Экономическими показателями, определяющими целевое использование метеорологической информации являются: убытки или потери по метеорологическим причинам, предварительные затраты на предупредительные меры и прибыль (доход или экономия, получаемая потребителем, но все это за счет правильного использования метеоинформацией).
Убытки (потери) по метеопричинам - это любые материальные потери или финансовые затраты, связанные с неблагоприятными условиями погоды или неумелым использованием благоприятной погоды.
Убытки классифицируются на:
1. Возможные
,
2. Предотвращенные
,
3. Реальные
,
4. Потенциально предотвратимые
,
5. Не предотвратимые
.
Величина реальных убытков зависит от интенсивности погодных явлений, чувствительность потребителя к неблагоприятной погоде, масштабов объекта и его стоимости, заблаговременности предупреждений и оправдываемости прогнозов.
Предотвращение убытков по метеорологическим причинам требует предварительных затрат. Такие затраты проводятся как в системе Росгидромета, так и самим потребителем информации.
Для разработки всех видов прогноза необходима обширная, постоянно обновляющаяся текущая информация.
Общая стоимость прогноза за сутки определяется по формуле:
,
- стоимость исходной информации,
- стоимость ее переработки,
- стоимость разработки прогноза.
Стоимость суточного прогноза погоды на 2001 год составляла 462 руб., стоимость штормового предупреждения 550 руб., на трое суток 580 руб.
Потребитель получает прогностическую информацию ежедневно, а в случае угрозы опасных явлений - предупреждения о них. Все затраты на прогностическую информацию предусматривает предотвращение или снижение потерь по метеорологическим причинам. Это значит потребитель, получая штормового предупреждения о ОЯ, принимает необходимые производственные решения, включающие и защитные меры. В качестве защитных мер выступают определенные заградительные сооружения, прекращение отдельных видов работ, защита с/х угодий от градобития и т.д.
Эффективность защитных мер может быть оценена через отношение:

Если
- убытки не предотвращенные,
- частично предотвращенные,
- полностью предотвращенные.
Предотвращенные убытки рассматриваются и оцениваются через их стоимость, которая выражается либо в рублях, либо в натуральном измерении.
Если потребитель не пользуется метеоинформацией или ей пренебрегает, то он несет наибольшие потери в следствии не учета погоды. Использование прогнозов позволяет ему избежать непредвиденных потерь, хотя в реальных условиях потребитель несет потери как по вине прогнозиста, допускающие ошибки пропуска или ошибки страховки, так и по собственной вине при недостаточной организации защитных мер.
Для оценки экономической полезности метеорологических прогнозов рекомендуется составлять матрицу потерь:






