Наркомании в подростковой среде

Использование различных методов и методик значительно расширяет возможности активного профилактического воздействия и может существенно повлиять на результат антинаркотических мероприятий.

Разработка программ профилактики подросткового наркотизма должна основываться, прежде всего, на данных научных исследований. Рекомендованы к реализации и распространению могут быть только те программы, результаты которых были подвергнуты контролю. Оценку программ должны осуществлять государственные органы в рамках единой антинаркотической государственной политики.

<В ><ходе ><осуществления ><образовательных ><программ ><перспективным ><является ><сочетание ><средств ><развития ><знаний ><о ><наркотиках ><и ><последствиях ><их ><употребления, ><а ><также ><практических ><навыков ><противодействия ><вовлечению ><в ><наркопотребление.

><<Одним ><из ><новых ><элементов ><универсального ><предупреждения ><наркотизации ><в ><школах ><является ><общение ><в ><интерактивных ><группах. ><Такое ><общение ><в ><большей ><степени ><включает ><коммуникацию на ><равных,>< >><а не общение ><между ><молодежью ><и ><инструктором. ><Примеры ><интерактивной ра><боты ><включают ><ролевые ><игры, ><мозговой ><штурм, ><тренинги,>< >< ><групповые >< >< >< >< >< >< ><><дискуссии ><и ><т.п. ><Такие ><виды ><практических ><занятий ><предоставляют молодежи ><возможность ><сформировать ><собственные ><убеждения и ><><><><попрактиковать ><полезные ><навыки ><решения ><жизненных ><проблем >< разрешения ><конфликтов, ><развития ><уверенности ><в ><себе, ><эффективного ><общения и т.п.>

Методы работы: групповая работа, тренинг поведения, личностный тренинг, дискуссии, мозговые штурмы, беседы, лекции, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой психотерапии, «круглые столы», совещания.

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методике их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика - прерогатива медиков и близких больному людей.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обусловливают необходимость комплексного характера мер профилактики подросткового наркотизма [50, с.31].

Основные задачи образовательной программы состоят в проведении просветительской работы с детьми, родителями и преподавателями, определении групп риска, профилактической работе с такими подростками совместно с родителями, правоохранительными органами и представителями социальной сферы. Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса, и злоупотреблению какими бы то ни было интоксикантами.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования оптимальной жизненной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направленной, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения подростковой группы. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Содержание мероприятий профилактической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним:

· дети 10 - 12 лет. Их интересует все, что связано с наркотиками: их действие, способы употребления; о последствиях злоупотребления ими дети уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Знания о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов;

·подростки 12-14лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие - в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями зелья. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес - к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие;

· подростки 14-16лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

- употребляющие и сочувствующие - их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров;

- радикальные противники - «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности;

- группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей.

· подростки 16 – 18 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся по отношению к наркотикам значительно уменьшается.

Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Работая в области антинаркотического просвещения, следует избегать тактики запугивания, поскольку она неэффективна. Нецелесообразны разовые антинаркотические мероприятия, поскольку такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам. Каждому специалисту, занимающемуся профилактикой, необходимо занимать стойкую антинаркотическую позицию, позволяющую пресекать любые попытки аудитории оправдывать немедицинское употребление наркотических средств.

Групповые формы работы активно используются как наиболее выполняющие обязательное условие профилактики злоупотребления ПАВ: строить работу таким образом, чтобы недирективно, не нанося ущерба, войти во взаимодействие с подростками и вызвать при этом определенный благотворный, активизирующий личность эффект.

Необходимым условием успешности профилактических методов является применение в групповых занятиях различных подходов в работе: это могут быть развивающие и диагностические программы, групповые дискуссии, ролевые игры и другие психотерапевтические методики.

Рассмотрим несколько современных подходов к профилактике употребления наркотиков.

   Первый подход информационный - является наиболее распространенным типом превентивных стратегий, базирующихся на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления.       Второй подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях человека, его навыках их распознавать и управлять ими. Аффективное обучение базируется на том, что зависимость от ПАВ чаще всего развивается у личностей, имеющих трудности в определении выражении эмоций, c низкой самооценкой и слабо развитыми навыками принятия решений.        Третий подход, основанный на учете роли социальных факторов исходит из того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в жизни подростка, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Поведение индивида формируется в результате положительных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров поведения окружающих и его последствий, т.е. среда-источник обратной связи - поощрений и наказаний.    Четвертый подход, основанный на формировании жизненных навыков – навыков личного поведения и межличного общения, - позволяет людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.       Пятый подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности.   Сторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность альтернативна алкогольной и наркотической зависимости от ПАВ.    Формы работы по профилактике наркозависимости в подростковом коллективе могут быть самыми разнообразными. Для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Существует достаточное количество способов предоставления необходимой информации: лекция,чтение, аудио - визуальные средства, использование наглядных пособий, обсуждение в группах, обучение практикой действия, выступление в роли обучающего, тренинг.

Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.

 Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки. В процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирования и формирование жизненных навыков.

Цель группового профилактического тренинга - помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыков защитного поведения.

Особого внимания достойны такие коллективные групповые задания как дискуссия, «мозговой штурм», «ролевые игры».

Можно выделить следующие критерии оценки эффективности групповых методов работы: повышение уровня информированности аудитории по обсуждаемым вопросам и темам; формирование установок на изменение поведения; оценка занятия как процесса.

По результатам оценки эффективности групповых методов выяснилось, что молодежь практически единодушно считает наиболее эффективным средством профилактики наркотизации демонстрацию фильмов, рассказывающих о последствиях употребления наркотических веществ.

В качестве эффективных средств профилактики потребления ПАВ учащиеся называли создание различных «телефонов доверия», центров психологической поддержки молодежи (в которых нуждается каждое учебное заведение), открытие дворовых клубов для занятий по интересам, секций, спортивных залов.

Таким образом, просто лекционная подача материала, даже специалистами, или тренинг сами по себе не оказывают должного влияния на личность в плане изменения поведения. Для совершенствования информационных программ требуется введение психологических и психотерапевтических технологий. Нельзя забывать, что умение преподнести информацию является определенного рода искусством и требует от тренера не только достаточных знаний по проблеме, но и личностных, природных данных. При совокупности многих моментов повышается эффективность информационных, когнитивно-поведенческих программ.

Одним из основных средств воздействия на наркозависимых подростков является социальная реабилитация.

Cоциальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.

Для более эффективного воздействия на больного, лечение и социальная реабилитация наркоманов должна проводиться в учреждениях закрытого типа, и в течение длительного периода времени (до двух лет). При этом они должны строиться на неукоснительном соблюдении следующих принципов:

· максимальная индивидуализация;

· комплексный подход к лечению и реабилитации;

· принцип добровольности.

О принципе добровольности следует сказать отдельно: по отношению к больным с наркотической зависимостью данный принцип может применяться условно, в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей индивида.

Рассмотрим проблему технологий реабилитационной работы с наркозависимыми по следующей схеме:

· уровень воздействия;

· основные мишени воздействия;

· тип терапии;

· основные методы и средства воздействия.

Тип терапии на биологическом уровне - биологически ориентированное воздействие, основными методом и средством которого является медикаментозноелечение, то есть использование препаратов, регулирующих нейромедиацию: нейролептики, антидепрессанты, нейропетиды, антиконвульсанты, блокаторы рецепторных систем, транквилизаторы, а также немедикаментозные методы - рефлексотерапия, электростимуляция.

На психическом уровне воздействия основной мишенью является патологическое влечение к наркотическому веществу. Тип применяемой терапии - «психотерапевтически ориентированное воздействие» [25, с.15].

Основные методы и средства в целом можно подразделить на две главные группы, различающиеся по характеру психотерапевтического воздействия:

· методы, использующие преимущественно манипулятивные стратегии, которые адресованы главным образом к патологическим процессам; (суггестивные методы (внушение),гипнотерапия,игровые методы (ситуационно-психологический тренинг), групповые дискуссионные методы);

· методы, использующие развивающие личность стратегии (гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, «терапия решения проблем», методика системной интервенции).

Психотерапевтическая работа с наркоманами - работа трудоёмкая и серьёзная. Самое главное, непременное условие успеха - чем активнее роль самого больного в этом процессе, тем значительнее будет результат. Во многом успех лечения и социальной реабилитации будет зависеть от скоординированности усилий и врача - нарколога, и специалиста по социальной работе, и самого клиента, а также от правильности выбора технологий лечебно - реабилитационной работы в каждом конкретном случае, от умения эти технологии рационально сочетать.

На социальном уровне воздействия основной мишенью является созависимость (под созависимостью понимают деформацию взаимоотношений и индивидуального поведения, ролевые сдвиги и искажение психоэмоционального состояния у членов социального окружения больного наркоманией - супругов, детей, родителей и других), тип терапии - социально - ориентированное воздействие. Основной методы и средства терапии группы само - и взаимопомощи, разработанная в их рамках программа «12 шагов», запатентованная методика реабилитации наркоманов. Конечно, не все в этих шагах к нормальной жизни можно сразу понять, поэтому с вновь прибывшими на группу работает тренер - человек, сам прошедший эти шаги и избавившийся от наркозависимости.

Следует отметить, что, несмотря на лечение наркоманов вышеуказанными методами, их эффективность остаётся низкой, а интегрированность больных в эти программы минимальна. Из всего этого следует, что необходимо разрабатывать и внедрять новые инновационные программы социальной реабилитации или «реанимировать» программы, которые с успехом применялись в прошлом, но их использование, к сожалению, прекратилось во времена «расцвета демократии» в нашем государстве.

Как пример можно привести развитую сеть лечебно - трудовых мастерских при лечебно - профилактических учреждениях. Трудовая терапия, как форма социальной реабилитации и реадаптации наркоманов, несомненно, эффективна, но она должна применяться по отношению к ним в зависимости от тяжести заболевания и социально-психологических особенностей больного.

Трудотерапия - лечение различных физических и психических заболеваний с помощью привлечения больных к определенным видам деятельности. Это позволяет больным постоянно быть занятыми работой и достичь максимальной независимости во всех аспектах их повседневной жизни. Виды трудовой деятельности, к которым привлекается больной, специально подбираются таким образом, чтобы максимально использовать способности каждого человека. При этом всегда необходимо учитывать его индивидуальные потребности и склонности. Данная методика играет большую роль в системе социально - трудовой реабилитации больных. Методика привезена с Польши, где опыт «Терапевтических коммун» практикуется с 1978 года неправительственной организацией «Монар». Называется - программа польских монаров. Люди, находящиеся в центре занимаются физическим трудом, участвуют в трудовых субботниках, помогают облагораживать и убирать территорию центра, восстанавливать испорченный инвентарь, ухаживают за животными. В отделении составлен распорядок дня, распорядок недели и режим стационара. При поступлении каждый пациент и его опекуны получают информацию о данных правилах. Как показывает практика, польская система трудотерапии эффективна. Из пяти больных, как правило, трое наркозависимых одерживают победу над собой [20, с.144].

Реабилитационные центры для наркоманов во всем мире работают по разным программам. Есть чисто медицинские, есть христианские, некоторые опираются на трудотерапию (например, польский монар), известна также программа «12 шагов» для анонимных наркоманов. Существуют и авторские программы. А в некоторых центрах предпочитают использовать сразу несколько методик. Например, такие как: арт-терапия (психотерапевтическое воздействие посредством художественных образов); музыкотерапия; медитация; телестноориентированная терапия (психотерапевтическое воздействие через осознание процессов, происходящих внутри тела); рационально - поведенческая терапия (психотерапия через осознание причинно-следственных механизмов поведения человека); тренинги общения; сказкотерапия (психотерапевтическое воздействие через специальные психотерапевтические сказки посредством идентификации со сказочными персонажами); семейная психотерапия.

Необходимо отметить тот факт, что занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией. Этаработа строится по следующим направлениям.

1. Клубная работа. Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.

2. Дополнительное образование. Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж знаний, требуют не только времени, но и внимания подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.

3. Временное или частичное трудоустройство подростков. Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает много неквалифицированных рабочих. Где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что вовлечение подростков в деятельность по профилактике потребления ПАВ является эффективным методом противодействия наркопотреблению, подтвердилась.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного дипломного исследования свидетельствуют о достижении его основных целей и предполагаемых ими задач, в соответствие с которыми сделан ряд существенных и взаимосвязанных выводов:

1. Анализ зарубежного и казахстанского опыта выявил важное значение профилактики наркомании в подростковом возрасте, как для самих подростков, так и для общества в целом. Отмечено, что именно в США добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне, в то время как в Казахстане отмечается недостаточно эффективный контроль и мониторинг выполнения антинаркотической работы. Следовательно, механизм координации антинаркотической деятельности требует в настоящее время усиления.

2. Роль НПО в профилактике наркомании широко признана во всем мире благодаря их гибкости и возможности свободно работать с целевыми группами. Однако НПО, работающим в области профилактики наркомании, часто не хватает современных знаний и опыта, они испытывают финансовые затруднения. Более того, необходимо постоянно повышать профессиональный уровень организаций, работающих в области профилактики наркомании. С этой целью на регулярной основе проводить различные обучающие мероприятия для получения новой информации и навыков работы по современным и прогрессивным методикам, социальным технологиям.

3. Деятельность специалиста по социальной работе в наркологическом учреждении играет значимую координирующую роль в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов родственных профессий - врачей, психологов, педагогов, и других специалистов. Залогом эффективности социальной работы в решении проблем наркозависимости является применение имеющихся эффективных методик, подходов и программ по профилактике наркомании.

4. Согласно утверждениям психологов и социальных педагогов, программа профилактики подросткового наркотизма «Равный обучает равного» дает положительный профилактический эффект на 90%. Данные методики на сегодняшний день признаны сотрудниками антинаркотической службы не только лучшими, но и наиболее перспективными и планируются к активному распространению среди организаций, занимающихся профилактикой наркомании.

Таким образом, результаты исследования дают основание считать, что активное вовлечение подростков в деятельность по профилактике потребления ПАВ, а также применение интерактивных методик способствует наиболее эффективному противодействию наркопотребления.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абдиров Н.М. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения: Монография/ Иктынбаев М.К.- Караганда, 1997. - 241с.

2. Абишева А.Н. Борьба с незаконным оборотом наркотиков: Сборник нормативных документов – Алматы: Юрист, 2006.-216с.

3.   Аменд А.Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде. Педагогика. 2004, №4. - 19с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: