Античность. Периодизация истории Древней Греции. Древнегреческая колонизация. Полис Древней Греции. Афины и Спарта

Предмет Всеобщей истории и его значение. Периодизация Всеобщей истории.

 

1.1 Изучение процесса развития человеческого общества в целом, для которого характерны закономерности, проявляющиеся в истории всех народов.

1.2 Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.

1.3 «Историю изучают, потому что это интересно» Марк Блок

1.4 Система «Европацентризм»:

I. Первобытность (по 5 до в. н. э.): первые признаки появления гос. образований;

II. Древность (5 в. до н. э. – 476 г.): падение Западной Римской Империи — Др. Восток и Др. Античность (Рим и Греция);

III. Средневековье (5 – 15 вв.): время магии и единорогов ☼

- Захват Константинополя, завершение феодальных войн в России (1453 г.);

- Открытие Америки, первое плавание Колумба (1492 г.);

IV. Новое время (16 – 20 вв.): воцарение капитализма;

V. Новейшее время (20 — … вв?): воцарение глобализации;

- 1929 – 1932 гг.: мировой кризис;

- мировые войны;

- глобальные проблемы;

 

Первобытность в истории человечества. Неолитическая революция, значение. Периодизация первобытности. Религиозные верования.

2.1 Пер­во­на­чаль­ный пе­ри­од в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но от­сут­ст­вие ча­ст­ной соб­ст­венно­сти, со­ци­аль­но­го рас­слое­ния, го­су­дар­ст­ва и пись­мен­но­сти. Источники: археология, этнография, рисунки, описания соседних народов.

2.2 Неолитическая революция — переход человеческих общин от присваивания к производству (садоводство, животноводство, ремесло, торговля).

Причины:

- голоценовое вымирание;

- кризис продовольствия;

- развитие духовной культуры;

Значение:

- появление бартера;

- выделение специализаций/дифференциация;

- избыток продукта;

- соц. неравенство;

--> формирование государства;

2.3 Виды периодизации:

I. Материал изготовления орудий труда:

- Каменный век: палеолит (150 – 14 тыс. лет н.), мезолит (14 – 8 тыс. лет н.), неолит (8 – 5 тыс. лет н.);

- Медный век (5 – 3 тыс. лет. н.);

- Бронзовый век (3 – 1 тыс. лет н.);

- Железный век (с 1 тыс. до н. э.);

II. Эволюция человека:

- Дриопитек (12 – 8 млн лет н.): обезьяна;

- Австралопитек (4 – 1 млн лет н.): три признака человека – кисти рук, прямохождение, головной мозг;

- Древнейший человек/питекантроп (500 тыс. лет н.);

- Неандертальцы (140 тыс. лет н.);

- Неоантропы (40 тыс. лет н.);

2.4 Религия: поклонение природе.

I. Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов);

II. Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

III. Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

IV. Анимизм — вера в существование души и духов.

V. Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

 

Особенности развития государств и обществ Древнего Востока. Значение ирригации. Социальная структура обществ Древнего Востока.

3.1 Особенности развития государств:

- развитые экономические отношения;

- крупные поселения;

- оборонительные средства (большие сооружения);

- возникновение городов;

- соц. дифференциация;

- институт рабства;

3.2 Ирригация — искусственное орошение безводных земель. Государства образовывались либо в районах с мягким климатом, либо около крупных рек. Следствие рек: отвод лишней влаги, борьба с наводнением, укрепление берегов: дамбы и плотины, орошение земель.

- стабилизация продовольства;

- возникновение культуры труда как работы;

- рычаг контроля у власти;

3.3 Социальная структура общества:

- неограниченная монархия;

- государство: верховный организатор;

- появление бюрократии (управление обществом с помощью системного аппарата);

- государство: верховный собственник земли;

 

Культура и мифология стран Древнего Востока (Древний Египет). Буддизм, основные идеи.

 

4.1 Культура и мифология Др. Египта:

I. Письменность: известен учёным по большому количеству сохранившихся надписей иероглифической письменности, выполненных на камне и папирусах. Существовала проблема его дешифровки, с которой справился французский учёный Ж. Ф. Шампольон с помощью двуязычных греко-египетских надписей. Иероглифика — множество изображений, иератика — из сокращённых их начертаний, демотика — из ещё более упрощённых.

II. Литература: погребальные тексты, письма, религиозные гимны, стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Позднее была создана повествовательная литература - результат возвышения интеллектуального класса писцов, новых культурных чувств индивидуальности.

III. Искусство: живопись (каноны, раскрашивание), археология (однообразие и масштаб), скульптуры (боги и фараоны, ремесло), музыка (флейты и арфы).

IV. Погребальные обряды: набор ритуалов, необходимых для обеспечения бессмертия души после смерти тела. Тело умершего сохраняли с помощью мумификации, а в могилу клали вещи умершего, которые понадобились бы ему в загробной жизни.

V. Мифология: не существовало одной общей религии, было большое разнообразие местных культов, сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других. Божества олицетворяли природные силы и общественные явления (как покровители). Т. е. Амон – Солнце, Тот - покровитель письменности и колдовства. После образования государства религия выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами становились равными богам.

4.2 Буддизм - одна из трёх мировых религий, зародилась в середине I тысячелетия до н. э. Более точное определение буддизма можно описать как учение о духовном просветлении.

Основы (4 благородные истины): 1 - мир несовершенен и полон страданий, 2 - источником страданий являются желание и жажда жизни, которые вращают колесо сансары, 3 - существует путь к освобождению, 4 - можно достигнуть просветления и в конечном счёте нирваны.

 

Античность. Периодизация истории Древней Греции. Древнегреческая колонизация. Полис Древней Греции. Афины и Спарта.

 

5.1 Античность - цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.

5.2 Периодизация:

I. Эгейский или крито-микенский (3 - 2 тыс. до н. э.): первые гос. образования;

II. Гомеровский (11 - 9 вв. до н. э.): формирование предполисных структур;

III. Архаический (8 - 6 вв. до н. э.) образование полисов, колонизация;

IV. Классический (5 - 4 вв. до н. э.): расцвет Афин, Пелопонесская война;

V. Эллинистический (4 - 1 вв. до н. э.): А. Македонский;

5.3 Причины колонизация:

- перенаселение;

- нехватка земель для производства достаточного количества продовольствия;

Суть - масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Чёрного морей.

Однако греки не занимались открытием новых земель, а следовали уже проторенными путями финикийцев, вытесняя предшественников. Кроме того, они не исследовали новые земли вглубь, ограничивая своё присутствие побережьями. Основными направлениями греческой колонизации были Южная Италия, Сицилия, берега Чёрного моря, Восточное и С-З Средиземноморье, устье Нила в Египте.

Результаты:

- ликвидация перенаселения континентальной Греции;

- увеличение объёма торговли;

- предпосылки господства греческих торговцев в Средиземноморье;

- распространение греческой культуры;

5.4 Полис - исходная общественная форма государства, состоящего из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра (город-государство).

5.5 К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны.

I. Спартанская община (олигархия) носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на равные участки, считалась собственностью общины, государства в целом. Эти земли обрабатывались рабским трудом.

II. Афины (демократия) представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах складывается рабовладельческое государство со сложной структурой. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. Существовало и другое: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных. Ниже всех на социальной лестнице стояли рабы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: