Для сравнительной оценки различных типов центробежных насосов их объединяют в серии по принципу геометрического подобия рабочих колес. Геометрически подобными называют такие колеса, которые имеют одинаковые соотношения между соответствующими геометрическими размерами (
,
и т. д.). В каждой серии подобных рабочих колес можно подобрать такое колесо, которое при полезной мощности
и наивысшем КПД развивает напор
и подачу для воды
. Такое колесо называют модельным, или эталонным.
Частоту вращения модельного колеса
, характеризующую быстроходность колес данной серии, называют коэффициентом быстроходности или удельной частотой вращения.
Установим связь между коэффициентом быстроходности насоса, его подачей, напором и частотой вращения.
Предположим, что рассматриваемое нами рабочее колесо имеет при какой-то частоте вращения
напор
и подачу
. Это же рабочее колесо будет развивать напор
при частоте вращения
и подаче
. Тогда, воспользовавшись соотношениями (286), (287) и (288), можно записать:
;
откуда
;
при 
. (289)
Тогда
. (290)
Для того чтобы рассматриваемый насос при напоре
имел такую же подачу, как и модельный насос (
), нужно изменить размеры колеса насоса, сохранив численные значения окружной, входной и выходной скоростей. На основании равенства окружных скоростей
при входе можем написать
,
.
При одинаковой входной скорости
и
подача насосов будет пропорциональна площадям входных сечений.
.
Имея в виду, что
, получим
.
После подстановки в последнюю зависимость выражений для
по формуле (289) и
по формуле (290) получим формулу для определения коэффициента быстроходности насоса:
. (291)
Для насосов с двусторонним входом жидкости в колесо в формуле (291) вместо
следует принять
.
В настоящее время вместо коэффициента быстроходности
вводится понятие удельной частоты вращения
, которую определяют по формуле
. (292)
Число
аналогично
и является критерием подобия лопастных насосов и режимов их работы.
В зависимости от величины коэффициента быстроходности и удельной частоты вращения насоса различают центробежные насосы [8]:
| тихоходные |
|
|
| нормальные |
|
|
| быстроходные |
|
|
осевые и
|
|
|
Следует указать, что при коэффициенте быстроходности
применяют поршневые насосы, так как при малых значениях
в лопастных насосах возникают большие гидравлические потери внутри рабочего колеса.
Явление кавитации
Кавитация (пустотообразование). Кавитация возникает из-за чрезмерного падения давления на всасывающей стороне насоса. Для нормальной работы насоса необходимо, чтобы давление в жидкости в нем было больше давления насыщенных паров жидкости при данной температуре.
При пониженном давлении в рабочем колесе внутри жидкости образуются пустоты, наполненные паром. Пузырьки пара, двигаясь вместе с жидкостью по лопаткам рабочего колеса, попадают в область более высоких давлений, где происходим резкое сжатие и конденсация пузырьков пара. Пузырьки исчезают, и на их место со значительной скоростью устремляется жидкость. В результате - происходят местные гидравлические удары. Если пузырьки находились на поверхности твердых тел, то эти явления ударного характера приводят к выкрашиванию отдельных частей металла и выходу насоса из строя.
Кавитация нарушает нормальное движение жидкости в рабочем колесе насоса, она меняет свое агрегатное состояние – вскипает, подача, напор, мощность и КПД падают; ограничивает высоту всасывания.
Выразим допустимую высоту всасывания через кавитационный допустимый запас, т.е. превышение полного напора во всасывающем патрубке насоса над напором, соответствующим давлению насыщения паров жидкости
, (293)
| где |
| - абсолютное давление во всасывающем патрубке насоса; |
| - скорость жидкости во всасывающем патрубке насоса; | |
| - давление насыщенных паров жидкости. |
Кавитационный запас, при котором возникает кавитация, называют критическим кавитационным запасом
. Для установления
осуществляют испытания насоса, на основании которых для каждого режима работы строят кавитационную характеристику (рис. 81). Она дает зависимость напора Н и мощности
от кавитационного запаса при постоянной частоте вращения n рабочего колеса.

Рис. 81. Зависимость напора, мощности от кавитационного запаса
При кавитационных испытаниях могут возникать два критических режима работы насоса.
1-й критический режим – режим работы насоса, при котором начинается падение напора
и мощности
и ему соответствует
- местная кавитация. При работе насоса в 1-м критическом режиме
постепенно уменьшается,
и
падают и наступает 2-й критический режим. При котором возникает второй кавитационный критический запас
, при этом резко увеличивается концентрация пара и парогазовой эмульсии, поток отрывается от лопатки рабочего колеса, быстро снижаются напор
и мощность
– что приводит к полному прекращению работы насоса.
Тогда
.
С учетом коэффициента запаса К = 1,2…1,3 допустимый кавитационный запас:
. (294)
Допустимый кавитационный критический запас по формуле С.С. Руднева:
, (295)
| где |
| - кавитационный коэффициент быстроходности, величина которого зависит от конструктивных особенностей насоса ( = 800…1000);
|
| - частота вращения вала насоса. |
Допустимая вакуумметрическая высота насоса:
, (296)
| где |
| - давление насыщенных паров жидкости; |
| - абсолютное давление во всасывающем патрубке. |
Допустимая высота установки насоса. Из уравнения Бернулли:

заменяя
из уравнения (293):


Если
, то
. (297)
и
= 800…1000);






