Вертикальный анализ налоговых доходов бюджета Солнечного района

Статьи налоговых доходов

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, % Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, % Сумма, тыс. руб. Удель-ный вес, %
1 2 5 3   4 6
Налоги на прибыль 49826 49,84 84802 58,95 205844 89,91
Лицензионные и регистрационные сборы 1328 1,33 1612 1,12 1090 0,48
Налоги на совокупный доход 5467 5,47 5665 3,94 2428 1,06
Налоги на имущество 13805 13,81 19135 13,30 11083 4,84
Платежи за пользование природными ресурсами 27704 27,71 30459 21,17 5872 2,56
Прочие налоги, пошлины и сборы 483 0,48 1420 0,99 2413 1,05
Местные налоги и сборы 679 0,68 380 0,26 112 0,05
Всего налоговых доходов 99971 100 143853 100 228954 100

 

Изменение структуры налоговых доходов бюджета Солнечного района, которая приведена в таблице 2.5, хорошо видно на рисунке 2.5.

Бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога составляют основную долю общего налогового дохода местного бюджета. В 2002 году она составила около 50 процентов, в 2003 году – 59 процентов, в 2004 году – 90 процентов. Таким образом, в рассматриваемом периоде поступления от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц увеличились в 1,8 раза.

Значительную долю в общих налоговых доходах местного бюджета занимают также платежи за пользование природными ресурсами. Однако их доля снизилась с 27,71 процентов (2002 г.) до 2,56 процентов (2004 г.).

Рисунок 2.5 – Изменение структуры налоговых доходов бюджета Солнечного района

 

Среди наиболее весомых налоговых доходов также необходимо отметить налоги на имущество и налоги на совокупный доход. Доля поступлений в бюджет от налога на имущество колеблется на уровне 5-14 процентов, налога на совокупный доход на уровне 1-5 процентов, однако их доля снижается на фоне общего увеличения поступлений от налога на прибыль. Такие виды налогов, как местные налоги и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, прочие налоги, пошлины и сборы имеют незначительную долю в общих налоговых доходах бюджета Солнечного района.

Объединяя результаты горизонтального и вертикального анализа можно сделать следующие выводы.

1. Доходы от налога на прибыль представляют собой основную часть общего налогового дохода местного бюджета. Это бюджетообразующий налог. В 2002-2004 гг. его доля увеличилась с 49,84 до 89,91 процентов или на 128,983 млн. руб.

2. Значительную долю в общем налоговом доходе бюджета занимают поступления платежей за пользование природными ресурсами и от налога на имущество. Однако она имеет тенденцию снижения. Поступления платежей за пользование природными ресурсами снизились на 21,832 млн. руб. Поступления от налога на имущество снизились на 2,722 млн. руб.

3. Местные налоги и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, прочие налоги, пошлины и сборы имеют незначительную долю. Они не имеют устойчивой тенденции роста или снижения.

Таким образом, в 2004 году налоговые доходы местного бюджета были представлены поступлениями от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц (на 90 процентов) и поступлениями от других видов налогов (на 10 процентов).

 

Рисунок 2.6 – Доля налоговых доходов в совокупном доходе бюджета Солнечного района

 

Если рассматривать структуру доходов бюджета района в целом (см. рисунок 2.6), то видим, что доля поступлений от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц в 2002-2004 году увеличились с 19,87 до 35,07 процентов.

Рассмотрим структуру доходов от наиболее весомых налогов в совокупном доходе бюджета района – налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами.

 

Рисунок 2.7 – Структура доходов от налога на прибыль

 

Если в 2002 году в структуре доходов от налога на прибыль основную долю (около 90%) занимали поступления от налога на доходы физических лиц, то в 2004 году их доли практически выровнялись, при этом доходы от налога на прибыль организаций занимают чуть большую (52%) долю. Это говорит об увеличении числа прибыльных организаций Солнечного района. Несмотря на снижение доли налога на доходы физических лиц, сумма доходов от него увеличивается на всем протяжении рассматриваемого периода. Это говорит о стабильном развитии малого предпринимательства в районе.

Рассматривая структуру налога на совокупный доход (см. рисунок 2.8), видим, что в 2002-2003 годах основную долю занимал единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. С внедрением в практику единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, его доля также увеличивается. Если в 2003 году она составляла всего 1,64 процента, то в 2004 году она составила уже 37,6 процентов.

 

Рисунок 2.8 – Структура доходов бюджета от налога на совокупный доход

Рисунок 2.9 – Структура доходов бюджета от налога на имущество

В структуре доходов бюджета от налога на имущество (см. рисунок 2.9) основную долю занимает налог на имущество предприятий (93-95%), однако его доля в 2004 году снизилась до 64,65 процентов за счет увеличения доли налога на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в счет погашения задолженности прошлых лет. Доходы от налога на имущество физических лиц в 2002-2003 годах снизились, а в 2003-2004 снова увеличились. Доходы от налога на имущество переходящего в порядке наследования и дарения занимает незначительную долю в общем доходе Солнечного района от налога на имущество.

 

Рисунок 2.10 – Структура доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами

 

В структуре доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами в 2002-2004 годах произошли заметные изменения. Основную долю в 2002-2003 годах занимали платежи за пользование лесным фондом, однако в 2004 году в структуре они отсутствуют. Это объясняется принятием Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», в соответствии с которым платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью зачисляются в федеральный бюджет, а доходы от использования лесного фонда в части средств, поступающих сверх минимальных ставок платы за древесину, зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты, таким образом, лишились доходов от этого вида платежей. Этим объясняется и общее снижение суммы платежей за пользование природными ресурсами Солнечного района на 112 процентов (или на 21,832 млн. руб.) в 2004 году по сравнению с 2002 годом.

Сумма поступлений и доля дохода по платежам за пользование водными объектами в структуре доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами в 2002-2004 годах снизилась, что объясняется исключением из налоговой базы платежей за сброс сточных вод в соответствии с новой главой Налогового кодекса РФ «Водный налог», а также изменением ставок налога за забор воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Снижение суммы поступлений от земельного налога наряду с увеличением их доли в общем доходе по платежам за пользование природными ресурсами объясняется изменением нормативов отчислений в краевой и местные бюджеты (не в пользу местных).

Итак, в заключение анализа неналоговых доходов бюджета Солнечного района сделаем следующие выводы.

Бюджетные доходы района непрерывно растут. В течение 2002-2004 годов они увеличились на 336,161 млн. рублей, т.е. в 2,3 раза. В структуре доходов бюджета значительно увеличились неналоговые доходы и налоговые доходы, при этом снизилась доля финансовой помощи району со стороны краевого и федерального бюджетов, призванная выравнивать уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В течение рассматриваемого периода в составе налоговых доходов местного бюджета увеличились поступления от налога на прибыль, государственной пошлины. Снизились поступления от местных налогов. По другим налоговым доходам нет устойчивой тенденции роста или снижения. К ним относятся: лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога составляют основную долю общего налогового дохода местного бюджета. В 2004 году она составила 90 процентов. Значительную долю в общих налоговых доходах местного бюджета занимают также платежи за пользование природными ресурсами. Однако их доля снижается за счет отмены норматива отчислений в местный бюджет по платежам за пользование лесным фондом, изменения ставок земельного налога и платежей за пользование водными объектами.

Среди наиболее весомых налоговых доходов также необходимо отметить налоги на имущество и налоги на совокупный доход. В структуре налогов на имущество наиболее значительным является налог на имущество предприятий. В структуре налогов на совокупный доход – единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Таким образом, увеличение бюджетных доходов Солнечного района вызвано, в основном, экономическим эффектом от развития района благодаря увеличению производства, развитию малого предпринимательства. Изменения в законодательстве, произошедшие в связи с налоговой реформой 2004 года, привели к снижению налоговых доходов местного бюджета в части платежей за пользование природными ресурсами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: