Организация антинаркотической работы с молодежью в зарубежных странах

 

Наркомания - это заболевание, характеризующеесязлоупотреблением наркотическими веществами и болезненным пристрастием к ним. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Казахстан по праву входит в мировое сообщество. Наркотики сейчас называют третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.

Согласно статистическим данным количество наркоманов в мире превысило 50 миллионов человек. При этом по данным Интерпола, с той или иной интенсивностью (от разового употребления до ежедневного) употребляют наркотики различного вида 200 миллионов человек (95 процентов от этого числа составляют потребители каннабиса, героина, кокаина и синтетических наркотиков). Количество наркопотребителей постоянно увеличивается [5, с.76].

Проблема «наркотики и наркомания» во всем мире воспринимается, прежде всего, как молодежная. Главным фактором увеличения масштабов наркомании становится возрастной вектор. Наркомания стремительно «молодеет», сегодня можно констатировать не только подростковую, но и детскую наркоманию. Это общемировая тенденция. По данным Международного комитета ООН по контролю над наркотиками, в некоторых странах число несовершеннолетних, хотя бы однократно пробовавших марихуану, превышает 37 процентов [20, с.15].

В связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в Казахстане дети, подростки и молодежь оказались в сложном положении. Разрушены ценностные ориентиры, утрачивается связь между поколениями, резко изменились стереотипы поведения. Нарастающая напряженность, стрессовые ситуации, неопределенность положения, нестабильность, безработица, сложности в трудоустройстве несовершеннолетних, конфликты с законом - вызывают у молодого поколения асоциальные формы поведения, саморазрушающие характер. У несовершеннолетних катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается личностный рост, разрываются или деформируются связи с ближайшим окружением, нарушаются семейные отношения, нередко затруднено последующее образование собственной семьи и рождение потомства. Злоупотребление ПАВ нередко ведет к ранней инвалидизации и смерти несовершеннолетних.

Сегодня группа подростков и молодежи «социального риска» чрезвычайно велика. В условиях социально - экономических преобразований дети, подростки, молодежь оказались одной из наименее защищенных групп населения, что привело к обострению таких проблем, как беспризорность, безнадзорность, рост алкоголизма и наркомании, преступности. «Новой» моделью поведения стала практика потребления наркотиков, переросшая в одну из форм досуга. Тема наркомании в средствах массовой информации поднимаются не первый год. Но существует еще одна сторона данной проблемы, а именно пропаганда наркотических средств.

Проблема наркотиков, как элемента именно молодежной субкультуры, впервые проявила себя в США во времена расцвета «детей-цветов» - хиппи. Сходные ситуации возникали и возникают в Европе: продвижение наркотиков в молодежную и подростковую среду как элемента досуговых или социокультурных молодежных систем.

В связи с этим в настоящее время в каждой стране разрабатываются и апробируются самые разнообразные антинаркотические программы, из которых впоследствии широко используются только наиболее эффективные, направленные на преодоление интереса несовершеннолетних к наркотическим средствам.

Рассмотрим особенности первичной профилактики наркоманий и токсикомании на примере программ, действующих в США, Англии, Голландии, Нидерландах, Польше, Швеции и России.

В Соединенных Штатах Америки, начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г. проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество программ профилактики [21, с.269].

Исследуя вопросы наркопотребления, ученые США пришли к выводу, что эффективность превентивных программ зависит от выбранной цели, поэтому главной ступенью, антинаркотического образования стали программы, где целью ставилось не получение информации о наркомании, а выработка у подростков способности принимать решение, основанное на этой информации.

Одновременно с программой выбора ценностей были разработаны и программы альтернативы наркотикам.

Лучшие программы по предотвращению наркомании среди молодежи в США отличаются широким диапазоном направлений работы, обеспечивающих решение проблемы наркомании в молодежной среде в целом. Для успешной реализации таких программ нужны объединенные усилия многих людей и организаций. Так, американские ученые выдвигают 7 основных категорий предупреждения: через семью, религию, школу, организацию досуга, полицию, судебные и законодательные органы.

Большую роль играют программы, ориентированные на ровесников, родителей, общины, в которых живут молодые люди. Поскольку мнение молодежного окружения имеет большое влияние на поведение несовершеннолетних, разработаны программы, ориентированные на «уличную молодежь».

Широкое распространение в США получил такой методиче­ский прием, как шефство, когда старшие учащиеся дают младшим информацию о наркотиках, проблемах сохранения здоровья, а также по другим вопросам, более общим, но интересующим и тех и других. Опыт применения этого приема показал, что основное воспитательное воздействие он оказывает на молодых людей, выступающих в роли шефов. Гораздо меньшее влияние этот прием оказывает на подшефных.

Существуют также программы, ориентированные на соучастие в них ровесников. Смысл создания таких групп - выработка необходимых трудовых навыков, достижение успехов в учебе, формирование положительного мнения о молодом человеке, его сверстниках и друзьях, школе.

Помимо анонимных пунктов доверия в крупных американских городах антинаркотическую профилактику осуществляют различные реабилитационные центры. Типичная реабилитационная система за рубежом - специализированные клиники, в которых больные наркоманиями живут от одного до трех лет, приобретают новую профессию, восстанавливают утраченные трудовые навыки. При реабилитационных центрах создаются предприятия, подсобные хозяйства, художественные промыслы. Все это позволяет больному рационально изменить ранее сложившиеся категории ценностей, порвать с бывшим криминальным окружением, сформировать установку на здоровый образ жизни в будущем. К моменту завершения пребывания больного в центре реабилитации ему подыскивают место работы и жилье. По словам Начальника Национального управления по борьбе с наркотиками Барри Маккэффри в США добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне. Проводимые профилактические и просветительные программы оказались успешными. За последние 15 лет им удалось на 50% сократить число людей, употребляющих наркотики. Число убийств, связанных с наркотиками, сократилось на 25%. В городах страны сформировано свыше 3,5 тысяч общественных организаций по борьбе с наркотиками [5, с.68].

В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости за проживание в данном городе или районе.

Таким образом, проводимые в США профилактические и просветительные программы оказались наиболее успешными. В этой стране добились больших успехов в снижении употребления наркотиков и искоренении последствий наркомании на национальном уровне.

В Англиипрофилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление. Наряду с советами в области профилактики родителей и педагогов обучают приемам первой медицинской помощи в критических ситуациях.

Основная же профилактическая работа ведется с самими учащимися. В 1991 г. в Великобритании началась массовая образовательная кампания с целью определить уровень знаний у подростков о наркотиках и, прежде всего о последствиях их употребления, включая и правовой аспект. В рамках этой программы подросткам предлагают теоретическую и практическую помощь. Их знакомят с местными организациями, в которые можно обратиться за помощью, и даже со специалистами, которые могут решить конкретную проблему.

Содействие в организации антинаркотического движения оказывают местные комитеты по здравоохранению и образованию. Для педагогов и родителей по определенным дням проводятся специальные занятия, дающие представление о целях и задачах этой кампании, а также обеспечивается методическая помощь.

Подобные программы дают надежду на то, что молодые люди, зная все аспекты дайной проблемы - медицинские, правовые, социальные, - сумеют сделать для себя правильный выбор и не поддадутся искушению ступить на путь, сойти с которого очень и очень сложно. А чаще - невозможно, в силу скоротечно наступающей развязки.

Закон о легализации легких наркотиков принят в Голландии, и именно после его принятия резко увеличилось количество преступлений, а страна стала наркоцентром Европы. Кроме того, само слово легализация приводит к стиранию запрета на наркотики, и миллионы людей, которые раньше не решались попробовать пусть даже легкие наркотики, теперь с удовольствием это сделают.

Безусловно, есть и аргументы в пользу данного закона:

· наркоманы будут находиться на учете;

· государство будет продавать им только легкие и очищенные наркотики, а средства от продажи пойдут в бюджет.

 Однако все равно данная программа обойдется государству куда дороже в чисто финансовом плане. Ведь за каждым зарегистрированным наркоманом должно быть установлено наблюдение: такой человек не должен работать на транспорте, в сфере образования и еще во многих местах. Кроме того, у МВД средства на борьбу с наркотиками крайне ограничены. Интересен еще и тот факт, что в Голландии наркомафия не стоит на месте: постоянно выводятся новые сорта анаши (изначально легкого и поэтому легализованного наркотика), некоторые из них по своему действию уже сильнее героина и кокаина.

В стране существуют специальные помещения, войти в которые может только наркоман по индивидуальной чип-карте, чтобы «уколоться» там, в относительно стерильных условиях. Так меньше вреда и для них, и для окружающих.

В других странах голландская модель не только не оправдывает возлагаемые надежды, но и приводит к прямо противоположным результатам. Так, в Испании за десять лет, прошедших после введения голландской модели, число наркоманов возросло с 200 тысяч до 1,69 миллиона [6, с.182].

В странах Западной Европы с все большей тревогой говорят о «голландском следе» - то есть об отрицательном воздействии применяемой там антинаркотической системы. В самой же Голландии серьезное беспокойство вызывает маятниковая миграция полукриминальных элементов со всей Европы, приезжающих в страну приятно провести «марихуановый уикэнд».

Обобщив опыт многих программ антинаркотического воспитания, специалисты из Голландии пришли к выводу, что программы, ориентированные только на информацию о негативных последствиях употребления психоактивных веществ, оказываются неэффективными, тогда как программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ, - являются эффективными.

Когда 25 лет назад в Нидерландаx обсуждался вопрос, какой путь в борьбе с наркотиками стоит выбрать, было достигнуто единство мнении относительно того, что героин и кокаин - опасные наркотики, с которыми надо бороться. В то же время относительно негативного влияния на человека и общество продуктов конопли согласия добиться не удалось. Исходя из этих положений, была сформулирована голландская наркополитика. Предполагалось, что, продавая менее опасный препарат отдельно, можно будет разделить наркорынок так, чтобы власти могли сконцентрировать ресурсы на так называемых «тяжелых наркотиках». Стержнем голландской наркополитики явилось положение о том, что каниабис не опасен.

В Нидерландах в порядке эксперимента уже несколько лет законодательно разрешено потребление наркотиков, в частности «травки», которую можно приобрести в специализированных «кафе» в Амстердаме.

Когда же страна превратилась в крупного производителя наркотиков, а большие города стали транзитными пунктами для их контрабанды, власти все равно не желали признавать свою ошибку. Получилось вовсе не так, как планировалось. Разделенный наркорынок не привел к уменьшению числа злоупотребляющих героином, кокаином, амфетамином или экстази по сравнению с другими странами.

Именно в Нидерландах появилось понятие «легкие наркотики». Ни одна международная организация не придерживается этой терминологии. Ошибочность политики правительства Нидерландов привела к тому, что уровень потребления экстази в стране вырос настолько, что в 1997 году пришлось создавать специальное ведомство по борьбе с его распространением.

ООН и, в частности, Международный комитет по контролю за наркотиками в своем докладе за 1999 год указал, что политика Нидерландов в этой области облегчила доступ к каниабису (марихуане) и увеличила приток в страну наркоманов из соседних стран. Международная организация «Европа против наркотиков» требует запрещения легально существующих в Нидерландах точек распространения марихуаны. Вряд ли можно говорить о каких-то успехах в борьбе с наркотиками в Нидерландах, так как исследования среди детей до 12-летнего возраста показали, что кокаин употребляют от 1,7 до 3%, т.е. столько же, сколько в Германии и Великобритании. Заслуживают внимание просветительские кампании, разъясняющие опасность наркотиков. Эти программы являются частью школьной программы в начальных классах [27, с.8].

В Польше действует молодежное движение по борьбе с наркоманией - «Монар» со штаб квартирой в Варшаве. Принцип - «отдай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании. Актив данного движения - школьники, студенты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министерством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифференцированный подход в работе по профилактике вредных привычек у школьников и молодежи.

Также, в Польше уже много лет ведутся занятия со школьниками по игровой программе «Спасибо, нет!». Цель программы - помочь подросткам и молодежи безболезненно отказаться от искушения, сформировать у них отрицательное отношение к вовлечению ровесников, да и взрослых к употреблению наркотиков.

Большой опыт профилактики наркомании накоплен в Швеции. В этой стране в 60-70-е годах наблюдался рост числа наркоманов. В последние годы замечена обратная тенденция. Комплекс мер, применяемых в Швеции, называют «шведским путем». Он включает в себя три уровня профилактики.

Первичная профилактика заключается в мероприятиях, рассчитанных на все население: это соответствующее законодательство, общая информация о наркотиках, забота о заполнении свободного времени молодежи и др. Вторичная профилактика ориентирована на группу риска. И третичная — это помощь и лечебные мероприятия для наркоманов.

Деятельность национальной информационной службы основана на следующих предпосылках:

а) человеку свойственно поддаваться влиянию тех в своем окружении, кому он доверяет. Поэтому наиболее важная часть информации проводится на локальном уровне путем ежедневных незрелищных мероприятий;

б) обязательность централизованной кампании через средства массовой информации;

в) люди должны «узнавать себя» в информации, которая дается, поэтому информация должна быть полностью правдивой;

г) лучший путь изменить позицию личности — подтолкнуть ее к самостоятельному размышлению, а затем — к действию. Голые факты нужны, но они должны быть дополнены усилиями, которые помогут человеку приложить свои собственные возможности к решению проблемы наркотиков.

Мероприятия по первичной профилактике проводят в Швеции начиная с детей дошкольного возраста. Но основное внимание уделяют подросткам. Так, созданное общество «Мы — молодежь» устраивает просмотры и обсуждения видеопрограмм, рассчитанных на аудиторию в возрасте от 8 до 13 лет.

Особенно важную роль отводят просвещению родителей подростков, которые, как правило, мало знают о наркотиках. Были выпущены книги для родителей о наркомании.

Первичная профилактика в Швеции проводится на центральном и региональном уровнях. Шведский Совет информации об алкоголе и наркотиках занимается сбором литературы и фактических материалов по этим вопросам, имеет свою библиотеку и фонды.

В России остро вопрос о детях - наркоманах встал в первые годы советской власти, когда число несовершеннолетних, принимавших наркотики, достигло 10% от всего количества подростков, прежде всего беспризорных. В 1921 г. число беспризорных детей, срочно требующих помощи, определялось в 7,5 млн. Наркоматом здравоохранения в те годы были открыты специальные учреждения медико-педагогического характера - психоневрологические школы-санатории. В 1927 г. имелось 11 таких учреждений в Ленинграде, Воронеже, Саратове, Казани и некоторых других городах.

В школах - санаториях оказывалась медицинская помощь, проводилось специальное лечение и велось обучение подростков по программам школ первой ступени. Для занятий физическим трудом имелись столярные и переплетные мастерские, огороды, сады. Регулярно проводились культурно-массовые мероприятия, велась насыщенная идейно - политическая работа. Большинство детей, страдавших тяжелой формой наркомании, после лечения возвращались в массовую общеобразовательную школу, становились полноправными членами общества.

В 1925 г. было открыто детское клиническое отделение наркодиспансера для беспризорных несовершеннолетних наркоманов, работа которого носила в основном практический характер и заключалась в глубоком медицинском изучении контингента больных с целью дальнейшего их лечения и воспитания в соответствующих детских учреждениях.

Для подготовки квалифицированных специалистов в области наркологии в середине 20 - х гг. были открыты курсы усовершенствования и подготовки работников этой области.

В декабре 1980 г. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ «О дальнейшем улучшении психоневрологической и наркологической помощи населению», предусматривающий организацию подростковых наркологических кабинетов в составе наркологических диспансеров. А в соответствии с приказом в 1986 г. общее число подростковых наркологических кабинетов в 68 административных территориях РСФСР достигло 81. Соответственно выросли показатели привлечения к амбулаторному и стационарному обследованию и лечению подростков, злоупотребляющих алкоголем и другими интоксикантами. Тогда же выяснилось, что число подразделений наркологической службы для оказания помощи подросткам, крайне недостаточно.

Появившиеся в последние десятилетия многочисленные программы профилактики, предназначенные для детей и подростков, далеко не всегда проходили экспертизу эффективности до или после их практического внедрения. Несмотря на это, общественное мнение считает повсеместное внедрение программ в школах желательным.

Следовательно, проблемы наркомании в США, Англии, Голландии, Нидерландах, Польше, Швеции и России во многом схожи, порой даже аналогичны, но методы их решения и достигнутые результаты в решающей степени зависят от экономических, социально-политических и культурных условий, что представляет научный и практический интерес. Безусловно, организационные научные и другие характеристики отечественной и зарубежной систем профилактики молодежной наркомании трудно сопоставимы, однако сущность объекта, на который они воздействуют, одна и та же.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: