Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2003 г

Наименование показателей

доля, %

в налоговых доходах в общих доходах
1 2 3
Налоговые доходы 100,0 53,6
Налоги на прибыль 64,0 34,3
в т.ч. налог на прибыль организаций 20,4 10,9
В т.ч. налог на доходы физических лиц 43,5 23,3
из него налог на доходы с физических лиц, осуществляемых предпринимательскую деятельность без образования юридических лиц 0,3 0,1
Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы 7,6 4,1
в т.ч. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации 2,9 1,5
в т.ч. налог с продаж 4,6 2,5
Налоги на совокупный доход 4,7 2,5

Продолжение таблицы 1.5

1 2 3
В т.ч. единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства 0,7 0,4
из него единый налог для юридических лиц 0,6 0,3
из него единый налог для ПБОЮЛ 0,1 0,1
В т.ч. единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности 4,0 2,1
из него единый налог на вмененный доход для юридических лиц 1,0 0,5
из него единый налог на вмененный доход для ПБОЮЛ 2,9 1,6
Налоги на имущество 13,2 7,0
Платежи за пользование природными ресурсами 7,5 4,0
Прочие налоги, пошлины и сборы 3,1 1,7
Неналоговые доходы - 4,9
В т.ч. доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций - 3,5
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней - 40,1
Прочие безвозмездные поступления   0,4

 

Основную роль в формировании налоговых доходов местных бюджетов, как видно из таблицы, играют отчисления от налога на прибыль, муниципальная часть налогов на доходы физических лиц, налогов на имущество, а также налоги на товары (в т.ч. муниципальная часть налога с продаж, отдельные акцизы) и платежи за пользование природными ресурсами. Понятно, что в этих налогах есть определенная доля и поступлений от субъектов малого предпринимательства и занятых по найму на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей. Одновременно определенный вклад малого бизнеса имеется и в той массе средств, которая “возвращается” в муниципальный бюджет из бюджета субъекта РФ в виде безвозмездных перечислений. Однако “вычленить” в этих поступлениях доходы от малого бизнеса достаточно достоверно возможным на данных имеющейся статистики не представляется.

К раскрытию вопроса о формировании налоговых доходов имеет отношение Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584.[16] Рассмотрим некоторые моменты из этой программы, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

В настоящее время основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Собственные налоги покрывают менее 15% расходных потребностей региональных и местных бюджетов. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера. При этом полномочия по регулированию данных налогов на региональном и местном уровне весьма ограниченны.

Разграничение налоговых поступлений и иных доходов обеспечивает выравнивание вертикальных дисбалансов и позволяет сократить дотационность ряда нижестоящих бюджетов. Однако этот принцип, как отмечается в Программе, имеет ряд существенных недостатков - отсутствие на региональном и местном уровне взаимосвязи между объемом предоставляемых бюджетных услуг и уровнем налогообложения, заинтересованности органов власти субъектов и местного самоуправления в развитии налоговой базы и формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, ограничение возможностей для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики, размывание ответственности за состояние бюджетной сферы. В наибольшей степени эти недостатки проявляются в отношении регулирующих доходных источников (налогов) с ежегодно устанавливаемыми нормативами отчислений в бюджеты разных уровней.

Исходя из этого, в Программе провозглашается курс на существенное повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов, в том числе региональных и местных налогов, имея в виду создание предпосылок для перехода в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня в основном за счет собственных налогов.

Для достижения этой цели Правительство РФ считает необходимым к 2005 г.:

1) расширить налоговые полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления при одновременном предотвращении недобросовестной налоговой конкуренции и обеспечении единого налогового пространства;

2) законодательно закрепить основные доходные источники (собственные налоги, отчисления от налоговых поступлений) за региональными и местными бюджетами на постоянной (долгосрочной) основе в соответствии с установленным разграничением расходных полномочий и обязательств;

3) сократить масштабы расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, предусматривая при прочих равных условиях зачисление 100% поступлений по определенным видам налогов и сборов за бюджетом одного уровня;

4) отказаться от практики централизации поступлений по региональным и местным налогам в вышестоящие бюджеты;

5) обеспечить уплату налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, по месту фактической деятельности предприятий, ликвидировать внутренние "офшорные" зоны, ввести правовые и финансовые механизмы по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции.

В заключении главы скажем несколько слов о проекте Федерального закона РФ на 2005 год в плане формирования налоговых доходов местных бюджетов.[17]

В проекте федерального закона “О федеральном бюджете на 2005 год” предусматриваются доходы в размере 3326 млрд. руб., расходы - 3047 млрд. руб. и профицит бюджета в размере 278 млрд. руб. Усиливается по сравнению с предыдущими годами тенденция централизации финансово-бюджетной системы Российской Федерации, так как основные осуществленные в 2003-2004 годах на основании разграничения полномочий органов власти всех уровней изменения в бюджетном и налоговом законодательстве направлены на увеличение доходной базы прежде всего федерального бюджета и компенсацию потерь доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета в 2004г. прогнозируемые в 2005 г. доходы увеличатся на 35,6 млрд. руб. Однако доля доходов в ВВП снизится в 2005г. против ожидаемой оценки на 2004 г. с 20,4% до 17,77%. Изменение налогового законодательства (Федеральный закон № 95-ФЗ от 29 июля 2004г. “О внесении изменений и дополнений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах") снизило доходы федерального бюджета в 2005г. на 258.2 млрд. руб. или на 1,38 % к ВВП. Изменение бюджетного законодательства (Федеральный закон№ 120-ФЗ от 20 августа 2004г. “О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений”) привело к перераспределению доходов между уровнями бюджетной системы на основании нормативов, установленных Бюджетным кодексом, что увеличило доходы федерального бюджета на 102,1 млрд. руб. или 0,55% к ВВП. Основное влияние оказала передача 1,5 % процентов ставки налога на прибыль организаций на федеральный уровень (46,4 млрд. руб. или 0,25% ВВП), а также изменение нормативов отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей (44,89 млрд. руб. или 0,24% ВВП), передача водного налога на федеральный уровень (11,2 млрд. руб. или 0,06 % ВВП).

В целом изменение законодательства (бюджетного налогового, таможенного) снизило налоговые доходы федерального бюджета на 156 млрд. руб., а налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации - на 54 млрд. рублей.

Профицитный бюджет в течение последних трех лет позволял формировать финансовый резерв, на этой основе в 2005 году средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500.0 млрд. руб. могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации в размере 168,0 млрд. руб.

Вместе с тем, финансовая самостоятельность местного самоуправления федеральным бюджетом не гарантируется и улучшения финансового положения большинства муниципальных образований в 2005 году ожидать не следует. В частности, это обусловлено тем, что в 2005 году будет только положено начало реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления, реформы межбюджетных отношений, предусматривающих приведение в соответствие доходных и расходных полномочий всех уровней бюджетной системы.

Формирование налоговых доходов местных бюджетов в 2005 году, которое прямо не устанавливается проектом закона о федеральном бюджете, но всецело зависит от него, будет происходить в русле начала вышеназванных реформ. При этом ряд изменений в налоговом законодательстве, влияющих на формирование налоговых доходов местных бюджетов, вводится в действие начиная с 2005 года.

В соответствии с законодательством, обеспечивающим реформирование межбюджетных отношений, на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации уже в 2005 г. возлагается часть расходных обязательств местных бюджетов. В целом расходные обязательства местных бюджетов в начале реформы в 2006 году сокращаются с 1281 млрд. руб. до 717,3 млрд. руб.

При этом предусматривается покрытие расходных обязательств местных бюджетов на 30 процентов (215,5 млрд. руб.) за счет финансовой помощи и на 60 процентов (434,8 млрд. руб.) -за счет налоговых доходов. Однако, очевидно, что в ряде муниципальных образований особенно с недостаточно развитой налоговой базой основную роль в формировании доходной части бюджетов будет играть финансовая помощь, которая в соответствии с Бюджетным кодексом становится собственным доходом бюджетов всех уровней.

В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, в местные бюджеты предполагается направлять начиная с 2006 года 40 процентов поступлений от налога на доходы физических лиц (258млрд. руб. или 59 процентов от налоговых доходов местных бюджетов), в том числе 10 процентов за счет обязательной передачи регионами. Они будут распределяться между бюджетами поселений (10процентов) и бюджетами муниципальных районов (20 процентов). Кроме того, в местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов и городских округов) будет направляться 90 процентов единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (23,8 млрд. руб.) и 60 процентов единого сельскохозяйственного налога (по 30 процентов - в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов).

Начиная с 2005 г. в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие не законами субъектов Федерации, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. При этом до 1 января 2006 г. законами субъектов Федерации по-прежнему определяется порядок введения данного налога и виды предпринимательской деятельности, для которых он вводится.

Особенностью 2005 г. является то, что доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности зачисляются в местные бюджеты не по нормативу 45 процентов, как в настоящее время, а, в соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, по нормативам, утвержденным законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на 2005г.

В 2005 году транспортный налог остается региональным налогом и все поступления от него пойдут в региональные бюджеты (50,2 млрд. руб.). Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, с 2005 года исключается зачисление в местные бюджеты суммы налога на прибыль организаций по налоговой ставке в размере 2 процентов, что приведет к потере местными бюджетами примерно 58 млрд. руб. в год.

В результате этих преобразований местными остаются лишь два налога - земельный налог (54,2 млрд. руб.) и налог на имущество физических лиц (5,64 млрд. руб.). Причем это налоги поселений, которые, в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, вводятся в действие представительными органами поселений (муниципальных районов) и городских округов не ранее 1 января 2006г.(за исключением вновь созданных муниципальных образований, которые могут реализовать указанные полномочия в период с 1 января 2005 г. по 1 января 2006г.).

В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс, местные налоги муниципальных районов не устанавливаются. Кроме вышеназванных доходов в бюджеты муниципальных районов с 2006 года будет зачисляться 100% земельного налога и 100% налога на имущество физических лиц, применяемых на межселенных территориях. Однако для полного «покрытия» расходных обязательств бюджетов муниципальных районов необходимо увеличение доли налога на доходы физических лиц, которая была бы закреплена на постоянной основе за бюджетами муниципальных районов с 20 процентов до 25-30 процентов. Обусловлено это тем, что сумма «отобранных» транспортного налога и налога на доходы физических лиц составляют более 60 млрд. руб., единого налога на субъекты малого предпринимательства - 15 млрд. руб. и они не «замещаются» увеличением доли единого налога на вмененный доход с 60 до 90 процентов (23,8 млрд. руб.).

В связи с этим, а также на основании изменений, внесенных в Бюджетный кодекс (пп.3 п.3 статьи 2) в поправках к рассматриваемому законопроекту может быть отражена необходимость обязательного установления законами субъектов Федерации о бюджете субъектов Федерации на 2005 год дополнительного норматива отчислений в бюджеты вновь образованных муниципальных районов от налога на доходы физических лиц в размере не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации от указанного налога.

В связи с тем, что налоговые поступления «покроют» расходные обязательства местных бюджетов лишь примерно на 60 процентов недостающая сумма может быть получена, в том числе за счет неналоговых доходов местных бюджетов (аренда имущества, доходы от оказания услуг и т.д.).

Между тем, в настоящее время неналоговые доходы могут быть значительными доходными источниками бюджетов лишь 100-120 наиболее крупных муниципальных образований.

В этой связи, на увеличение неналоговых доходов муниципалитетов, начиная с 2005 г., повлияет установленное изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс, зачисление в местные бюджеты до разграничения государственной собственности на землю доходов от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: