Изображение Конде, как политического деятеля

Принц крови априори является главной фигурой на политической арене того времени. Он играл ключевую роль в политике государства. В мемуарах Реца это положение очень ярко описано. По его мнению, Принц предстает талантливым полководцем, что всегда придавало вес в обществе и при дворе.[100] Но этот факт не позволил получить Конде звания адмирала, и это стало причиной первого разрыва отношений с Мазарини. Хотя в ту пору Конде не имел с двором тесных связей. Так Рец оценивает действия Принца как политика в ту пору: «Твердым, ровным шагом прошел он между правительством и народом, между двором и бунтовщиками, и сказал мне слова, которые память сохранила мне даже в пору самых жарких наших распрей: «Мазарини не ведает, что творит; если не принять мер, он погубит государство». На тот момент злоба и обида Принца привели его к тому состоянию, при котором он будет в стороне и не примет участия в осаде Парижа.[101] На начальном этапе Фронды Рец изображает политику Принца, как вполне миролюбивою и даже нейтральную. Вот как Рец оценивает недостатки Принца, как политика: «Принц де Конде видел зло во всей его обширности, но, поскольку храбрость была прирожденным его достоинством, не довольно этого зла боялся; он желал добра, но только на свой особенный лад: его возраст, его характер и одержанные им победы не позволяли ему соединить с энергией терпеливость; он не усвоил вовремя правила, столь необходимого властителям, — видеть в мелких неудачах жертву, какую всегда должно приносить на алтарь великих дел».[102] Таким образом, Рец показывает, то, что Конде был человеком настроения, что из-за обиды он был зол на двор. Но если двор показывал ему свою признательность и желание подружиться, Конде тут же переходит в стан двора и действует заодно с ним. Показывает желание взять осажденный Париж, применяя все свои знания, как военачальника.[103] Рец в своих мемуарах, так показывает отношение Принца к Мазарини: «принц де Конде, который в отношении Кардинала был на них либо слишком скуп, либо слишком щедр, продолжал выказывать Мазарини презрение, на мой взгляд, чрезмерное, когда речь идет о человеке, которого собираешься оставить в должности первого министра».[104] Таким образом, Рец указывает на неосмотрительность или даже недальновидность по отношению к первому министру. Принц вел себя как победитель и видимо недооценивал силу Мазарини. Однако Принц, будучи перед выбором начинать или нет гражданскую войну, был нерешителен. И эта нерешительность в принятии решений прослеживается и в дальнейшем. В своих мемуарах, Рец именно так оправдывает то, что Конде пошел на поводу у Мазарини в его политике: «вынудив принца де Конде пристать к нему, ибо Принц, поверивший, будто фрондеры вознамерились его убить, оказался в необходимости с ними бороться. Принца осуждали за то, что он попался в эту ловушку, по мне, его следовало пожалеть; трудно избежать западни в ту пору, когда самые искренние твои приверженцы полагают, что лучшее средство доказать тебе свое усердие — преувеличить грозящую тебе опасность».[105] Отношение Реца к Принцу показано в следующих строках: «Я всегда склонен был служить принцу де Конде, к которому всю мою жизнь питал почтение и любовь особенные».[106] Таким образом, в своих мемуарах Рец склонен к преуменьшению промахов и неудач Принца. Но в конце концов Принца выпускают на свободу. Он начинает активную политическую жизнь: «Принц де Конде, которого двор непрестанно склонял к примирению, изо дня в день подстрекал Парламент, чтобы сделаться более необходимым и Королеве».[107] Таким образом, исходя из этого, Рец изобразил Принца, как человека – политика с амбициями. Конде не испугался возможного повторного ареста и ринулся в пучину политических баталий. Но перед Принцем стоит вопрос о начале гражданской войны, он нерешителен, и вот как Рец это комментирует в своих мемуарах: «Он не захотел этого, ибо еще не решился на гражданскую войну, к которой бесспорно испытывал крайнее отвращение. Некоторые осуждали его за нерешительность, я же, напротив, нахожу, что следует воздать хвалу ее причине; мне противна наглость грязных душонок, которые осмелились написать и обнародовать, будто человек, бесстрашием и доблестью своей подобный Цезарю, способен был поддаться неуместной робости. Презренные и вздорные эти писаки заслуживают публичной порки».[108] Таким образом, Рец оправдывает Конде за его нерешительность, указывая на то, что данный вопрос может играть ключевую роль в истории Франции, и Принц был прав в том, что нельзя необдуманно начинать гражданскую войну. Если на политическом поприще Конде действовал нерешительно, то на поле брани Рец изображает Конде, как прирожденного полководца.[109] Во время пребывания Принца в Париже, Рец посчитал уместным включить в свои мемуары очень нелестные выражения по отношению к Принцу, со слов г-на де Фонтене: «принц де Конде повелевают в Париже лишь постольку, поскольку это позволяет самое разнузданное отребье; испанцы, немцы, лотарингцы стоят в предместьях города и грабят даже его сады».[110] Из этой характеристики следует то, что популярность Принца резко падает, и держится лишь на штыках. Результатом этого стал отъезд Принца, и закат его политической карьеры.

Королева

 

В мемуарах Реца один из главных действующих лиц присутствует Королева. В мемуаристке той эпохи королева занимала одно из центральных мест. В мемуарах Реца этот факт то же присутствует и делает ей следующую характеристику: «Королева обладала более, нежели кто-нибудь из тех, кого я знал в жизни, умом такого рода, какой был необходим для того, чтобы не казаться глупой людям, ее не знавшим. Желчности в ней было более, нежели высокомерия, высокомерия более, нежели величия, наружных приемов более, нежели истинных чувств, беспечности в денежных делах более, нежели щедрости, щедрости более, нежели корысти, корысти более, нежели бескорыстия, пристрастия более, нежели страсти, жестокости более, нежели гордости, злопамятства более, нежели памятливости к добру, притязаний на благочестие более, нежели благочестия, упрямства более, нежели твердости, и более всего поименованного — бездарности».[111]

Рец продвигается от изображения внешних проявлений поведения к качествам глубинным. В итоге приговор: полная несостоятельность. За блестящей видимостью обнажается мелкая в своей банальной заурядности и никчемности натура. Подхват одного из звеньев антитезы в следующей паре создает впечатление непрерывной логической цепочки, неумолимо ведущей от посылки «ум, призванный служить прикрытием глупости», к заключительному выводу: «полная бездарность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: