Культурно-массовые мероприятия

С целью создания условий для антикоррупционного воспитания граждан на основе произведений культуры, литературы и искусства и привития культурных ценностей Департаментом организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия.

Так, совместно с Департаментом Национального бюро по противодействию коррупции и Управлением культуры, архивов и документации области проведен конкурс художников «Нет коррупции!», в котором приняли участие 35 художников со всего Казахстана и ими представлено 86 работ. Выставка работ экспонировалась в областной библиотеке им. С.Торайгырова и областном художественном музее.

Совместно с Управлением культуры, архивов и документации области в библиотеках организованы и действуют 15 постоянных уголков и выставок книжной продукции, направленной на формирование положительного имиджа государственной службы и антикоррупционной культуры в обществе.

Обеспечивается взаимодействие с неправительственными организациями.

Так, при участии ОФ «Жас Толкын Павлодар» в области реализуется Региональный проект, которым предусмотрено организация мероприятий по формированию антикоррупционной культуры у подрастающего поколения, воспитанию детей и молодежи в духе казахстанского патриотизма и неприятия коррупции, а также повышения морально-нравственных требований к государственным служащим.

С июля т.г. совместно с ОФ «Десента» реализуется государственный социальный заказ по проекту «Гражданский контроль», согласно которому в городах Павлодар и Экибастуз созданы общественные приемные и реализуется комплекс мероприятий с привлечением общественности по предупреждению коррупции, в том числе по антикоррупционному мониторингу и формированию антикоррупционной культуры в обществе.

В прошлом году Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции разработано Открытое соглашение о сотрудничестве по вопросам создания атмосферы нетерпимости к любым проявлениям коррупции и формированию антикоррупционной культуры в обществе.

Общим предметом настоящего Соглашения являются совместные и согласованные действия Сторон по объединению конструктивных сил и повышение роли всех слоев общества в противодействии коррупции.

В настоящее время к Соглашению присоединилось свыше 211 организаций, а также 1048 граждан области. Работа среди населения области по разъяснению положений Соглашения и присоединения к нему продолжается.

Только тесное партнерство государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.

Без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект. Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения.

За 11 месяцев текущего года проведен внешний коррупционных рисков в 10 субъектах противодействия коррупции. По итогам анализа выдано 71 рекомендаций, из них исполнено 32. Работа по исполнению рекомендаций продолжается.

61) Социально-политическая модель исследования коррупции

Данный подход стремится уйти от узко юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовно или административно- правовым, сколько социально-политическим.

Сторонники данного подхода основываются на том, что взаимодействие между субъектом и объектом властных отношений осуществляется в рамках модели «принципал - агент». В качестве верховного принципала в демократическом государстве выступает народ. Агентом же будет должностное лицо, кᴏᴛᴏᴩому принципал выдает некий мандат в виде системы полномочий и определяет через законодательство, для каких целей данные полномочия должны использоваться. Здесь следует упомянуть об особом положении во властной иерархии руководителей государственных органов, избираемых глав государств, субъектов федерации, глав муниципальных образований, кᴏᴛᴏᴩым присуща двойственность их статуса. По отношению к народу они выступают в качестве агентов, по отношению же к ϲʙᴏим подчиненным они будут принципалом.

Но как бы то ни было, коррупция присутствует тогда, когда агент (должностное лицо, государственный орган и прочее) использует предоставленные ему принципалом полномочия для достижения не предусмотренных мандатом целей. Причем, совершенно неважно, получает ли агент за ϶ᴛᴏ какое-то вознаграждение, или же мотивация его поступков не определяется явной корыстью, что ярко прослеживается в случаях проявления «чистого» бюрократизма. Довольно подробно социально-политическая парадигма исследования коррупции рассмотрена в рамках Йельской правовой школы, яркой представительницей кᴏᴛᴏᴩой будет С. Роуз-Аккерман. Именно с ее легкой руки в политико-правовом лексиконе появилось понятие «политическая коррупция», противопоставленное коррупции «административной». Речь об ϶ᴛᴏм пойдет в следующей лекции.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ данная модель, на первый взгляд, осложняет процесс анализа коррупции как явления, поскольку сознательно снижает степень его формализованности. Такого рода действия властных субъектов довольно трудно квалифицируются как собственно коррупционные, поскольку их противоправный характер либо прослеживается крайне незначительно, либо не прослеживается вовсе, что, безусловно, затрудняет процесс противодействия данным деструктивным тенденциям. При этом, эвристическая польза такого подхода, на наш взгляд, очевидна, поскольку именно данная модель дает возможность представить в качестве коррупционных и антисоциальных те явления, кᴏᴛᴏᴩые явно не могут быть квалифицированы как противоправные.

Данный подход помогает раскрыть безнравственную основу корыстных действий властных субъектов и направить общественную активность на противодействие такой модели властвования.

Целесообразность данной модели признается не только политологами, социологами или экономистами. Представители юридической науки, вплотную занимающиеся антикоррупционной проблематикой, тоже нередко склоняются к мнению, что формально-юридическая зашоренность мешает исцелению общества от ϶ᴛᴏго чрезвычайно опасного недуга. «Существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не ϲʙᴏдящегося только к подкупу, взяточничеству», - высказывает ϲʙᴏе суждение Б.В. Волженкин.

Хочется высказать предположение, что изначально сама категория «коррупция» находится в плоскости социально-политического бытия, нежели бытия юридического. Иначе, зачем было бы формулировать категорию, с позиции правовой, находящуюся вне пределов разумного утилитаризма. Введение ее в оборот, скорее ставит преграду на пути преодоления данного противоправного явления, чем открывает какие-то новые горизонты. Но если под словом «коррупция» мы будем понимать определенную модель властвования, основанную на манипулировании социальными ожиданиями и извращенном целеполагании, мы, тем самым, признаем, что в процессе противостояния «коррозии» общества недостаточно участия только правоохранительных органов. Рассматривая коррупцию как интегрирующее понятие для целого ряда поступков и действий властных субъектов (причем, не обязательно политических), отклоняющихся не только от правовых, но и от моральных норм, мы автоматически призываем к мобилизации гражданского общества в процессе воздействия на управленческие структуры.

Понимание коррупции в социально-политическом ключе неизбежно ведет к перераспределению ответственности за деструктивные процессы в государстве, и возложения части ϶ᴛᴏй ответственности на плечи социума. То есть в рамках данной исследовательской модели технология противостояния коррупции рассматривается как двояконаправленное явление, где один вектор связан с деятельностью прокуратуры и органов внутренних дел, а другой – с активной социально-политической позицией каждого отдельно взятого гражданина.

Очень показательным в рамках данного подхода будет понимание коррупции А.И. Кирпичниковым: «Коррупция – ϶ᴛᴏ коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – ϲʙᴏеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его устойчивости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости».

Это определение представляет для сторонников социально-политического подхода особую ценность в силу того, что коррупция здесь как бы дистанцируется от управленческого аппарата как единственного пристанища ϶ᴛᴏго порока. Коррупция – ϲʙᴏего рода индикатор общественного нравственного здоровья. Коррупция – порождение прогрессирующей социальной безнравственности. Коррупция – результат безрассудного социального попустительства. Коррупция – следствие общественной слепоты и обманчивой страусиной политики в процессе социально-политического взаимодействия. Коррупция, наконец, - ϶ᴛᴏ психологический тип общественного бытия и общественного сознания, основанный на снисходительности ко всему тому, что способно ускорить процесс принятия решения, выполнить роль эффективной и неизбежной в силу ϲʙᴏей эффективности смазки.

62

В современное время одной из глобальных проблем, охватывающих весь мир является коррупция. Коррупция – это такое зло, которое развивается вместе с развитием общества и углубляется, уходит корнями в глубь, не давая возможности нормальному развитию общественных отношений. Коррупция подрывает экономику государства, составляет угрозу национальной безопасности общества.

Согласно, принятого 18 ноября 2015 года Закона РК «О противодействии коррупции» коррупция – незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ [1].

Для того, чтобы искоренить коррупцию необходимо бороться с ней, и не в одиночку, а всем обществом. Для этого нужно в обществе сформировать антикоррупционную культуру. Прежде чем перейти к расскрытию понятия формирования антикоррупционной культуры, необходимо уяснить, что означает культура вообще. Культура от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание [3]. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений [2].

Формирование антикоррупционной культуры означает деятельность уполномоченных органов по противодействию коррупции, то есть государственными органами, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами в пределах своей компетенции по обеспечению сохранности и укреплению в обществе системы ценностей, которые отражают нетерпимость к коррупции.

Таким образом, борьбу против коррупции ведут политические партии, профессиональные объединения и трудовые коллективы. Хотя они вкладывают свою долю в работе по уменьшению коррупции и ведут определенную профилактику в этой области, этого недостаточно. С коррупцией должно бороться все общество, оно должно уметь противостоять любым проявлениям коррупции и взяточничества.

Формирование антикоррупционной культуры следует вести с малых лет. Мысленно можно поделить формирование антикоррупционной культуры на несколько этапов.

Первый этап (то есть до 6 лет) – это тот этап, когда ребенок воспитывается в семье и познает окружающий мир. В этом периоде формируются духовные и морально-нравственные ценности, определяются нормы поведения в обществе.

Второй этап (от 7 лет до 18 лет) – школьный этап, который охватывает младший, средний и старший школьный возраст. В этом этапе формируется нравственная культура, такие качества как: честь, стыд, достоинство, доброта, милосердие, честность, справедливость. В этот период необходимо сформировать представления и понятия мировоззренческого характера о коррупции и ее вреде, формируются правовое сознание и антикоррупционная культура, развиваются правовые ценности, убеждения, навыки правомерного поведения, формируется опыт разрешения жизненных ситуаций.

Третий этап – это этап студенческого периода. В этом периоде идет формирование казахстанского патриотизма и активной жизненной позиции по отношению к коррупции.

Учитывая вышеизложенное, следует определить роль семьи в формировании антикоррупционной культуры.

Семья – это звено общества, которое тесно взаимосвязано с ним, так как, семья является социальным институтом общества. Семья выполняет несколько функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная и т. д.

В формировании у молодежи антикоррупционной культуры важную роль играет семья, точнее ее воспитательная функция. В семье должны большое внимание уделять воспитанию подрастающего поколения, потому что от того какое воспитание ребенок получит в семье, от этого зависит и его сознание, его правовая культура, в том числе и антикоррупционная культура. Основной обязанностью родителей является воспитание ребенка в духе уважения традиции прошлого, воспитать своего ребенка полезным обществу. Потому что, развитие Республики Казахстан, включение его в число развитых государств, его выход на международную арену связано с современной личностью молодого поколения. В этой связи подрастающая молодежь должна быть всесторонне развитой, конкурентноспособной, обладать знаниями, знать несколько языков и противостоять коррупции. Конечно, человек, обладающий высокими нравственно-моральными качествами как: честь, достоинство, справедливость, порядочность, честность, никогда не переступит закон, а значит не совершит коррупционное правонарушение и будет достойно служить своему народу. Все эти качества прививаются ребенку, конечно, в семье. Поэтому родители должны содержать ребенка до совершеннолетия не только материально, но и прививать моральные ценности, воспитывать их духовно. Потому что, формирование антикоррупционной культуры и привитие молодому поколению духовных ценностей – это главная обязанность семьи. Как отмечают многие ученые ребенок является зеркалом своих родителей. Поэтому родители своим хорошим поведением должны показывать примеры своим детям.

Отмечая важную и особенную роль семьи в формировании антикоррупционной культуры у молодежи предлагаются следующие меры:

Во-первых, по телевидению нужно демонстрировать видеоролики на тему роль семьи в формировании антикоррупционной культуры у молодежи.

Во-вторых, нужно проводить в школах научно-практические семинары о роли семьи в воспитании подрастающего поколения, которое сможет противостоять коррупции.

В-третьих, в государстве если имеется специальный Закон РК «О противодействии коррупции» и антикоррупционная стратегия, то нужно внести изменения в Кодекс РК «О браке и супружестве» – норму об ответственности родителей за воспитание коррупционной личности.

 

63 исторические корни коррупции

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит»[7].

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей: «…начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело…»[8]; «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

В древнеримских Законах XII таблиц термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью»: «Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении, [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)»[9].

Важный импульс к осмыслению коррупции дают труды Никколо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно[10].

Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром[11][12].

Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны), получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).

65 социальные последствия коррупции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: