Техническое обслуживание скважинных штанговых насосных установок

    Надежная работа СК достигается за счет правильно­го подбора оборудования, который зависит от технологического режима эксплуатации скважины, качественного выполнения мон­тажных работ, точного уравновешивания, своевременного прове­дения технического обслуживания и плановых ремонтов. Это особенно важно при внедрении системы автоматизации и дис­танционного контроля работы скважин, когда их обслуживание выполняется один-два раза в сутки. В таких условиях недосмотр или небрежность оператора могут привести к крупной аварии и, следовательно, к длительному простою скважины.

     После пуска СК в эксплуатацию через первые несколько дней работы следует осмотреть все резьбовые соединения и подтянуть их. В первые дни эксплуатации требуется систематически кон­тролировать состояние сборки, крепление подшипников, затяжку кривошипных и верхних пальцев на шатуне, уравновешивание, натяжение ремней, отсутствие течи масла в редукторе и.т.п, про­верять соответствие мощности и частоты вращения вала элек­тродвигателя установленному режиму работы станка. Электро­двигатель должен быть подключен к сети так, чтобы кривоши­пы вращались по стрелке, указанной на редукторе.

     В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять и смазывать узлы СК и редуктора. Места смазки, точки смазки, число этих точек, сорт смазочного материала и рекомендуемые сроки смазки оговорены соответственной нормативно-техничес­кой документацией. Если СК подвергается действию больших переменных нагрузок и эксплуатируется в условиях высоких или низких температур, повышенной влажности или пыльности, то необходимо чаще проверять его.

    При пуске в эксплуатацию нового редуктора необходимо че­рез 10-15 дн вылить из него масло и промыть керосином или соляровым маслом с целью удаления частиц металла, образую­щихся при приработке редуктора. Наличие масла в редукторе проверяют через контрольные клапаны или щупом. Для механи­зированной смены масла в редукторе, для смазки подшипнико­вых узлов СК применяют специализированные агрегаты.

     При осмотре и обследовании СК тщательно проверяют жест­кость крепления пусковой аппаратуры, которую необходимо ус­танавливать строго вертикально, особенно при установке магнит­ных пускателей, имеющих контакторные устройства. Крепление должно быть прочным, исключающим возможные сдвиги и ша­тания. Во избежание несчастных случаев при смазке, ремонте и проверке состояния СК необходимо его останавливать. При остановке СК редуктор следует затормаживать только после от­ключения электродвигателя от сети в нижнем положении плун­жера скважинного насоса. Перед пуском СК необходимо убрать все лишние предметы, которые могут мешать свободному враще­нию кривошипа.

  Во время обхода скважины и осмотра оборудования оператор обязан:

1) Проверить состояние сальникового уплотнения устьевого штока и подтянуть его. Нормальной считается такая затяжка, при которой устьевой шток имеет чуть влажную поверхность и слегка нагревается. Если после подтягивания сальник продолжа­ет пропускать, то следует остановить станок-качалку и заменить набивку. Сильный нагрев устьевого штока говорит о чрезмерной затяжке сальника или о прекращении подачи жидкости сква­жинным насосом.

2) Проверить работу механизма штанговращателя и убедиться, что колонна штанг вращается равномерно. При необходимости смазать опорный подшипник, червячную передачу и опорные втулки валика и храповика смазкой, указанной в нормативно­технической документации. Если же штанговращатель не работа­ет или останавливается периодически, то выяснить причину не­исправности и устранить ее путем регулировки и ремонта (сме­ны опорного подшипника или других деталей).

3) Проверить состояние канатной подвески, обращая внимание на целостность каната и надежность его крепления к головке ба­лансира. Канат должен закрепляться так, чтобы концы его не­много выступали наружу из втулки нижней траверсы.

4) Проверить клиноременную передачу. Следить, чтобы при работе станка-качалки ремни чрезмерно не ослаблялись и не буксовали. Проверка заключается во внешнем осмотре. Более детально ремни проверяют через 10-15 сут. при остановленном станке-качалке и заторможенном редукторе.

5) Проверить уравновешенность станка-качалки и центровку устьевого штока по положению его в отверстии нажимной гайки устьевого сальника. Если шум работы электродвигателя нерав­номерный, то станок-качалку следует остановить и уравновесить. Уравновешенность станков также периодически проверяется ам­пер-клещами

6) Проверить путем внешнего осмотра и на слух состояние кривошипно-шатунного механизма и редуктора станка-качалки. Скрип, треск или глухие удары в каком-либо узле говорят о не­исправности и необходимости более детальной проверки и ре­монта.

7) Осмотреть крепление электродвигателя, редуктора и стойки к раме станка-качалки, а также траверсы к балансиру. Особое внимание обратить на крепление шатунов к траверсе и кривоши­пу и балансира к опоре. На станках- качалках с поворотной головкой балансира следует проверять также надежность крепления и положение стопорного устройства.

8) Еженедельно проверять уровень масла в редукторе, а при подтеках масла из корпуса проверку делать ежедневно.

9) Не допускать и своевременно ликвидировать пропуски нефти и газа через фланцевые и резьбовые соединения обвязки устья и нефтегазопровода.

10) Своевременно удалять или засыпать нефть, разлитую во­круг станка-качалки и на территории скважины.

11) В зимнее время очищать от снега площадку у рамы стан­ка-качалки под кривошипами.

     Все необходимые для обслуживания скважины материалы и инструменты (штангодержатель, сальниковая набивка, зубила, гаечные ключи, лопата, ведро, кувалда, смазка и т.д.) должны хра­ниться в специальном ящике непосредственно около скважины.

         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: