Финансовое прогнозирование

 

Целью финансового прогнозирования является определение ожидаемых финансовых результатов от деятельности компании в предстоящий период и потребности в финансировании. В литературе наряду с термином "финансовое прогнозирование" используется также термин "финансовое планирование".

Финансирование компании может осуществляться за счет как внутренних (прибыль, амортизация), так и внешних источников. Внутреннее финансирование производится в результате нормальной производственной деятельности компании, внешнее обусловлено капиталом, поступающим от инвесторов и банков.

При составлении финансового плана (прогноза) оцениваются результаты будущих коммерческих операций, приносящих доход, и связанные с ним расходы, что дает возможность заранее оценить потребность во внешнем финансировании.

Одним из методов планирования финансовых потребностей является метод процента от продаж, когда будущие расходы, активы и обязательства оцениваются на основе процента от предполагаемых продаж предстоящего периода. Получаемые таким образом данные используются для составления прогнозного балансового отчета.

Превышение величины актива над пассивом (обязательствами и собственным капиталом) означает необходимость дополнительного внешнего финансирования

Пример. Составляется прогнозный балансовый отчет на следующий год при таких исходных данных:

продажи отчетного года                              - 20 млн. руб.;

ожидаемые продажи следующего года      - 24 млн. руб.;

ожидаемая прибыльность продаж

следующего года                                           - 5 %;

ожидаемый уровень дивиденда                   - 40 %

Результаты расчетов приведены в таблице 7 в млн. рублей ("н/п" означает "не планируется"):

Таблица 7

Расчет прогнозного балансового отчета

                                                       

Статьи баланса Отчетный год % от продаж Планируемый год
Активы      
Оборотные средства 2 10 2,4
Основные средства 4 20 4,8
Итого активов 6 30 7,2
Обязательства и собственный капитал      
Краткосрочные обязательства 2 10 2,4
Долгосрочные обязательства 2,5 н/п 2,5
Итогообязательств 4,5   4,9
Обыкновенные акции 0,1 н/п 0,1
Дополнительный капитал 0,2 н/п 0,2
Нераспределенная прибыль 1,2   1,92
Итого собственный капитал 1,5   2,22
Итого обязательства и собственный капитал 6,0   7,12

            

Нераспределенная прибыль планируемого года определяется следующим образом: нераспределенная прибыль отчетного года + планируемая чистая прибыль - выплачиваемый дивиденд, что в результате дает 1,2 + 0.05 х 24 -0,4 х 0.05 х 24 = 1,92 млн. руб.

Поскольку прогнозный размер активов (7,2 млн. руб.) превышает прогнозный размер обязательств, потребуется внешнее финансирование в размере 7,2 - 7,12 = 0,08 млн. руб.

Метод процента от продаж является простым, но недостаточно точным, поскольку не учитывает возможного несовпадения будущих входящих и исходящих денежных потоков, что потребует дополнительного финансирования. Более точным будет метод составления сметы ожидаемых доходов и расходов (бюджета) компании.

Этапы подготовки бюджета включают:

ü прогноз продаж (план сбыта);

ü определение ожидаемого объема производства (производственный план);

ü расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;

ü определение движения денежных средств (кассовый план);

ü составление прогнозного бюджета.

План сбыта является основой и оказывает влияние на все части бюджета. При его составлении обычно рассматриваются ожидаемые поквартальные продажи в натуральном выражении, умножение которых на цены дает объем продаж в денежном выражении. Если планируется дебиторская задолженность, используется норматив поступления средств в квартале продаж (например, 70 %), в следующем квартале (например, 28%) и безнадежные к взысканию долги (в данном случае 2%).

На основе плана сбыта разрабатывается производственный план. При этом количество единиц, подлежащих изготовлению в данном квартале, определяется следующим образом: планируемые продажи + желаемый запас готовой продукции на конец квартала (например, 10 %) - запас готовой продукции на начало квартала.

Затем определяются прямые затраты на материалы для производимых изделий с учетом желаемых запасов на конец квартала (например, 10 %) и имеющихся запасов на начало квартала, после чего на основе цены единицы материалов определяется стоимость их закупок. Если расчеты за материалы предполагается проводить частично в данном, а частично в следующем квартале, составляется график ожидаемых денежных выплат.

Следующий этап - определение прямых затрат на оплату труда. Для их расчета ожидаемый объем производства за каждый квартал умножается на число часов работы, необходимых для производства одного изделия и на стоимость одного часа труда.

Далее составляется смета общезаводских накладных расходов, связанных с производством, таких, как заводская арендная плата, плата за энергоресурсы, амортизация и др. Эти расходы следует разделить на переменные и постоянные для последующего анализа точки безубыточности и операционного рычага (см. тему 3). Следует также учитывать, что амортизация не требует затрат денежных средств и должна вычитываться из сметы общезаводских накладных расходов при определении денежных выплат. Нормативом при таких расчетах является ставка переменных накладных расходов на один час прямых затрат труда.

Следующим шагом будет составление сметы торговых и административных расходов. Нормативом здесь являются переменные расходы на одно изделие, умножением которых на ожидаемый объем продаж в натуральном выражении получают общие переменные расходы.

Постоянные торговые и административные расходы могут включать ожидаемые расходы на рекламу, страховку, зарплату служащих, аренду, налоги и др.

Произведенные расчеты учитывают все источники доходов и расходов, связанные непосредственно с производством продукции и ее продажей. При этом, однако, не учитываются возможное несовпадение доходов и расходов в течение года, а также дополнительные расходы, например, на закупку оборудования, которое обычно осуществляется по отдельному плану, и на уплату налогов предыдущего года.

Для учета всех этих факторов необходимо составлять кассовый план, охватывающий обычно следующие основные разделы:

ü денежные поступления за каждый квартал, включающие кассовый остаток на его начало, денежные средства от покупателей продукции и прочие денежные поступления;

ü выплаты в каждом квартале, включающие все запланированные платежи;

ü излишек или дефицит денежных средств в каждом квартале, равный разнице между денежными поступлениями и денежными выплатами;

ü дополнительное финансирование в случае дефицита денежных средств (например, за счет краткосрочного банковского кредита), где будет отражаться получение кредитов и их погашение с процентами.

Кассовый остаток с учетом возможного дополнительного финансирования на конец рассматриваемого квартала будет кассовым остатком на начало следующего квартала.

Заключительный этап - составление прогнозного отчета о прибылях и убытках (доходах и расходах), который имеет вид:

Продажи:

ü переменные производственные расходы;

ü переменные торговые и административные расходы.

Прибыль до вычета постоянных расходов:

ü постоянные общезаводские накладные расходы;

ü постоянные торговые и административные расходы.

Прибыль до выплаты процентов и налогов:

ü расходы на выплату процентов.

Прибыль до налогообложения:

ü налог на прибыль.

Чистая прибыль.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: