Анализ технологий нейролингвистического программирования как инструмента политического противоборства

Аннотация: В статье представлены результаты исследования технологий нейролингвистического программирования, как инструмента политических противоборств. Рассматривается история становления и внедрения базовых методик нейролингвистического программирования в социально-политическую сферу. Анализируются методики использования технологий НЛП в публичных выступлениях политических лидеров мирового уровня в настоящее время, выделяются особенности применения нейролингвистического программирования в социально политической сфере.

Ключевые слова: Нейролингвистическое программирование, пресуппозиции, социальная политика, политические технологи, воздействие на человека.

 

В настоящее время граница между техническими и гуманитарными науками становится все менее четкой. Поэтому ученые нередко комбинируют методы и приемы из различных социальных областей в попытке доказать или опровергнуть тот или иной актуальный тезис. Одним из наиболее удачных примеров такого диалектического сочетания можно назвать нейролингвистическое программирование (НЛП). Прежде всего отметим, что Нейролингвистическое программирование — это набор методик, техник и приемов, которые оказывают влияние на мышление человека таким образом, что он (в качестве объекта) начинает выполнять нужные субъекту действия.

Основной целью применения технологий нейролингвистического программирования в социальной политике является целенаправленное воздействие на подсознание индивида или социальной группы, а также моделирование и активизация определенного, необходимого субъекту, поведения объекта воздействия, которое бы максимально способствовало завоеванию, использованию и удержанию власти.

Свое развитие идея нейролингвистического программирования получила прежде всего с обоснования гипотезы о том, что человеческое мышление по некоторым параметрам и процессам схоже с цифровой обработкой данных, которую производят ЭВМ. В ЭВМ изначально закладывается определенная программа, в которую со временем заносятся необходимые правки, в зависимости от потребности разработчика или заказчика. Человеческое мышление формируется в течение всей жизни, активное влияние на него оказывает социальное окружение, в котором человек развивается. Если вокруг индивида происходят существенные изменения, он вынужден их учитывать. Получается, что само общество, в котором человек существует, преимущественно определяет и то, как он мыслит и действует.

В течение всего своего развития человек постоянно стремился найти способы и техники активного воздействия на окружающих его людей.  Во многом благодаря исследованиям Ричарда Бендлера и Джона Гриндерома (под руководством Грегори Бейтсона) в некоторой степени приоткрылась завеса тайны функционирования человеческого сознания. Нейролингвистическое программирование, которое в современных условиях активно используется в обществе, базируется на том, что особенности мышления человека делают его в определенной степени поддающимся целенаправленным манипуляциям. Для этого субъекту необходимо четко поставить цель, и исходя из этого создать алгоритм последовательного воздействия на подсознание объекта.

Практически каждый человек в XXI веке может являться объектом программирования (то есть, подобно компьютеру, его возможно «запрограммировать» на определенные действия). При этом важно отметить, что в практической психологии выделяют два варианта возможного воздействия на человеческое мышление: на него могут воздействовать как окружающие люди, так и он сам. Первоначально нейролингвистическое программирование было направлено именно на изменение человеком самого себя. Например, НЛП давало индивиду реальную возможность побороть некоторые собственные страхи, изменить свою жизнь, достичь определенного успеха, преодолеть некоторые психологические барьеры, если он изучит влияние специальных методик и начнет воздействовать на самого себя. Через некоторое время ученые столкнулись с проблемой необходимости воздействия на сознание человека вне зависимости от осознания им этого. Это позволило выводить людей из затяжной психологической депрессии, подавлять истерические припадки, а также избавляться от имеющихся фобий и предотвращать развитие новых. Позднее была выявлена возможность целенаправленно влиять на сознание помимо воли самого человека, заставлять его совершать те или иные конкретные действия.

В основу первых методов нейролингвистического программирования были заложены результаты исследования З. Фрейда и Э. Фромма в области человеческого подсознания, психологические идеи К. Юнга и М. Адлера, опыт модели программирования тоталитарного общества Т. Мора и Т. Кампенеллы, профильные философские труды И. Канта и Ф. Ницше, изучение бессознательных побуждений Н. Михайловского и В. Бехтерева, а также основополагающие манипулятивные приемы — воздействие на основе страха и технология многократного повторения. Когда объект испытывает страх, ему сложнее себя контролировать и анализировать свои действия, при этом намного проще бывает осознать принятое кем-то решение, особенно если оно профессионально и грамотно преподнесено. Воздействие на подсознание человека за счет многократного повторения позволяет записать в подсознание человека необходимую субъекту информацию, а если ее постоянно повторять, то со временем объект привыкает к ней, и уже без осознания та или иная идея довольно прочно закрепляется в его подсознании.

Следует отметить, что в политической сфере НЛП, в последние годы, приобрело негативную коннотацию «зомбирующей технологии», однако это произошло из-за намеренного искажения основного посыла оппонентами различных политиков. В действительности же нейролингвистическое программирование является исключительно эффективным средством воздействия на мышление, эмоции и поведение человека, с помощью которого можно как манипулировать, создавать мифические образы, деморализовывать, так и существенно повышать убедительность излагаемой программы, находить компромиссы во время переговоров, мобилизовывать людей для выполнения положительного общественно значимого дела, пропагандировать определенные социальные тенденции. В целом же нравственный аспект нейролингвистического программирования зависит только от конкретных намерений субъекта, который применяет данную технологию, а никак не от самой технологии.

Постепенно методики НЛП становились все более востребованными в различных сферах общества. Прежде всего в образовании, теории социальных коммуникаций, экономике, рекламе, масс-медиа и конечно же в социальной политике. Все эти базовые сферы требовали эффективных методов не только программирования личности, но и воздействия на большие социальные группы. Развитию НЛП в данном направлении значительно способствовала медиапсихология, в которой уже были определенны все особенности воздействий на массовое сознание, а также структурированы методы с учетом этих особенностей. В технологиях НЛП, направленного на социальные группы, активно стали использоваться профильные исследования в области психологии толпы, публики и социального процесса Г. Тарда, концепция Г. Д. Лассуэлла, основные положения «Феномена толпы» Г. Лебона (особенно на этапе межличностной аттракции).

За счет конвергенции данных технологий были сформированы базовые пресуппозиции нейролингвистического программирования (пресуппозиции – это основные аксиомы, на которых строится всё направление, их применение значительно повышает эффективность основных приемов НЛП). С момента их первой формулировки нейролингвистическое программирование избавилось от маски таинственной технологии и начало активно применятся в различных социальных сферах, в том числе и политической.

В настоящее время в НЛП разработано несколько базовых комплексов технологий (они различаются по уровню подготовки субъектов). Некоторые рассчитаны на упрощенное, бытовое применение, а некоторые позволяют не только целенаправленно влиять на восприятие объекта, но и, поддерживая простой бессодержательный диалог, вводить его в состояние гипнотического транса и кардинально менять мышление. С таким сознанием объект теряет возможность качественно анализировать поступающую информацию, она беспрепятственно закрепляется в подсознании. В результате мотивы своих последующих поступков объект такого гипнотического транса не может объяснить даже самому себе.

Внедрение базовых методик нейролингвистического программирования в социально-политическую сферу произошло довольно быстро. Изначально НЛП попало в поле зрения преимущественно военных и представителей спецслужб. Например, в конце 1987 года руководство Пентагона рассмотрело доклад «О возможности использования НЛП для подготовки спецслужб и военных специалистов» (расходы США только на его подготовку составили более полумиллиона долларов). Массовый интерес политиков к этим технологиям появился после проведения предвыборной президентской кампании Рональда Рейгана, в которой активно использовались достижения и наработки НЛП.

Россия стала первой страной на постсоветском пространстве, в которой политические деятели начали активно применять технологии нейролингвистического программирования. В первой предвыборной кампании Б.Н. Ельцина политтехнолог О. Ситников в лозунге "Голосуй или проиграешь», использовал два основных метода НЛП - псевдовыборы и искусственное ограничение выбора. Из приведенной «Коммерсант-Daily» статистики следует: «Для 32 % из тех, кто голосовал за Б. Ельцина, его победа была безразлична, и лишь 67% были удовлетворены ею». Для 67% процентов элементарно сработал командный импульс. Грамотно сформированный и закрепившийся в умах избирателей призыв голосовать за Б. Ельцина был сильным, но кратковременным, и уже в сентябре 1996 года уровень доверия к только что избранному президенту составил, по данным ВЦИОМ, всего 12 %.

Ярким примером активного использования методик НЛП в политической сфере стала информационное противоборство в России, организованное в ходе выборов в Госдуму в 1999 г. против блока «Отечество - вся Россия» и Юрия Лужкова. Тогда опытный манипулятор С. Доренко, активно используя технологии нейролингвистического программирования, добился полной дискредитации Ю. Лужкова в глазах народа. Однако данная ситуация продемонстрировала преимущество уже не политиков, а НЛП специалистов. Зная и владея определенными техниками, можно реверсировать результат в любое время. В результате целенаправленного воздействия подсознание объекта будет способно все оправдать, все объяснить, все простить.

Использование технологий нейролингвистического программирования как инструмента политической борьбы позволяет не только получить, но и реализовать и удержать власть. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов, а успех на выборах напрямую зависит от общественной поддержки. Методы НЛП в политике — это практика предвыборных технологий, в основе которых лежат теоретические основы психиатрии и методики проведения избирательных кампаний.

Стоит отметить, что в настоящее время в ­западноевропейских государствах использование методик НЛП в политической рекламе запрещено законом. Однако в некоторых странах НЛП активно используется политтехнологами в избирательных кампаниях. Например, украинский политтехнолог С. Нестеренко, прогнозируя накануне парламентских выборов 2006 г. развитие и специфику будущей политической борьбы, отмечал, что манипулятивные технологии будут применять так серьезно и интенсивно, что выборы станут «конкурсом на лучшего манипулятора». И далее он акцентировал внимание на том, что будут использоваться очень активно нейролингвистическое программирование и гипноз - технологии, влияющие на сознание людей, а тот, кто будет применять лучшие манипулятивные технологии, и станет победителем.

Конечно, в социальной политике активно используется множество приемов нейролингвистического программирования. При этом постоянно разрабатываются новые и видоизменяются имеющиеся базовые, с учетом происходящих изменений во всех сферах жизни, а некоторые теряют свою актуальность в силу привыкания к ним населения или появления новых более эффективных технических средств. Проведя анализ наиболее значимых публичных выступлений политических лидеров мирового уровня за последние двадцать лет, а также сопоставив используемые приемы и выявив трансформацию и конвергенцию определенных технологий, можно сформулировать наиболее распространенные методики нейролингвистического программирования.

1. При обращении к человеку или социальной группе необходимо наклонять корпус к объекту воздействия. За счет этого можно не только показать заинтересованность, но и расположить «собеседника» к доверию. Также само движение вперед является жестом привлечения внимания к последующей за этим информации.

2. Поддержание гармоничного образа. Первое впечатление о человеке на 55% зависит от визуальных впечатлений, на 38% от манеры выступать, и только на 7% - от того, что он говорит. Диссонанс в восприятии оратора может неблагоприятно отразиться на эффективности выступления. Поэтому подготовку политических лидеров даже к небольшому публичному выступлению осуществляет целая команда профильных специалистов.

3. Эффект переноса чувств способствует благоприятной перцепции (восприятия). Необходимо помнить о том, что любому человеку приятно, если перед ним тактичный собеседник. Сопереживание, внимательность, искренний интерес могут подкупить любого оппонента. Высказывая искреннюю заинтересованность в проблемах граждан, старательно запоминая имена и отчества своих собеседников, демонстрируя демократичность и неожиданно глубокое понимание, казалось бы, достаточно частных проблем, можно приблизить себя к народу, расположить его к себе на более обыденном уровне.

4. Формальное согласие. Мало кто из политических лидеров открыто оспаривает позицию своего собеседника, зачастую они применяют метод «формального согласия», используя распространенную лексическую фигуру "Да, но…". Это позволяет формально согласиться с оппонентом, при фактическом опровержении его позиции.

5. Частое повторение «приучает» оппонента к какой-либо мысли, не аргументируя ее. Активно этот метод использовался Терезой Мей. Например, разъясняя свою программу, в высказывании, состоящем из шести предложений, четыре раза она употребила слово «решаемая» и пять раз слово «нерешаемая», а, как известно на подсознательном уровне приставка «не» опускается (таким образом, аудитория программируется на связывание её образа и понятия «решение проблем»).

6.  «25-й кадр», популярная технологию воздействия на подсознание людей с помощью внедрение в видеоряд дополнительного кадра. Ее особенность заключается в том, что человеческий глаз не воспринимает «скрытый» кадр, однако он успевает записаться в подсознание объекта. В настоящее время в ряде государств, включая и Российскую Федерацию, технология запрещена законом «О рекламе» 2006 г. Но здесь важно напомнить, что предвыборная политическая реклама не регулируется данным законом, что делает возможным применение данной технологии в политических видеороликах. Самым известным примером использования данного метода в политических целях является предвыборная кампания 2000 г. в США. В рекламном ролике Республиканской партии в поддержку Дж. Буша был использован 25-й кадр. Он содержал в себе скрытый текст: «Крысы. План Гора – выбор бюрократов!». Из недавних примеров можно отметить заявление руководителя избирательной кампании «Партии регионов» Е. Кушнарева об использовании блоком «Наша Украина» данной технологии в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда», на выборах в парламент Украины.

Следует отметить, что, как и в любом соревновании, в политической борьбе побеждает тот, кто лучше владеет определенными приемами воздействия на аудиторию. Однако необходимо учитывать, что применение технологий нейролингвистического программирования в социально-политической сфере имеет свои особенности, которые следует учитывать. Выделим основные из них:

1. Направленность манипулятивного воздействия прежде всего на социальную группу, а не на отдельную личность. Еще Г. Лебон выделял особые свойства толпы: ее поведение подчинено эмоциям, только в толпе действует закон «эмоционального заражения», эмоциональная неустойчивость позволяет довольно быстро получать реакцию на манипулятивное воздействие лидера, а толпа обезличена и предполагает практически полную личную безответственность, при этом ей свойственна повышенная внушаемость.

2. Тщательная внешняя маскировка применения методик нейролингвистического программирования. В психиатрии перед использованием методик нейролингвистического программирования строго обязательна консультация объекта, и ознакомление с целями и методами воздействия на его подсознание.  В политике же политтехнологи, решающиеся применить НЛП техники, стараются как можно тщательнее это скрыть. Эта особенность обусловливается тем, что намерения субъекта не всегда положительные, а психотехники НЛП в политике являются скорее орудием воздействия в борьбе за электорат, а не средством решения проблем конкретного человека (как в психиатрии).

3. Манипулятивное применение нейролингвистического программирования в безликой социальной массе значительно снижает допустимый моральный порог по сравнению с аналогичным использованием этой технологии в отношении конкретного человека.

4. Чем выше желаемая должность в государственно-властной иерархии, тем сложнее добиться поддержки наибольшего количества электората, с помощью относительно быстрого и непродолжительного воздействия.

5. Формирование и функционирование относительно узкого круга реальных профессионалов в сфере нейролингвистического программирования, способных оказывать психолого-методическую поддержку субъектам-политикам.

6. Формирование у общественности перцептивного образа, связанного с антигуманностью использования методов нейролингвистического программирования. При этом в большинстве случаев отсутствует объективная оценка реальной силы влияния технологий НЛП на общественные процессы.

В целом же, внедряя техники нейролингвистического программирования, основанные на элементах трансформационной грамматики и на идентификации предпочитаемых сенсорных репрезентаций, политтехнологам удается обойти защитные психологические механизмы сознания избирателей.

Стратегия получения и удержания власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа. Еще в прошлом веке Эрнест Хемингуэй отмечал, что жизнь – это игра, конечной целью которой является власть. Конечно, предпочтения у всех бывают разные, однако психика каждого человека состоит из одинаковых компонентов, этим и объясняется довольно высокая продуктивность работы методик нейролингвистического программирования в сфере социальной политики.

В целом же методы НЛП представляют из себя мощное средство воздействия на эмоции, поведение и мышление объекта (отдельных людей или социальных групп). В политическом противоборстве они выступают эффективным инструментом формирования у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах конкретную социальную группу или политического лидера. Кроме этого, в современных условиях технологии нейролингвистического программирования активно применяются в сфере бизнеса, рекламы и межличностной коммуникации. Это не только существенно расширяет границы влияния на общественное сознание для политтехнологов, но и помогает постоянно актуализировать базисы НЛП, ведь со временем психика людей изменяется, они привыкают к определённым методам воздействия. Поэтому невозможно освоить методики НЛП, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения, познавать новые методы воздействия на человеческое мышление.

 

Список литературы

 

1. Дж. Гриндер, Дж. Делозье Черепахи до самого низа. Предпосылки личностной гениальности. — Харвест, Прайм-Еврознак. — 2007. — 384 с.

2. Дж. Гриндер Из лягушек - в принцы. Вводный курс НЛП тренинга. — Корверт. —  2007. —  176 с.

3. Баварская Г. Сущность нейролингвистического программирования и особенности его использования (часть2). URL:https://www.proreklamu.com/articles/marketing/29269-suschnost-nejrolingvisticheskogo-programmirovanija-i-osobennosti-ego-ispolzovanija.html (дата обращения: 16.06.2019).

4. Использование НЛП-техник при формировании имиджа президента. URL: https://www.sites.google.com/site/imagepres/nlp-tehniki politike (дата обращения: 08.06.2019).

5. Использование приемов нейролингвистического программирования в общественно-политическом процессе. — Журнал ProNunc. Современные политические процессы — №12. — 2006. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-neyrolingvisticheskogo-programmirovaniya-v-obschestvenno-politicheskom-protsesse (дата обращения: 02.07.2019).

6. Манипуляция в политике/ URL: https://studme.org/179537/politologiya/manipulyatsiya_politike (дата обращения: 08.06.2019).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: