III. Проведение аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами на ОАО «Стиль»

1. Последовательность работ при проведении аудиторской проверки            и оформление результатов

Последовательность работ при проведении аудиторской проверки операций по расчетам с подотчетными лицами можно разделить на 3 этапа:

Этап 1 – Ознакомительный.

Этап 2 – Основной.

Этап 3 – Заключительный.

Каждый этап аудиторской проверки включает в себя соответствующие вопросы, которые должен изучить аудитор.

1-й этап. Ознакомительный.

1. Изучение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы.

2. Проверка наличия журналов учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих в командировки.

3. Проверка наличия в учетной политике или других распорядительных документах по организации сроков, на которые выдаются авансы на хозяйственно-операционные расходы, периодичности и сроков проведения инвентаризации расчетов.

4. Установление объема и состава документов, подлежащих проверке в соответствии с установленной материальностью и рабочим планом проверки.

2-й этап. Основной.

1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.

2. Аудит оформления первичных учетных документов по учету расчетов с подотчетными лицами.

3. Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами.

4. Проверка соответствия записей по выдаче, использованию и возврату подотчетных сумм, данным журнала-ордера № 7 или другого учетного регистра по счету 71.

5. Установление фактов выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса.

6. Проверка своевременности возврата неизрасходованных подотчетных сумм, выданных на командировочные и операционно-хозяйственные расходы

7. Аудит правильности отнесения на себестоимость операционно-хозяйственных расходов из подотчетных сумм и оприходования приобретенных через подотчетных лиц материальных ценностей.

8. Аудит обоснованности предъявления бюджету НДС по приобретенным материальным ценностям, оплаченным работам и услугам через подотчетных лиц.

9. Аудит правильности отнесения на себестоимость расходов по командировкам, в том числе ведения раздельного учета произведенных затрат в соответствии с установленными нормами и сверхнормативных расходов.

10. Аудит правомерности включения в совокупный доход работников для целей налогообложения сумм, превышающих расходы в пределах установленных норм (кроме сверхнормативных расходов по найму жилого помещения), а также расходов на личные нужды.

11. Проверка правильности расчетов с лицами, не работающими в организации, по служебным поездкам за счет проверяемой организации.

12. Аудит обоснованности предъявления бюджету НДС по транспортным документам, счетам гостинец, за пользование постельными принадлежностями.

13. Проверка правильности ведения раздельного учета расчетов с подотчетными лицами в валюте и параллельно в рублях.

14. Аудит правильности учета курсовых разниц по расчета с подотчетными в иностранной валюте.

15. Проверка правомерности получения в банке валюты на командировочные расходы через уполномоченных организации, своевременности и полноты ее оприходования в выдачи в подотчет.

16. Проверка своевременности и полноты возврата неизрасходованной валюты в кассу организации и ее зачисления на текущий валютный счет.

3-й этап. Заключительный.

1. Формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки.

2. Составление аудиторского отчета и представление его совместно с рабочей документацией руководителю группы.

При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить. Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета.[8]

 

Оформление результатов аудиторской проверки.

Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов — акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

    В акте аудиторской проверки с достаточной подробностью и доказательностью, однако без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие — выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

    Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

Аудиторское заключение — официальный документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае, если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

Возможны четыре вида аудиторских заключений:

· заключение без замечаний (безоговорочное заключение);

· заключение с замечаниями (заключение с оговорками);

· отрицательное заключение;

· заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

Первый вид заключения аудиторами дается в том случае, если не было обнаружено ошибок и недостатков в отчетности, а финансовое положение устойчиво и, по мнению аудиторов, не вызывает каких-либо опасений. Однако такое положение маловероятно и, скорее всего, имеет место один из двух вариантов: ошибки аудиторами найдены, но вносить соответствующие исправления нецелесообразно, либо аудиторская проверка произведена недостаточно профессионально или недобросовестно.

Заключение с замечаниями делается при выявлении аудиторами отдельных легко устранимых недостатков, в целом не меняющих положительной оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. По всем выявленным недостаткам аудиторы обязаны дать свои рекомендации и проконтролировать их выполнение.

Отрицательное заключение дается в случае выявления серьезных нарушений и запущенности бухгалтерского учета и отчетности, в связи с чем бухгалтерская документация квалифицируется как недостоверная.

Четвертый вариант завершения аудиторской проверки возможен, если аудиторам не предъявляются все материалы, необходимые для оценки состояния бухгалтерского учета и отчетности. В результате аудиторы вынуждены прекратить проверку, официально уведомив об этом предприятие и свою вышестоящую организацию.[9]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: