Существуют методы развития умений и способностей. Выделим некоторые из них, это: показ, экскурсия, инструктаж, упражнения или практические занятия.
1.Показ:
Методом показа прежде всего демонстрируется образцовое выполнение действия. Показ выполнения действия в практическом обучении используется в начале занятий, во вступительной фазе, позже – во время упражнения и, наконец, в заключительной фазе.
Показ активизирует идеомоторику учащегося, вызывая при этом подражательные стремления, которые могут приобретать механические черты.
Правильное сочетание показа и объяснения дает следующие результаты, во – первых, оно делает возможным обобщенное восприятие; во – вторых, способствует выполнению действий в конкретной ситуации. Главной целью показа является формирование в сознании учащегося модели действия. Модель становится основой выполнения учащимся определенного действия. Для показа в профессиональном обучении существуют дополнительные условия: правильный технический язык, показ инструментов в действии, ознакомление с правилами техники безопасности и гигиены труда [23, с. 469].
|
|
2. Экскурсия:
Экскурсия является формой обучения, основанной на ознакомлении учащихся с живым производственным процессом.
Она имеет огромное значение при закреплении знаний по технологии, материаловедению, машиноведению, для установления связей общеобразовательных и специальных знаний по профессии.
Различаются три стадии организации экскурсии. В подготовительной стадии преподаватель знакомится с местом, объектом будущей экскурсии, разрабатывает программу и далее информирует учащихся о цели экскурсии.
На второй стадии проводится сама экскурсия. Участники наблюдают и накапливают свои наблюдения, собирают различные данные. Третья стадия проводится во время теоретических занятий. Тогда классифицируются и обобщаются наблюдения.
Завершающим этапом экскурсии на предприятия может быть, например, изготовление технологической таблицы. Дополнительные задания такого рода активизируют участников, положительно влияют на процесс усвоения теоретического материала, который служит темой экскурсий [23,с. 470].
3. Инструктаж:
Под инструктажем понимается объяснение и показ способов трудовых действий, которые направлены на формирование представлений о правильном и безопасном выполнении этих действий и на корректировку практической деятельности учащихся. Различают вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж по изучению новой операции включает в себя характеристику операций; демонстрацию правил выполнения трудовых приемов в нормальном и замедленном темпах; указание признаков самоконтроля; постановку конкретной трудовой задачи.
|
|
Текущий инструктаж служит для исправления ошибок и выполнения трудовых приемов. Он включает в себя остановку работы учащихся; обращение внимания н6а работу ученика, допустившего ошибку; собеседование со всеми учащимися по этому поводу и заключение учителя; показ учителем правильных приемов; воспроизведение приемов учеником, допустившим ошибку.
Заключительный инструктаж включает в себя демонстрацию качественно выполненных изделий; общую характеристику работы учащихся; анализ работы учащихся, а также их оценку [23,с. 471].
4. Упражнения (практические занятия):
Важная составная часть профессионального обучения, от их уровня зависят результаты всего обучения. Организация практических занятий зависит от видов труда. В промышленном труде эту организацию диктует технология. В школьных мастерских и учебных цехах предприятий возможна очень разнообразная организация практических занятий.
Структура занятий меняется в зависимости от их конкретных целей. Занятия могут быть инструктивные, тренировочные и контрольно – проверочные.
Каждое занятие должно развивать умения и профессиональную подготовку учащихся. Всякое хорошо проведенное занятие должно отвечать следующим требованиям:
· Каждое упражнение должно иметь ясно означенную цель.
· Рассеянность внимания снижает ценность упражнения и приводит к ошибкам.
· Упражнения, проводимые в системе, приводят к успеху.
Систематическое повторение основных умений образует фундамент при формировании сложных умений, а к таковым относится большинство профессиональных умений [23,с. 472].