Специфика формирования понятий у детей с нарушениями зрения

Сужение сферы чувственного познания, возникающее при слепоте, отражается в области мышления, в первую очередь именно на формировании понятий в последующем оперировании ими.

Особенности формирования понятий:

• Дивергенция - расхождение двух взаимопереплетенных и взаимообуславливающих сторон отражения действительности - чувственного и логического.

Усваивая исторически сложившиеся понятия и не получая в индивидуальном опыте соответствующих чувственных, конкретных знаний, слепые приобретают формальные, оторванные от жизни знания. Эти знания (понятия) неполноценны, т.к. в них разорваны объективно взаимосвязанные стороны действительности - единичное (отражающееся в представлениях) и общее (отражающееся в понятиях).

Дивергенция чувственного и логического в понятиях слепых приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.

Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Поэтому многие слова и выражения дети усваивают механически, не понимая смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира.

• Формальность, вербализм знаний

Ф.Н. Шемякин установил, что слепые свободно оперируют названиями цветов и в то же время затрудняются их классифицировать, т.к. в данном случае чувственное знание об объектах отсутствует, и понятия употребляются формально. При употреблении в речи названий цветов

слепорожденные, формально используют типические ассоциации (голубой - незабудка, красный - кровь, зеленый - трава и т.п.), то есть всегда связывают цвет с определенным предметом, что говорит об отсутствии представления и обобщенности знания.

Отсутствие конкретного, чувственного наполнения понятия ведет не только к формализму, но и к искажению их содержания. Так, в опытах Н.С. Костючек слепые дети, усвоившие понятия без опоры на представления, неверно их трактуют, определяя, например, коршуна как водоплавающую птицу (после прочтения “Сказки о царе Салтане”, где в контексте рядом с лебедем употребляется коршун)

У слепых наиболее часто наблюдается недостаточное осознание понятий, сужение их смыслового содержания из-за недостаточного конкретным наполнением понятий чувственным содержанием.

Догматическое усвоение понятий и формальное оперирование ими могут быть преодолены путем конкретизации знаний, формирования новых и коррекции имеющихся представлений на основе широкого использования наглядных пособий. Один из основных дидактических принципов - принцип наглядности - имеет для слепых особо важное значение, т.к. только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности.

Формирование реальных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте является одним из важнейших направлений коррекционно - педагогической работы. На занятиях, в играх, труде, изобразительной деятельности дети учатся зрительно обследовать предмет, овладевают компенсаторными навыками познания мира за счет активизации сохранных анализаторов, речи, мышления.

Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта даёт более полное представление о форме контура и объёме предмета, его цвете и структуре поверхности, размере предмета и его составных частей. Так воспитывается способность видеть отдельные свойства в предмете и объединять их в целостный образ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: