Государственная поддержка

Инфраструктура

Для развития и функционирования такого сложно организованного института, как венчурное финансирование, совершенно необходима соответствующая инфраструктура. Под инфраструктурой обычно понимают все внешние факторы, необходимые для осуществления венчурного проекта, но не зависящие непосредственно от конкретного разработчика и инвестора. В понятие инфраструктуры, однако, не входят макроэкономические показатели и политическая система, хотя эти факторы, безусловно, взаимосвязаны.

Можно выделить следующие элементы, составляющие инфраструктуру венчурного капитала: центры содействия малому предпринимательству, технопарки, коучинг-центры, ежегодные венчурные ярмарки, различные инновационные выставки. Также в понятие инфраструктуры входят законодательство и налогообложение, касающееся венчурной деятельности, наличие рынка высокотехнологичной продукции и возможность «выхода» из проинвестированных компаний. Отдельным элементом инфраструктуры можно выделить информацию (хотя она может быть включена в уже перечисленные пункты).

В местных центрах содействия малому предпринимательству предприниматель может получить первичную консультационную помощь в области законодательства и налогообложения, получения кредита, написания бизнес-плана. В центрах проводятся маркетинговые исследования и имеется доступ к информации, необходимой для предпринимательской деятельности. Такие центры существуют пока лишь в крупных городах России. Это неблагоприятно сказывается на развитии всего предпринимательского сообщества, в том числе инновационного.

В технопарках создаются условия для работы ученых, для первичного оформления разработки в инновационный проект. Технопарки должны иметь тесные связи с высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленными предприятиями; должна иметься необходимая материально-техническая, сервисная и финансовая база. Сейчас в России существует более 70 технопарков[20], Однако «их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию».[21]

Следующий элемент инфраструктуры – система коучинг-центров по венчурному предпринимательству. Такие специализированные, довольно эффективные центры занимаются поддержкой, консультированием и тренингом специалистов для венчурных фондов и инновационных компаний. Основное отличие в подготовке специалистов здесь заключается в том, что большое внимание уделяется национальным особенностям ведения венчурного бизнеса. Первые два пилотных коучинг-центра появились в 2008 году  в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

В 2005 году при содействии РАВИ получила развитие ежегодная Российская венчурная ярмарка, ставшаямероприятием федерального уровня. В 2010 году прошла последняя на данный момент Десятая Российская венчурная ярмарка, объединившая  более 200 бизнес- проектов, так или иначе связанных с внедрением российских высоких технологий. На ярмарке имеет место коммуникативная площадка, на которой технологичные компании из разных регионов России, прошедшие отбор и специальную подготовку, представляют свой бизнес венчурным инвесторам, которые реально оценивают представляемые бизнесы с точки зрения вложения инвестиций.

Во время проведения ярмарки существует возможность получить всестороннюю информацию о последних тенденциях и перспективах венчурной индустрии в России, а также получить представление о технологическом потенциале и экономической привлекательности малого инновационного предпринимательства.

«Венчурные ярмарки можно рассматривать как катализатор и показатель заинтересованности компаний в инвестициях».[22] Оценки, правда, остаются по большей части умозрительными, так как имеются лишь обрывочные данные об эффективности самих ярмарок для заключения конкретных инвестиционных контрактов. Тем не менее, растущий интерес к ярмарке со стороны потенциальных инвесторов налицо. Общий список участников на последней ярмарке насчитывал более 1000 человек. «Венчурные ярмарки прямо свидетельствуют о нарастании общего числа заинтересованных в участии компаний и процента высокотехнологичных фирм среди компаний-участниц».[23]

Статистика компаний, принявших участие в пяти ярмарках,  показала, что инвестиционная готовность предпринимателей из различных федеральных округов неравномерна: Северо-Западный - 37 проц., Приволжский - 26 проц., Центральный - 24 проц., Сибирский - 9 проц., Уральский - 2 проц., Южный и Дальневосточный – по 1 проц.[24] Это говорит об эффективности созданных в двух округах-лидерах коучинг-центров по поддержке венчурных фондов. Несмотря на значительный научно-технический потенциал российских регионов, который отмечают как российские, так и зарубежные специалисты, инвестиции имеют тенденцию к сосредоточению в Москве и Санкт-Петербурге.[25] Пока что региональные компании по уровню готовности серьезно уступают двум столицам и федеральным округам, имеющим коучинг-центры.

По поводу законодательства специалисты высказывают различные мнения, но большинство из них сводится к тому, что в этой области венчурные инвесторы серьезных проблем не испытывают. «Не может не вызвать оптимизма распоряжение Правительства РФ от 21.08.2007 г., N 1187-р, которое предусматривает «... развитие и регулирование деятельности региональных и отраслевых венчурных фондов с государственным участием...».  В распоряжении особо следует выделить такие важные пункты, как  «Подготовка предложений по совершенствованию механизмов создания региональных и отраслевых венчурных фондов и повышению эффективности их деятельности» и «Подготовка предложений по совершенствованию механизма государственного участия в венчурных фондах», - говорит[26] Альбина Никконен, исполнительный директор РАВИ. С правами на интеллектуальную собственность тоже все в порядке: «Наш закон по авторскому праву – один из лучших сегодня в мире», - утверждает президент группы компаний «Электронные бизнес-системы» А.Карачинский.

Налогообложение также приемлемо: «В налогообложении венчурных фондов изменений не требуется. В последнем постановлении ФКЦБ проблема двойного налогообложения инвестиционных фондов коллективных инвестиций устранена, а это было главным препятствием для создания таких фондов».[27] Стоит, тем не менее, отметить, что, не вызывая особых трудностей, современное законодательство и налогообложение одновременно и не является фактором, сильно стимулирующим приток венчурного капитала. Именно поэтому в мае 2010 года правительство РФ предложило целый комплекс налоговых льгот для стимулирования инноваций.

Рынок высоких технологий в России развивается достаточно устойчиво, а некоторые его сектора растут даже бурно, но огромный потенциал российского рынка ограничен крайне низким платежеспособным спросом. Российский спрос на hi-tech еще довольно сильно отстает от Запада. «Выход должен быть четко ориентирован на международный рынок. А если инвестор не уверен, что технология, которая ему предлагается, в будущем может быть продана зарубежному стратегическому игроку, он не будет рисковать».[28] Таким образом, еще одним сдерживающим фактором для развития венчурного инвестирования в российский hi-tech выступает неспособность реализовать продажу высокотехнологичной продукции внутри страны.

Ситуация, связанная с практикой « выходов » венчурных инвесторов из проинвестированных ими компаний, будет обсуждена и далее в разделе «Венчурные фонды в России: зарождение, развитие и национальные особенности».В этой же части работы хотелось бы заострить внимание на способах выхода и возможностях их использования на российском рынке. Основные способы «выхода» венчурного инвестора из компании можно разделить на три условные группы: выкуп пакета акций инвестора акционерами проинвестированного им предприятия; выкуп пакета сторонней компанией (стратегическим инвестором, партнером) и «выход» через IPO (первичное предложение акций на бирже). Обратный выкуп – способ, когда сами собственники предприятий выкупают у венчурного инвестора его долю, популярен в России. Однако на данный момент в России наиболее распространен второй способ «выхода». Инвестору легче найти и продать свою долю «стратегическому партнеру», который уже работает на том же рынке, что и инвестируемая им компания. «Выход» же через процедуру IPO в настоящее время практически невозможен ввиду слабого развития фондового рынка.

Часто инвестиционная стратегия венчурных фондов в России строится, исходя из ожидаемого «выхода», ориентированного, прежде всего, на зарубежного стратегического инвестора. В этом случае инвестор, как правило, является миноритарным акционером и находится в определенной зависимости от остальных владельцев акций. Возникает проблема поиска покупателя на долю венчурного инвестора, появляется необходимость согласовывать сделку с остальными акционерами.[29] Поэтому в некоторых случаях венчурные фонды соинвестируют с западной компанией, которая впоследствии становится стратегическим покупателем.

Отдельного внимания заслуживает вопрос информации. Как показывает практика деятельности венчурных фондов, российские ученые и предприниматели имеют довольно скудные и неточные представления о сути венчурного инвестирования (в том числе, о его возможностях и недостатках), а также об уже имеющейся инфраструктуре поддержки процесса привлечения венчурных инвестиций, несмотря на уже десятилетнюю историю развития отрасли в нашей стране. Распространенной является недооценка венчурного капитала как инструмента финансирования, к невыполнению требований, предъявляемых к проектам, а также к неадекватным ожиданиям предпринимателей по отношению к венчурным инвесторам. Поэтому «деятельность Миннауки РФ, РАВИ, Российского фонда технологического развития, иных структур и компаний по пропаганде венчурного инвестирования и формированию благоприятного отношения к этому виду бизнеса в высшей степени необходима, особенно в российских деловых кругах».[30]

Более того, в силу специфики российской действительности, а также самого венчурного финансирования, и инвесторы, и высокотехнологичные фирмы склонны разглашать минимум информации о себе. Среди фондов не принято разглашать детали сделок и делиться информацией о норме прибыли и об успешных проектах. Российские предприниматели, с другой стороны, благодаря особенностям отечественного налогообложения и способам ведения бухгалтерского учета, зачастую не в состоянии предоставить инвесторам адекватных данных об активах, обороте и капиталоемкости компаний. Налицо недопонимание, недооценка, и, как следствие, низкий уровень взаимоотношений обеих сторон.

 

 

Финансирование

Помимо упомянутых в предыдущем разделе видов государственной поддержки инновационных компаний, существует еще один инструмент, с помощью которого государство может воздействовать на венчурную сферу, а именно -  выделение денежных средств. Частично этот пункт был раскрыт в разделе об участниках венчурных отношений, однако, с моей точки зрения, он требует более детального рассмотрения.

Получение кредитов малым бизнесом остается по-прежнему острой проблемой в России, эта тема широко обсуждается и все чаще находит отражение в различных дебатах, конференциях. Одной из последних встреч представителей правительства и малого бизнеса по вопросам кредитования можно считать X Всероссийскую конференцию «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России», которая состоялась в конце мая 2010 года.  Как отмечали участники конференции, низкая доступность финансовых ресурсов становится одним из главных препятствий на пути к росту влияния российского малого бизнеса. Согласно приводившимся данным, основной источник финансирования малого и среднего бизнеса в развитых странах - банковские кредиты (62 %), а в РФ на их долю приходится всего 20 %.

Выступая на конференции, министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что в 2010 году федеральный бюджет выделит 24 млрд. рублей на программу по поддержанию малого бизнеса. Она отметила, что федеральная поддержка малого бизнеса возросла в 16 раз с 2005 года, когда она составляла 1,5 млрд рублей. И если в 2009 года госсредства в основном выделялись на выдачу грантов и субсидирование процентных ставок по кредитам, то в текущем году приоритет отдается поддержке инновационных малых компаний.

Кроме того, существует ряд фондов содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Одним из них является Фонд Бортника, названный в честь его председателя, доктора технических наук, Ивана Бортника. Фонд существует уже больше 10 лет, и за это время было профинансировано большое количество инновационных компаний, большая часть из которых представляют такие структуры, как Физтех, МГУ имени Ломоносова, Томский государственный университет и.т.д. Этот фонд отмечен в этой работе не случайно - компании из выборки по исследованию, проведенному в следующей главе, получили свое первоначальное финансирование именно от этой организации. Что представляет собой дополнительный интерес в результатах опроса, проведенного среди этих компаний, так как позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в развитии этих инновационных структур, профинансированных подобным фондом.  

До 2005 года основной формой бюджетного финансирования ИиР было базовое, когда средства выделялись научной организации в целом в зависимости от численности персонала и прошлогоднего уровня затрат, и их объем не зависел от результатов работы научной организации или вуза. Доля программного финансирования – распределяемого через федеральные целевые программы (ФЦП) - составляла не более четверти бюджетных ассигнований на науку. В этих программах университеты, научно-исследовательские организации и частные компании могли участвовать на конкурсной основе в борьбе за бюджетные средства. Заказчиками ФЦП являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные академии наук.

В последние годы произошел рост ассигнований на реализацию ИиР в рамках федеральных целевых программ.

В 2008 году в Российской Федерации действовало 46 федеральных целевых программ (ФЦП), структурированных по 7 направлениям:

• развитие социальной инфраструктуры (7);

• развитие транспортной инфраструктуры (2);

• новое поколение (5);

• безопасность и экология (12);

• развитие науки и технологий (11);

• развитие регионов (6);

• развитие государственных институтов (3).

Объемы затрат всех ФЦП на исследования и разработки в 2008 году составили 61,1 млрд. руб. (в 2007 году – 49,2 млрд. рублей).

Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в состав федеральных целевых программ, в которых предусмотрены максимальные расходы на ИиР, входят четыре программы, в том числе и новая, направленная на корректировку кадровой ситуации в науке:

• «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»;

• «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы»;

• «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»;

• «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

В рамках федеральных целевых программ Правительство Российской Федерации  стало уделять больше внимания мерам, направленным на решение задач развития инновационной инфраструктуры, отработки механизмов коммерциализации результатов научно-технической деятельности, поддержке  ведущих научных школ. Кроме того, в рамках ФЦП решаются задачи привлечения внебюджетных средств. Так, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» нацелена на одновременную поддержку фундаментальных, прикладных исследований, разработок, кооперацию с промышленностью, формирование научной инфраструктуры и решение кадровых проблем науки. В частности, предусмотрены разнообразные меры по подключению бизнес сообщества к финансированию ИиР, в том числе через софинансирование работ по темам, предлагаемым самими компаниями, но в рамках государственных приоритетных направлений. Для Программы характерно также сочетание тематического (по приоритетным направлениям) и структурного (по видам решаемых задач, касающихся модернизации научного комплекса) подходов.

С 2009 года Российская академия наук также переходит на новые принципы финансирования на основе Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, которая  утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 233-р. В Программе провозглашены следующие принципы финансирования: обеспечение стабильности, концентрация ресурсов на научных направлениях, определяемых самим научным сообществом, расширение конкурентной среды, создание системы объективной научной экспертизы. При этом общее руководство реализацией Программы осуществляет координационный совет, в состав которого входят представители Правительства Российской Федерации и государственных академий наук. Планируется, что к моменту завершения данной Программы – то есть к 2012 году – удельный вес конкурсного финансирования в ассигнованиях, выделяемых РАН на ИиР, повысится с нынешних 15% до 25%.

Следует отметить, что условия выделения конкурсных бюджетных средств через механизмы ФЦП и Программы РАН пока являются недостаточно отработанными. Так, средства на выполнение проектов выделяются не в начале года, а фактически к его середине, перечисляются поэтапно, что не учитывает особенностей производственного цикла в секторе ИиР. Одновременно пересмотр общего плана работ – что должно быть естественной практикой в ходе выполнения исследований – фактически запрещен. Наконец, цикл финансирования, как правило, является годичным даже при многолетнем проекте, что затрудняет планирование всей работы.

Прирост бюджетного финансирования не сопровождался практически никакими институциональными изменениями, поэтому структура государственных расходов на ИиР осталась стабильной с точки зрения распределения финансирования по ведомствам. Главными получателями бюджетных средств на гражданские ИиР остаются, в порядке снижения размеров бюджетных ассигнований, Федеральное космическое агентство, РАН с ее региональными отделениями, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российский фонд фундаментальных исследований. Несмотря на некоторый прирост бюджетных ассигнований на ИиР в вузах, бюджет Рособразования на науку остается сравнительно небольшим.

На сегодняшний день для повышения эффективности бюджетных расходов в сфере науки, а также в целях формирования сбалансированного и устойчиво развивающегося комплекса научных организаций государственного сектора и улучшения качества и механизмов стратегического и оперативного управления сферой науки Правительство Российской Федерации утвердило Правила оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: