Статьи налоговых доходов | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |||
Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | Сумма, тыс. руб. | Удель-ный вес, % | |
1 | 2 | 5 | 3 | 4 | 6 | |
Налоги на прибыль | 49826 | 49,84 | 84802 | 58,95 | 205844 | 89,91 |
Лицензионные и регистрационные сборы | 1328 | 1,33 | 1612 | 1,12 | 1090 | 0,48 |
Налоги на совокупный доход | 5467 | 5,47 | 5665 | 3,94 | 2428 | 1,06 |
Налоги на имущество | 13805 | 13,81 | 19135 | 13,30 | 11083 | 4,84 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 27704 | 27,71 | 30459 | 21,17 | 5872 | 2,56 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 483 | 0,48 | 1420 | 0,99 | 2413 | 1,05 |
Местные налоги и сборы | 679 | 0,68 | 380 | 0,26 | 112 | 0,05 |
Всего налоговых доходов | 99971 | 100 | 143853 | 100 | 228954 | 100 |
Изменение структуры налоговых доходов бюджета Солнечного района, которая приведена в таблице 2.5, хорошо видно на рисунке 2.5.
Бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога составляют основную долю общего налогового дохода местного бюджета. В 2002 году она составила около 50 процентов, в 2003 году – 59 процентов, в 2004 году – 90 процентов. Таким образом, в рассматриваемом периоде поступления от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц увеличились в 1,8 раза.
|
|
Значительную долю в общих налоговых доходах местного бюджета занимают также платежи за пользование природными ресурсами. Однако их доля снизилась с 27,71 процентов (2002 г.) до 2,56 процентов (2004 г.).
Рисунок 2.5 – Изменение структуры налоговых доходов бюджета Солнечного района
Среди наиболее весомых налоговых доходов также необходимо отметить налоги на имущество и налоги на совокупный доход. Доля поступлений в бюджет от налога на имущество колеблется на уровне 5-14 процентов, налога на совокупный доход на уровне 1-5 процентов, однако их доля снижается на фоне общего увеличения поступлений от налога на прибыль. Такие виды налогов, как местные налоги и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, прочие налоги, пошлины и сборы имеют незначительную долю в общих налоговых доходах бюджета Солнечного района.
Объединяя результаты горизонтального и вертикального анализа можно сделать следующие выводы.
1. Доходы от налога на прибыль представляют собой основную часть общего налогового дохода местного бюджета. Это бюджетообразующий налог. В 2002-2004 гг. его доля увеличилась с 49,84 до 89,91 процентов или на 128,983 млн. руб.
2. Значительную долю в общем налоговом доходе бюджета занимают поступления платежей за пользование природными ресурсами и от налога на имущество. Однако она имеет тенденцию снижения. Поступления платежей за пользование природными ресурсами снизились на 21,832 млн. руб. Поступления от налога на имущество снизились на 2,722 млн. руб.
|
|
3. Местные налоги и сборы, лицензионные и регистрационные сборы, прочие налоги, пошлины и сборы имеют незначительную долю. Они не имеют устойчивой тенденции роста или снижения.
Таким образом, в 2004 году налоговые доходы местного бюджета были представлены поступлениями от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц (на 90 процентов) и поступлениями от других видов налогов (на 10 процентов).
Рисунок 2.6 – Доля налоговых доходов в совокупном доходе бюджета Солнечного района
Если рассматривать структуру доходов бюджета района в целом (см. рисунок 2.6), то видим, что доля поступлений от налога на прибыль организаций и доходы физических лиц в 2002-2004 году увеличились с 19,87 до 35,07 процентов.
Рассмотрим структуру доходов от наиболее весомых налогов в совокупном доходе бюджета района – налога на прибыль, налога на совокупный доход, налога на имущество, платежей за пользование природными ресурсами.
Рисунок 2.7 – Структура доходов от налога на прибыль
Если в 2002 году в структуре доходов от налога на прибыль основную долю (около 90%) занимали поступления от налога на доходы физических лиц, то в 2004 году их доли практически выровнялись, при этом доходы от налога на прибыль организаций занимают чуть большую (52%) долю. Это говорит об увеличении числа прибыльных организаций Солнечного района. Несмотря на снижение доли налога на доходы физических лиц, сумма доходов от него увеличивается на всем протяжении рассматриваемого периода. Это говорит о стабильном развитии малого предпринимательства в районе.
Рассматривая структуру налога на совокупный доход (см. рисунок 2.8), видим, что в 2002-2003 годах основную долю занимал единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. С внедрением в практику единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, его доля также увеличивается. Если в 2003 году она составляла всего 1,64 процента, то в 2004 году она составила уже 37,6 процентов.
Рисунок 2.8 – Структура доходов бюджета от налога на совокупный доход
Рисунок 2.9 – Структура доходов бюджета от налога на имущество
В структуре доходов бюджета от налога на имущество (см. рисунок 2.9) основную долю занимает налог на имущество предприятий (93-95%), однако его доля в 2004 году снизилась до 64,65 процентов за счет увеличения доли налога на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в счет погашения задолженности прошлых лет. Доходы от налога на имущество физических лиц в 2002-2003 годах снизились, а в 2003-2004 снова увеличились. Доходы от налога на имущество переходящего в порядке наследования и дарения занимает незначительную долю в общем доходе Солнечного района от налога на имущество.
Рисунок 2.10 – Структура доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами
В структуре доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами в 2002-2004 годах произошли заметные изменения. Основную долю в 2002-2003 годах занимали платежи за пользование лесным фондом, однако в 2004 году в структуре они отсутствуют. Это объясняется принятием Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», в соответствии с которым платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью зачисляются в федеральный бюджет, а доходы от использования лесного фонда в части средств, поступающих сверх минимальных ставок платы за древесину, зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты, таким образом, лишились доходов от этого вида платежей. Этим объясняется и общее снижение суммы платежей за пользование природными ресурсами Солнечного района на 112 процентов (или на 21,832 млн. руб.) в 2004 году по сравнению с 2002 годом.
|
|
Сумма поступлений и доля дохода по платежам за пользование водными объектами в структуре доходов бюджета по платежам за пользование природными ресурсами в 2002-2004 годах снизилась, что объясняется исключением из налоговой базы платежей за сброс сточных вод в соответствии с новой главой Налогового кодекса РФ «Водный налог», а также изменением ставок налога за забор воды по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
Снижение суммы поступлений от земельного налога наряду с увеличением их доли в общем доходе по платежам за пользование природными ресурсами объясняется изменением нормативов отчислений в краевой и местные бюджеты (не в пользу местных).
Итак, в заключение анализа неналоговых доходов бюджета Солнечного района сделаем следующие выводы.
Бюджетные доходы района непрерывно растут. В течение 2002-2004 годов они увеличились на 336,161 млн. рублей, т.е. в 2,3 раза. В структуре доходов бюджета значительно увеличились неналоговые доходы и налоговые доходы, при этом снизилась доля финансовой помощи району со стороны краевого и федерального бюджетов, призванная выравнивать уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В течение рассматриваемого периода в составе налоговых доходов местного бюджета увеличились поступления от налога на прибыль, государственной пошлины. Снизились поступления от местных налогов. По другим налоговым доходам нет устойчивой тенденции роста или снижения. К ним относятся: лицензионные и регистрационные сборы, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.
Бюджетообразующим налогом является налог на прибыль организаций и доходы физических лиц. Поступления от данного вида налога составляют основную долю общего налогового дохода местного бюджета. В 2004 году она составила 90 процентов. Значительную долю в общих налоговых доходах местного бюджета занимают также платежи за пользование природными ресурсами. Однако их доля снижается за счет отмены норматива отчислений в местный бюджет по платежам за пользование лесным фондом, изменения ставок земельного налога и платежей за пользование водными объектами.
|
|
Среди наиболее весомых налоговых доходов также необходимо отметить налоги на имущество и налоги на совокупный доход. В структуре налогов на имущество наиболее значительным является налог на имущество предприятий. В структуре налогов на совокупный доход – единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Таким образом, увеличение бюджетных доходов Солнечного района вызвано, в основном, экономическим эффектом от развития района благодаря увеличению производства, развитию малого предпринимательства. Изменения в законодательстве, произошедшие в связи с налоговой реформой 2004 года, привели к снижению налоговых доходов местного бюджета в части платежей за пользование природными ресурсами.