Надежная работа СК достигается за счет правильного подбора оборудования, который зависит от технологического режима эксплуатации скважины, качественного выполнения монтажных работ, точного уравновешивания, своевременного проведения технического обслуживания и плановых ремонтов. Это особенно важно при внедрении системы автоматизации и дистанционного контроля работы скважин, когда их обслуживание выполняется один-два раза в сутки. В таких условиях недосмотр или небрежность оператора могут привести к крупной аварии и, следовательно, к длительному простою скважины.
После пуска СК в эксплуатацию через первые несколько дней работы следует осмотреть все резьбовые соединения и подтянуть их. В первые дни эксплуатации требуется систематически контролировать состояние сборки, крепление подшипников, затяжку кривошипных и верхних пальцев на шатуне, уравновешивание, натяжение ремней, отсутствие течи масла в редукторе и.т.п, проверять соответствие мощности и частоты вращения вала электродвигателя установленному режиму работы станка. Электродвигатель должен быть подключен к сети так, чтобы кривошипы вращались по стрелке, указанной на редукторе.
|
|
В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять и смазывать узлы СК и редуктора. Места смазки, точки смазки, число этих точек, сорт смазочного материала и рекомендуемые сроки смазки оговорены соответственной нормативно-технической документацией. Если СК подвергается действию больших переменных нагрузок и эксплуатируется в условиях высоких или низких температур, повышенной влажности или пыльности, то необходимо чаще проверять его.
При пуске в эксплуатацию нового редуктора необходимо через 10-15 дн вылить из него масло и промыть керосином или соляровым маслом с целью удаления частиц металла, образующихся при приработке редуктора. Наличие масла в редукторе проверяют через контрольные клапаны или щупом. Для механизированной смены масла в редукторе, для смазки подшипниковых узлов СК применяют специализированные агрегаты.
При осмотре и обследовании СК тщательно проверяют жесткость крепления пусковой аппаратуры, которую необходимо устанавливать строго вертикально, особенно при установке магнитных пускателей, имеющих контакторные устройства. Крепление должно быть прочным, исключающим возможные сдвиги и шатания. Во избежание несчастных случаев при смазке, ремонте и проверке состояния СК необходимо его останавливать. При остановке СК редуктор следует затормаживать только после отключения электродвигателя от сети в нижнем положении плунжера скважинного насоса. Перед пуском СК необходимо убрать все лишние предметы, которые могут мешать свободному вращению кривошипа.
|
|
Во время обхода скважины и осмотра оборудования оператор обязан:
1) Проверить состояние сальникового уплотнения устьевого штока и подтянуть его. Нормальной считается такая затяжка, при которой устьевой шток имеет чуть влажную поверхность и слегка нагревается. Если после подтягивания сальник продолжает пропускать, то следует остановить станок-качалку и заменить набивку. Сильный нагрев устьевого штока говорит о чрезмерной затяжке сальника или о прекращении подачи жидкости скважинным насосом.
2) Проверить работу механизма штанговращателя и убедиться, что колонна штанг вращается равномерно. При необходимости смазать опорный подшипник, червячную передачу и опорные втулки валика и храповика смазкой, указанной в нормативнотехнической документации. Если же штанговращатель не работает или останавливается периодически, то выяснить причину неисправности и устранить ее путем регулировки и ремонта (смены опорного подшипника или других деталей).
3) Проверить состояние канатной подвески, обращая внимание на целостность каната и надежность его крепления к головке балансира. Канат должен закрепляться так, чтобы концы его немного выступали наружу из втулки нижней траверсы.
4) Проверить клиноременную передачу. Следить, чтобы при работе станка-качалки ремни чрезмерно не ослаблялись и не буксовали. Проверка заключается во внешнем осмотре. Более детально ремни проверяют через 10-15 сут. при остановленном станке-качалке и заторможенном редукторе.
5) Проверить уравновешенность станка-качалки и центровку устьевого штока по положению его в отверстии нажимной гайки устьевого сальника. Если шум работы электродвигателя неравномерный, то станок-качалку следует остановить и уравновесить. Уравновешенность станков также периодически проверяется ампер-клещами
6) Проверить путем внешнего осмотра и на слух состояние кривошипно-шатунного механизма и редуктора станка-качалки. Скрип, треск или глухие удары в каком-либо узле говорят о неисправности и необходимости более детальной проверки и ремонта.
7) Осмотреть крепление электродвигателя, редуктора и стойки к раме станка-качалки, а также траверсы к балансиру. Особое внимание обратить на крепление шатунов к траверсе и кривошипу и балансира к опоре. На станках- качалках с поворотной головкой балансира следует проверять также надежность крепления и положение стопорного устройства.
8) Еженедельно проверять уровень масла в редукторе, а при подтеках масла из корпуса проверку делать ежедневно.
9) Не допускать и своевременно ликвидировать пропуски нефти и газа через фланцевые и резьбовые соединения обвязки устья и нефтегазопровода.
10) Своевременно удалять или засыпать нефть, разлитую вокруг станка-качалки и на территории скважины.
11) В зимнее время очищать от снега площадку у рамы станка-качалки под кривошипами.
Все необходимые для обслуживания скважины материалы и инструменты (штангодержатель, сальниковая набивка, зубила, гаечные ключи, лопата, ведро, кувалда, смазка и т.д.) должны храниться в специальном ящике непосредственно около скважины.