Слово «метод происходит из древнегреческого языка и означает «путь», «способ». Методом в профессиональной дидактике называется способ деятельности преподавателя, мастера или инструктора, с помощью которого, опираясь на сознание и активность учащихся, делается возможным усвоение ими знаний и овладение умениями, тем самым учащиеся готовятся к будущей профессиональной деятельности, формируются интересы, мировоззрения, позиции и убеждения.
Метод выбирается с таким расчетом, чтобы он способствовал достижению учебно – воспитательных целей, обеспечивал максимальную эффективность учащихся и эффективное усвоение ими программного материала, а в результате этого вел к достижению поставленных целей обучения.
В целях выполнения дидактических задач при выборе метода следует учитывать следующие условия:
1. Выбор метода обучения тесно связан с целями и содержанием обучения.
2. Выбор метода обучения зависит от своеобразия предмета. Он обусловлен учебным материалом данного предмета.
|
|
Учебно – производственная деятельность составляет основной метод овладения производственными умениями. Производственный труд учащихся – это метод характерный для профессионального обучения.
3. Выбор соответствующих методов обучения зависит от уровня подготовки учебной группы. Независимо от образования учащиеся находятся на разных уровнях развития. Успех обучения в значительной степени зависит от применения методов, соответствующих дидактической ситуации, а точнее – от подготовки учащихся и их умений.
4. Большое значение имеет применение методов, которые могут быть использованы для решения задач, вытекающих из дидактических целей. Дидактический процесс начинается, как правило, с того, что преподаватель знакомит учащихся с некоторыми фактами. При этом он прибегает к рассказу или лекции, иногда рекомендует прочитать соответствующий раздел в учебнике или демонстрирует какие – либо опыты. Следующими этапами обучения являются: анализ фактов, сравнение их с уже известными фактами, выводы, и наконец, закрепление знаний.
5. При выборе методов учитываются конкретные дидактические условия (дидактические средства и территориальные возможности), имеющиеся учебные пособия и оборудование требуют от преподавателя соответствующего их применения.
Общими методами обучения занимается дидактика.
Раздел дидактики посвященный общим методам, их анализу и описанию, называется общей методикой. К общим методам обучения относятся:
· Описание, рассказ, объяснение и лекция.
· Беседа и дискуссия.
· Самостоятельная работа с учебником (книгой).
|
|
· Проведение опытов (лабораторные занятия).
· Показ, демонстрация.
· Упражнение.
· Методы практического обучения.
Методы обучения непосредственно связаны с принципами обучения. Принципы производственного обучения – это главные положения и правила, которыми руководствуются мастера производственного обучения, чтобы наиболее эффективно реализовывать цели и задачи, обучения, правильно выбрать содержание, методы и формы профессиональной подготовки учащихся.
Выделяются следующие принципы профессионального обучения:
1.Принцип гуманизации профессионального обучения:
рассматривается как формирования у обучаемых системы отношений в процессе профессиональной деятельности. Построение взаимоотношений между учащимися и мастером производственного обучения, основанных на взаимопонимании, доверительности и взаимной требовательности, с обязательной совместной постановкой целей и задач, совместном анализе процесса их решения и достигнутых результатов.
2. Принцип демократизации профессионального обучения:
рассматривается как преобразование отношений между обществом, государством и учебными заведениями, между руководителями всех рангов и педагогами, между педагогами и учащимися, студентами и между самими обучаемыми.
3. Принцип единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения:
· образовательная – формирование у учащихся совокупности знаний, умений и навыков в выполнении трудового процесса, связанного с выполнением операций, приемов и действий при планировании, подготовки, осуществлении, контроле и обслуживании трудового процесса;
· воспитывающая – это означает постоянное воспитание учащихся, коллективизм, дисциплинированность, нравственность, ответственность).
· развивающая – целенаправленное развитие познавательных способностей, рациональных приемов мышления, самостоятельности.
4. Принцип обучения в процессе производительного труда:
Этот принцип предполагает формирование профессиональных умений и навыков у учащихся на основе активного участия в производительном труде. Такое обучение позволяет учащимся лучше освоить свою профессию и понять ее сложность.
5. Принцип политехнической направленности обучения:
проявляется в выработке общетрудовых, общепроизводственных умений и навыков: планирование, решение практических задач, выбор оптимальных процессов трудовых режимов и т.д.
6. Принцип связи теории с практикой:
двусторонний процесс, осуществление которого зависит от соблюдения следующих условий: теоретические знания должны быть опережающими, проверяться на практических знаниях и умениях по различным отраслям науки. При изучении теоретических положений, преподаватели опираются на производственный и жизненный опыт учащихся.
7. Принцип систематичности и последовательности:
означает необходимость обучения в определенной последовательности в строгом логическом порядке, соответствующем логике науки, труда и дидактическому требованию опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний и сформированных умений.
8. Принцип доступности и посильности:
преподаваемый материал должен соответствовать подготовке и силам учащихся.Доступность достигается путем перехода от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от конкретного к абстрактному, избегая перегрузки учащихся, чередуя отдых и труд.
9. Принцип сознательной активности:
предполагает такую организацию обучения, когда усвоение профессиональных способов деятельности не является только механическим копированием действий мастера. Учащиеся должны выполнять трудовые действия с полным пониманием всей технологии в целом и отдельных ее элементов.
10. Принцип наглядности обучения:
|
|
предполагает освоение материала на основе живого и непосредственного восприятия учащимися изучаемых явлений, процессов и способов действия или их изображения.
11. Принцип прочности усвоения знаний и умений:
производственное обучение должно проходить так, чтобы учащиеся не утрачивали ранее приобретенные знания, умения и навыки [ 23, с. 440-463].
Данные принципы необходимо чередовать и учитывать для эффективности педагогического процесса обучения.