Зарубежный опыт в функционировании органов местного самоуправления

 

Совершенствуя местное самоуправление, всегда целесообразно посмотреть и на свой исторический опыт, и на практику мирового сообщества.

Практика различных стран в настоящее время выработала, по крайней мере, три модели местного самоуправления, которые обеспечивают его самостоятельность, и, с другой стороны, необходимый государственный контроль[18].

Первая модель - англосаксонская. Она предусматривает самоуправление во всех звеньях, на всех ступенях административно-территориального деления. В общинах имеются только выборные органы. В мелких общинах, в которых меньше 150 человек, собирается общее собрание. А во всех остальных - выборные местные органы. Никаких назначенных чиновников сверху нет, управляются они советниками. Каждый член Совета отвечает за определенную отрасль. Исполкома нет. Имеются отрасли: дорожное хозяйство, образование, местная санитария. За каждую отрасль отвечает советник, у которого есть аппарат. Но есть и контроль. Демократии не может быть без контроля. Есть регулярные министерские инспекции (особенно Министерства по охране окружающей среды). Существует практика утверждения министерствами чиновников, которые затем утверждаются советами. Прежде чем назначить чиновника по пожарной охране, по здравоохранению, надо согласовать с соответствующим министерством. Есть целый ряд других форм государственного контроля, т.е. при любой выборности местных органов государственный контроль в той или иной форме существует, даже когда нет специально назначенных от государства уполномоченных.

Вторая - континентальная модель. На всех уровнях выборный Совет, но везде есть и назначенные представители правительства - префекты. Это государственная власть над властью местного самоуправления. Они осуществляют контроль и раньше контролировали довольно жестко. Сейчас целесообразность не проверяют, но законность проверяют всегда. Например, законность расходования средств: если деньги дали на постройку моста через речку, их нельзя потратить на обустройство клуба. Префекты могут обжаловать любое решение муниципального совета в административный суд. Специальные административные суды есть на всех уровнях. Что касается Правительства, то оно может сместить чиновника, но только в том случае, если он нарушает закон или если оказывается неработоспособным.

Третья модель. По ней пошла Латинская Америка. Назначенных представителей в местном самоуправлении нет. Но избранный населением префект утверждается затем парламентом как представитель государственной власти. Одновременно он является и председателем местного совета. В общем, он концентрирует большую власть и является представителем государственной власти. Будучи избранным населением, он легитимен в глазах населения.

Что касается ст. 12 Конституции, которая исключает органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, то она, не делает органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и не выводит их за рамки государственности. Это такой же по качеству элемент государственности. С точки зрения юридической оценки это - органы власти, как и вся вышестоящая структура.

Кроме того, признание публично-правового характера органов местного самоуправления надо рассматривать с той точки зрения, что существует тенденция к общинизации местного самоуправления. Поэтому естественно, что государство определяет и территории местного самоуправления, и объем полномочий местного самоуправления, исходя из реальных управленческих возможностей данных структур, определяемых размерами территории, социальной, производственной инфраструктурой.



Анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района

Краткая характеристика муниципального образования Солнечного района

Солнечный район образован путем выделения из Комсомольского района 21 марта 1977 года. Он относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Площадь района 31,4 тыс. кв. км, что составляет 4 процента территории Хабаровского края.

В Солнечном районе 20 населенных пунктов, которые объединены в 10 муниципальных образований. Районный центр – поселок Солнечный, находящийся на расстоянии 38 км от железнодорожной станции г. Комсомольска-на-Амуре.

Территория района пересекается Байкало-Амурской железнодорожной магистралью, вдоль которой, в основном, сформировалась вся система расселения. Внешние и внутренние транспортные связи осуществляются круглогодично по железной дороге и автомобильным транспортом.

Поверхность территории Солнечного района преимущественно горная. Равнинные пространства в ее пределах занимают не более 30 процентов и приурочены, главным образом, к долине рек Амгунь, Горин, Харпичан, Силинка и др.

Численность постоянного населения Солнечного района на начало 2004 года составила 39,3 тыс. человек, в демографическом потенциале Хабаровского края она составляет 2,7 процента. Городского населения в районе – 20,3 тыс. человек, сельского – 18,99 тыс. человек. Наиболее многонаселенными являются поселки Солнечный (15,167), Березовый (5,674), Горин (3,772), Хурмули (2,072), Горный (1,856), Эврон (1,417). Динамика численности населения Солнечного района приведена в таблице 2.1.

По сравнению с данными переписи 1989 года, численность населения района уменьшилась на 16,1 процента. Основные численные потери произошли за счет миграционного оттока. С 1999 года темпы миграционного оттока стали снижаться.

Другой причиной сокращения численности населения района является естественная убыль населения за счет роста смертности. Высокая смертность является прямым отражением ухудшения здоровья населения, его старения.

 

Таблица 2.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: