это открытый ключ, предоставляемый лицам для проверки корректности электронной подписи, и закрытый ключ, который формирует саму электронную подпись. Третьим элементом является сертификат ключа проверки ЭЦП, выпускаемый удостоверяющим центром, который связывает открытый ключ с личностью владельца. Электронная цифровая подпись нотариуса призвана удостоверить подлинность сформированного документа, являясь фактически аналогом обычной подписи, с помощью неё нотариусы могут заверять оригиналы документов, созданные в электронном виде, подтверждать подлинность копий электронных документов. Существует целый перечень позволенных нотариальных действий, которые можно производить с помощью электронной подписи[378].

Спустя некоторое время ЕИС преобразовалась из простой справочной системы в полноценную, комплексную систему, которая заняла лидирующие позиции в нотариальной деятельности. В соответствии с законом[379], Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена) [380]. ЕИС нотариата включает в себя такие реестры как: нотариальные действия, наследственные дела, уведомления о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам, списки участников обществ с ограниченной ответственностью, а также иные сведения, касающиеся деятельности нотариата и справочно-аналитические сведения, список которых приведен в Приказе Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 года №135 «Об утверждении Состава сведений справочно-аналитического характера, содержащихся в единой информационной системе нотариата и касающихся деятельности нотариусов». На данный момент система обеспечивает оперативный обмен сведениями между нотариусами и ведомствами, что позволяет повысить удобство получения нотариальных услуг[381]. Стоит сказать, что система постоянно развивается и дополняется новыми возможностями, так, например с 1 января 2018 года Федеральной нотариальной палатой утвержден «Регламент совершения нотариальных действий»[382], в соответствии с которым нотариат окончательно перешел на электронный документооборот и все действия нотариусов должны быть внесены в ЕИС. Если раньше нотариус, удостоверяя доверенность, сначала оформлял необходимые документы и заносил сведения в бумажный реестр и только потом вносил сведения в ЕИС, то сейчас нотариус вносит в систему все необходимые сведения, после чего им присваивается определённый номер, и только после этого нотариальное действие будет считаться совершенным. Данная организация деятельности полностью исключает несвоевременное внесение сведений, а также подделку нотариального документа. Кроме закрытых функций системы, предназначенных исключительно для нотариусов, существуют также и публичные сервисы, такие как: сервис проверки доверенностей, розыск наследников или реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который является первым запущенным онлайн – сервисом, созданным ФНП. Данный реестр позволил пресечь попытки мошенничества связанного с укрытием факта залога движимого имущества. Уже после года работы реестр уведомлений о залоге вошел в топ-5 позитивных реформ российской экономики по результатам рейтинга Всемирного банка «DoingBusiness», на данный момент в данном реестре содержится более 3,5млн.уведомлений, и за три года сервисом воспользовались почти 8 млн. раз[383]. Все эти сервисы общедоступны, бесплатны и функционируют круглосуточно.

Дальнейшим направлением развития информационных технологий и внедрения их в деятельность людей, в том числе в деятельность нотариата, являющегося важным связным элементом между гражданами, и выявлением достоверности юридически значимых фактов, является, например, технология облачной электронной подписи. Целью ее введения является осуществление более простого и комфортного доступа к ключам ЭЦП, поскольку отсутствие каких-либо дополнительных технических средств, в данном случае токенов, поспособствует росту количества владельцев подписи вследствие её большего удобства для эксплуатации. Данная система подразумевает построение на онлайн хранилище. В 2017 году было разработано некое решение, называющееся Крипто Проmy DSS, главными компонентами являются —PayControl и Крипто Про DSS. PayControl является программным комплексом, предназначенным для подтверждения пользователем операций в определённых системах без использования вспомогательных устройств (например, токены). Комплекс состоит из двух частей: серверная часть, клиентская часть—приложение для мобильных платформ iOS и Android. Крипто ПроmyDSS —обеспечивает удобный, мобильный и безопасный доступ к функциям подписания и построена с помощью передовых технологий «облачного» управления ключами и функциями ЭЦП. Все комплексное решение Крипто Проmy DSS является полноценным средством электронной подписи и уже отправлено на рассмотрение в ФСБ России. На данный момент получен сертификат на Крипто ПроDSS (серверную часть), на очереди сертификация комплексного решения в целом. А значит, рынок находится в одном шаге от «облачной» квалифицированной ЭЦП. Облачная электронная подпись позволит в любое время, в любом месте и на любом устройстве безопасно подписывать документы, наделяя их юридической значимостью в связи с повсеместной переориентацией технологий в сторону «мобильности» устройств, «облачная» квалифицированная электронная подпись станет неотъемлемым инструментом цифровой экономики[384].

Также, пожалуй, самым ожидаемым результатом развития нотариата в сфере IT является внедрение технологии «Блокчейн» - распределенная база данных, хранящей информацию обо всех транзакциях участников системы в виде «цепочки блоков», при этом доступ к реестру есть у всех пользователей блокчейна, выступающих в качестве коллективного нотариуса, который подтверждает истинность информации в базе данных[385]. На данный момент сформировано несколько сервисов хранения данных на основе блокчейна. Как пример можно привести попытку внедрения в деятельность нотариата проекта «SilentNotary» созданного бывшим главой Наро-Фоминского района Максимом Бреусом и бывшим топ-менеджером «Альфа-Банка» Алексеем Петровым. В переводе с английского проект называется «молчаливый нотариус», данный сервис позволяет хранить документы на блокчейне и, как следствие, отказаться от походов к нотариусу.  Как указывают сами создатели – это децентрализованная система, которая позволяет однозначно установить существование электронного документа на определенный момент времени, это аналог нотариального протокола, экспертизы электронного документа. Главная задача системы–обеспечить доказательство существования достоверного документа в суде, также данный проект можно использовать при доказывании выполненной работы, услуги[386].

 Подводя итог, хочется сказать о том, что со времени первого упоминания о нотариате и настоящим временем произошел огромный технический рост, а главное, что этот рост пришелся на последние 15 лет. За такой, казалось бы, небольшой промежуток времени в сфере электронного взаимодействия удалось достичь совершенствования, эффективности, быстродействия и удобства работы нотариальных контор. Новым этапом в 2018 году явился полный переход на электронный документооборот. Ведутся разработки новых систем и технологий, которые обеспечат еще более безопасную и удобную работу данного института. Говоря о нотариате, сегодня можно с уверенностью заявлять о совершенно новой гарантии безопасности, достоверности и защиты юридически значимых сведений, новые возможности позволяют не только гражданам решать задачи просто и быстро, но и ускоряют процесс работы нотариусов, государственных ведомств и компаний.

 

Список литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1)

2. Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 N 1-ФЗ

3. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ

4. Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования. Утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.2017 № 156.

5. Концепция информатизации не бюджетного нотариата Российской Федерации. Утверждено Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 мая 2009 года (протокол № 21)

Электронные ресурсы:

6. [Электронный ресурс] - http://www.triasoft.com/programs.htm

7. [Электронный ресурс] - http://www.tabellion.ru/

8. Г.Азимова Электронная цифровая подпись требование времени [Электронный ресурс] - http://www.biznes-daily.uz/uz/mening-mulkim/28925-elktronnaya-sifrovaya-podpis-

9. Редакция Единого портала Электронной подписи iEcp.ru «Что такое электронная подпись — простым языком для новичков мира цифровой экономики» [Электронный ресурс] - https://iecp.ru/articles/item/412631-ep-dlya-novichkov

10. «Электронная цифровая подпись нотариусом» [Электронный ресурс] - http://notarius-perevod.ru/ecp/

11.[Электронный ресурс] ‑ http://www.fciit.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26&Itemid=126

12.[Электронный ресурс ]-https://notariat.ru/ru-ru/news/rossijsko-nemeckaya-konferenciya-it-tehnologii-prioritet-v-razvitii-notariata

13.[Электронный ресурс] - https://notariat.ru/ru-ru/news/elektronnyj-notariat-dlya-cifrovoj-ekonomiki

14.[Электронный ресурс] - https://iecp.ru/articles/item/412906-oblachnaya-elektronnaya-podpis-put-tekhnologii

15.[Электронный ресурс] - http://tadviser.ru/a/298820

16.Н. Кузнецова Появляется нотариус на блокчейне?[Электронный ресурс] - https://www.if24.ru/notarius-na-blokchejne/

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: