ВВЕДЕНИЕ
Экономические реформы в России создали условия для повышения деловой активности экономических субъектов страны. В этих условиях на первый план выдвигаются проблемы финансового управления предприятием.
Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.
Поэтому система бюджетирования является одним из инструментов финансовой политики направленной на более эффективное управление организацией.
|
|
Целью работы является исследование системы бюджетирования в управлении финансовыми потоками.
В работе поставлены задачи:
-раскрыть сущность и принципы финансового планирования;
-сформулировать основные принципы, функции бюджетирования, а также процесс его построения;
-исследовать систему бюджетирования на примере конкретного хозяйствующего субъекта;
-выявить проблемы и определить перспективы развития системы бюджетирования на примере ЗАО “ФК “Зенит”.
Объектом исследования является бюджетирование как система оптимизации расходов и обеспечения покрытия финансовыми ресурсами из различных источников. Предметом анализа является система бюджетирования ЗАО “ФК “Зенит”.
В работе используются методы: приёмы определения потребностей в финансовых и других ресурсах, определения структуры источников финансирования, а также нормативный метод.
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Сущность и основные принципы финансового планирования
В экономической литературе [1,2,3 и др.] встречаются близкие понятия: “планирование” и “бюджетирование”. Несмотря на кажущуюся простоту трактовки, у каждого понятия есть свое специфическое определение несущее определённую нагрузку:
-план- это результат планирования как процедуры отбора долго- и краткосрочных целевых ориентиров, а также формулирования тактических и стратегических планов по достижению этих ориентиров;
-бюджет- это количественный план действий и программ (составленный в терминах активов, обязательств, доходов и расходов) позволяющий выразить базовые целевые ориентиры организации в терминах финансовых и операционных целей.
|
|
Под бюджетированием понимается процесс составления генерального бюджета как совокупности взаимоувязанных функциональных (операционных, финансовых) бюджетов, позволяющих описать и структурировать деятельность фирмы в предстоящем периоде с учётом поставленных финансовых целей.
План, по своему содержанию, является намеченной на конкретный период времени программой действий с указанием целей, содержания, объектов, методов, последовательности и сроков выполнения.
Смета - документированный план денежных средств для финансирования расходов организации.[10, с. 6] Бюджетирование- это процесс подготовки, организации, и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений. [10, с. 27]
На основе внутренней финансово-хозяйственной информации организация наряду с финансовым учётом формирует систему управленческого учёта.
Управленческий учет обычно определяется как процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности организации и используется в управлении для планирования оценки и контроля затрат и результатов внутри организации. [21, с.9]
Поэтому управленческий учёт можно определить как систему информационного обеспечения организации, которая осуществляется путем сбора, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и нефинансовой информации необходимой и достаточной для управления компанией.
Само понятие управленческий учет намного шире, чем внутрипроизводственный бухгалтерский учет — это сфера учетно-аналитической деятельности, включающая кроме калькулирования себестоимости и формирования данных для отчетности внутрифирменное планирование и контроль затрат, а также анализ и информационное обеспечение управленческих решений (минимизация налоговых выплат, анализ проектов капитальных затрат и так далее).
Целями управленческого учета являются [36, с. 48]:
-оказание информационной помощи управляющим;
-контроль и прогнозирование расходов;
-выбор наиболее эффективных путей развития предприятия;
-принятие оперативных управленческих решений.
Поэтому особенности управленческого учёта можно сформулировать следующим образом [36, с.312]:
-он ориентирован на внутреннего пользователя;
-информация, получаемая из управленческого учёта, рассчитана на внутреннего пользователя;
-управленческий учет включает в себя кроме финансовых, также не финансовые показатели: показатели качества, временные показатели, время обработки одного заказа и другие показатели;
-он охватывает систему управления организацией в целом и направлен на обеспечение оптимального использования ресурсов.
Предметом управленческого учёта является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений.
Объектом управленческого учёта являются [8, с. 9]:
-издержки в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
-результаты хозяйственной деятельности организации, и её подразделений;
-внутреннее ценообразование;
-бюджетирование и внутренняя отчётность.
Основные задачи управленческого учета являются [21, с. 35]:
-определение стратегии и планирование будущих операций организации;
-контролирование её текущей деятельности;
-оптимизация использования ресурсов;
-оценка эффективности деятельности;
-анализ деятельности различных подразделений или каких-либо сторон их деятельности;
-снижение субъективности в процессе принятия решений.
Система управленческого учета предназначена для того, чтобы содействовать руководству организации принимать оптимальные решения, на стадии разработки изделия, обоснования цены, маркетинга, ассортимента продукции и так далее.
|
|
Процесс управления организацией складывается из прогнозирования, планирования, организации, координации, учёта, анализа и контроля. Эти составляющие являются функциями управления.
Планирование финансовой деятельности организации используется для целенаправленной экономической деятельности организации. Поэтому профессиональная подготовка финансово-хозяйственных планов является важным фактором успешной деятельности организации. На основе составленных финансовых планов осуществляется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Основой для разработки планов организации служит оценка намечаемых действий с учётом экономических условий, имеющихся ресурсов, а также с учётом характера отрасли, в которой действует организация.
Бизнес-план является “финансовым планом” организации, где представлены показатели финансового обеспечения деятельности фирмы и план наиболее эффективного использования имеющихся средств на основе результатов оценки текущей финансовой информации и прогноза реализации проекта.
Финансовое планирование – это составная часть планирования финансово-хозяйственной деятельности организации. Оно направлено на реализацию стратегии и решение оперативных задач фирмы.
Результаты финансовой деятельности организации представляют в виде определенной системы планово-отчётных документов: бухгалтерской отчётности, планово-нормативной информации (производственные паспорта, ценники, прейскуранты, справочники и т. п.), бизнес-плана. Они являются источниками финансовой информации.
В финансовом планировании бизнес-план является проектом по решению стоящих перед организацией задач и достижению заложенных в него результатов. То есть бизнес-план реализует план намеченных действий по решению определенной проблемы.
Основой бизнес-плана является финансовый анализ отчётности фирмы, а главным инструментом формирования бизнес-плана служит сметное планирование.
|
|
Потребность в составлении бизнес-плана, у организации возникает, тогда, когда назрел вопрос о повышении эффективности бизнеса. Бизнес-план используют для стратегического управления организацией и более эффективного использования финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов организации. Планирование служит для чёткого распределения и потребления ресурсов организации.
Бизнес-план представляет собой документ, оформленный в виде подробного, перспективного плана развития организации, служащий для организации и координации работ по реализации комплекса мероприятий и финансированию бизнес - проекта организации. [5, с. 13]
Бизнес-план, в системе бюджетирования, составляется для внутреннего использования части своей чистой прибыли в виде инвестиций в собственный бизнес.
Составление бизнес-плана влияет на систему внутреннего управления предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Это заставляет внимательно анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Бизнес-планирование выполняет следующие основные функции: прогнозирование, оптимизация, контроль, координация, интеграция и т. п.
К бизнес-плану предъявляются следующие основные требования [5, с. 17]:
-достоверность;
-своевременность;
-достаточность (минимально необходимый объём информации);
-возможность адекватного восприятия исполнителями;
-конкретность;
-краткость.
Адаптированная к Российским условиям структура бизнес-плана выглядит следующим образом [5, с. 18]:
-резюме проекта (основные положения);
-цели и основные характеристики проекта;
-план маркетинга;
-производственный план;
-инвестиционные затраты;
-эксплуатационные затраты;
-оценка эффективности проекта;
-финансовый план проекта;
-оценка рисков;
-система управления проектом.
Процесс составления бизнес-плана имеет следующий вид: собирается вся аналитическая информация, проводятся все количественные и качественные расчёты, а затем на основании информации и расчётов составляется бизнес-план.
В качестве примера можно привести структуру бизнес-плана по созданию клуба “Игра” представленной в следующей таблице:
Таблица № 1.1
Структура бизнес-плана клуба “Игра”[5, с. 18]
Наименование раздела | Нумерация страниц |
Введение | 2 |
1. Сведения об организации | 3 |
2. Определение места расположения | 5 |
3. Описание услуг | 7 |
4. Анализ целесообразности с точки зрения рентабельности и прибыльности | 10 |
5. Выбор оптимальных путей решения поставленных задач | 18 |
6. Разработка конкретных мероприятий связанных с реализацией бизнес - проекта | 23 |
7. Выводы и предложения | 30 |
В бизнес - проекте оцениваются следующие ключевые моменты [28, с. 77]:
-возможность, необходимость и объём продукции;
-потенциальные потребители;
-свой сегмент рынка;
-срок окупаемости инвестиций;
-объём необходимых капиталовложений
Исходя из выше сказанного, можно сказать, что бизнес-план является документом, согласно которому предприятие определяет своё отношение к проекту.
Основными этапами обоснования бизнес-плана являются [36, с. 22]:
1. обоснование идеи проекта и представление сведений о проекте;
2. анализ рынка, основы проектной стратегии;
3. сырьё (комплектующие материалы), потребности и стратегия поставок;
4. анализ местоположения и окружающей среды;
5. инженерная подготовка проекта и технология;
6. организация и управление предприятием;
7. определение потребности в трудовых ресурсах;
8. планирование процесса реализации проекта;
9. финансовый анализ, оценка инвестиций и финансирования проекта.
С введением в организации системы бюджетирования и управленческого учёта бизнес-план приобретает новые черты. Поэтому классификацию бизнес-планов можно представить в виде схемы представленном на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Типология бизнес-планов по объектам бизнеса [5, с.22]
Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы распределены во времени, носят вероятностный характер и не могут быть точно предсказаны.
Финансовые ресурсы организации представляют собой единственный вид ресурсов, который непосредственно и с минимальными затратами трансформируется в другие виды ресурсов. Поэтому управление финансовыми ресурсами позволяет организации обеспечить стабильность и эффективность работы.
Финансовое планирование- это процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем финансовом периоде. [2, с. 28]
В финансовом планировании проявляется роль финансов как функции распределения и контроля. Одновременно финансовое планирование является частью общей системы планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовое планирование является одним из элементов бизнес планирования.
Финансовый план предприятия должен определяться [37, с. 267]:
-обоснованностью и полнотой (источников финансовых ресурсов, доходов и денежных поступлений), а также направлений их распределения и расходования;
-достоверностью использованной информационной базой;
-сопоставимостью цен и условий, принятых в расчётах финансового плана;
-корректностью применяемых методов расчёта отдельных показателей финансового плана;
-безусловной сбалансированностью финансового плана по всем параметрам. Содержание финансового планирования в организации сводится к составлению баланса денежных доходов и расходов.
Финансовое планирование является одним из разделов бизнес-плана организации. Роль финансового планирования: определять влияние финансового плана на денежную составляющую экономики предприятия.
Задачами финансового планирования являются [37, с. 271]:
-увязка общей суммы доходов и расходов организации, в балансовой форме (включая платежи во вне и поступления целевых средств со стороны), т.е. внешняя увязка общих объёмов всех доходов и расходов;
-увязка формируемых источников финансирования с направлениями их использования на покрытие запланированных расходов(дифференцированная увязка всех позиций доходов и расходов);
-увязка планов производства, продаж, ввода в действие основных фондов и капитального строительства по натуральной и денежной составляющей этих процессов;
-обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности;
-выявление и мобилизация резервов снижения себестоимости, издержек обращения и роста прибыли организации;
-определение финансовых взаимоотношений с бюджетами, фондами и банками.
При построении финансового планирования должно соблюдаться соответствие запланированных и фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. То есть, финансовое планирование направлено на моделирование процессов финансово-хозяйственной деятельности и формирования показателей финансового состояния организации. В ходе финансового планирования реализуется принцип полноты учёта целесообразных к отражению денежных доходов и расходов, финансовых ресурсов и направлений финансирования.
Принципы планирования определяют характер и содержание системы финансового планирования организации. Для снижения влияния, на эффективную работу организации, отрицательных результатов планирования необходимо соблюдать следующие основные принципы [2, с. 27]:
1. Принцип единства. Планирование должно иметь системный характер;
2. Принцип финансового соотношения сроков. Поступление и использование средств должно происходить в установленные сроки (например, финансирование капитальных вложений, за счёт долгосрочных заёмных средств);
3. Принцип платежеспособности. Обеспечение платежеспособности на протяжении всего временного периода;
4. Принцип оптимальности. Самые выгодные условия финансирования;
5. Принцип предельной рентабельности. Определение объектов и направлений деятельности, обеспечивающих максимальную рентабельность.
6. Принцип непрерывности. Процесс планирования осуществляется систематически в рамках установленного временного цикла, а разработанные планы непрерывно сменяют друг друга;
7. Принцип гибкости. Способность планов и планирования изменять свою направленность в связи с наступлением непредвиденных обстоятельств;
8. Принцип точности. Внутрифирменные планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют внутренние и внешние условия деятельности организации.
9. Принцип участия. Каждый специалист компании становится участником планирования, независимо от занимаемой должности и специфики работы;
10. Принцип координации планов. Невозможно эффективно планировать и осуществлять финансово-хозяйственную деятельность организации без координации подразделений организации.
Цели и функции бюджетирования
Бюджет организации является финансовым планом в стоимостном выражении. Бюджет обеспечивает увязку расходов организации с доходами. Бюджет составляется на определенный период времени, как правило, до одного года.
Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.
Бюджет может охватывать различные временные периоды. Поэтому, различают стратегические, тактические и операционные бюджеты. [10, с.7]
Стратегическое бюджетирование, обычно не детализируется и охватывает основные направления развития организации в рамках значительного временного периода.
Тактические и операционные бюджеты составляются на более короткий период, чем стратегический бюджет и служат для детализации стратегического бюджета. При этом формируется информация о достижении поставленных целей наиболее эффективным путём.
Система бюджетирования определяет порядок и схему расчётов всех показателей бюджетных форм принятых в компании. Любая компания, которая делает какие-либо финансово-экономические расчёты, обязательно использует определённую финансовую модель.
Финансовая модель – это методика планирования, учёта, контроля и анализа исполнения бюджетов. [19, с.500]
Финансовая модель включает в себя в себя систему нормативов и ограничений, управленческий учёт, модель каждого бюджета и модель консолидации каждого бюджета, а также иметь формализованное описание.
Финансовая модель бюджетирования используется для составления бюджетов и обеспечения персонала организации информацией для анализа и контроля за исполнением бюджета.
В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.
В зависимости от характера и масштаба деятельности организации определяют: общие, главные, частные цели.
Можно сформулировать следующие общие цели бюджетирования [6, с. 8]:
-разработка концепции ведения бизнеса (миссии):
-планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
-оптимизация затрат и прибыли предприятия;
-координация - согласование деятельности различных подразделений предприятия;
-коммуникация - доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
-мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
-контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
-выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Исходя из этого, главные цели бюджетирования можно сформулировать следующим образом [9, с. 8]:
1. Планирование и контроль. Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.
2. Распределение ответственности – делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.
Частными целями бюджетирования можно считать [10, с.31]:
-максимизация выручки (дохода);
-минимизация затрат;
-удержание и расширение рынка сбыта;
-достижение и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;
-технологическое лидерство в отрасли;
-создание определённого имиджа организации;
-максимизация рыночной стоимости организации и др.
Бюджетирование может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.
Система бюджетирования нацелена на анализ различных вариантов финансовых последствий реализации намеченных планов, также предусматривается анализ различных вариантов изменения финансового состояния предприятия и оценки финансовой устойчивости, в условиях постоянно меняющейся рыночной среды.
Бюджетирование выполняет следующие основные функции:
1. Функция планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
2. Функция учёта. Формирует основу управленческого учёта. Позволяет получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
3. Функция контроля. Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет выявить отклонения от плановых показателей и скорректировать действия.
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
Система бюджетирования в управленческом учёте позволяет отражать: движение денежных средств, финансовых ресурсов, активов предприятия.