Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике вредных привычек у подростков с НОДА

 

Тема: «Полезные и вредные привычки. Курить - здоровью вредить».

Цели занятия: сформировать критическое отношение к курению, алкоголю и другим вредным привычкам, первоначальные представления о вреде курения; ознакомить учащихся с речевыми клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга; развивать аналитико-синтетическое восприятие, воображение.

Оборудование: плакат с надписью: «Я умею думать, я умею рассуждать - что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»; фотографии известных спортсменов; цветные карандаши; губка розового цвета; по 2 листа бумаги розового цвета на парту; банка с водой; черная тушь; кусочки наждачной бумаги; воздушный шарик в виде сердца; Школьный толковый словарь русского языка; рабочие листы.

Ход занятия:

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала. Давайте вспомним, что обозначает слово «здравствуйте», которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз. (Здоровья желаю.) А от чего зависит здоровье человека? (От его образа жизни.) Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение на плакате: Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

III. Изучение нового материала. Тему нашего занятия мы определим, выполнив первое задание в рабочих листах. Соедините только те буквы, которые написаны в кружках, прочитайте, что у вас получилось, и назовите тему урока. (Полезные и вредные привычки.). Сегодня на уроке мы поговорим о привычках. Постараемся определить влияние привычек на образ жизни человека и его здоровье. Как вы понимаете значение слова «привычка». (То, что человек делает постоянно.) (Воспитатель показывает Школьный толковый словарь русского языка М. С. Лапатухина.) Давайте посмотрим значение этого слова в Школьном толковом словаре: Привычка — это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. Есть полезные и вредные привычки. Как выдумаете, что такое полезные и вредные привычки? (Мнения детей.)

Полезные привычки — хорошие, не вредят, а помогают здоровью, например: делать зарядку, быть аккуратным, не опаздывать, соблюдать режим дня и другие. Вредные привычки - это плохие, например: грызть ногти, курить, читать лежа, обманывать; они вредят здоровью, портят отношение с людьми. В задании 2 в рабочих листах распределите с помощью стрелочек слова на две группы (на полезные и вредные привычки). (Дети выполняют.)

IV. Физкультминутка

Сцепите за спиной руки и присядьте несколько раз. Ладони соедините и поднимите руки вверх над головой, держите осанку. Руки за голову, наклоны влево-вправо. Наклоны вперед-назад. Круговое движение туловищем вправо, руки за головой. Круговое движение туловищем влево, руки за головой. Руки вниз, держать осанку.

Упражнение для снятия усталости с глаз:

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза.)

V. Продолжение изучения материала. Как можно назвать то, что мы с вами сейчас проделали? (Разминка, зарядка.). Это полезная привычка? (Да.) На сегодняшнем уроке мы особое внимание уделим одной вредной привычке. Вы сможете о ней догадаться, прослушав отрывок из сказки С.

Михалкова «Как медведь курительную трубку нашел».

Нездоровиться мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломот

Ничего почти не ем — Аппетит пропал совсем! Начал раньше спать

ложиться, Да не сплю! Никак не спится! Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам, Сердце колет, в лапах дрожь... Пропадаю!

Кто догадался, о чем мы будем говорить в этой части урока? (О вреде

курения.). Верно, и эту часть урока так и назовем: «Курить - здоровью вредить». Ребята, скажите, а было ли у вас когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно невкусное? А что это было? (Мнения детей.). А кто-нибудь из вас пробовал курить? (Мнения детей.). Скажите, а табак - это вещество неприятное или приятное на вкус? (Неприятное.). Люди употребляют, курят его, потому что он содержит никотин — это вещество, вызывающее привыкание. Послушайте страшные факты о никотине. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли, лошадь - от 1 капли. Для человека смертельная доза составляет 2—3 капли никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, не в один прием. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. (Воспитатель сопровождает свой рассказ рисунками.).

А сейчас я прочитаю вам печальное письмо от девочки Оли в редакцию газеты «Наши питомцы»: Нам подарили попугайчика. Его звали Кеша. Он был нашим общим любимцем. Но так уж вышло, что Кеша играть любил больше со мной. Но вот однажды нежданно-негаданно случилась беда. Вдруг мой любимец заболел. Болел он недолго - всего 4 дня. И вот он умер. Мы с мамой и братом похоронили его. Я спросила брата: «Почему он погиб?». Его любимым местом была кухня. К сожалению, там курили. Мы сами старались не дышать этим дымом и уходили из кухни. А Кешу никак нельзя было выманить оттуда. Табачный дым сделал свое дело. Если 1 грамм никотина убивает лошадь, то сколько же надо было его для такой крохи? Какое у вас возникло отношение к курению после этих фактов? (Мнения детей.). Итак, в табачном дыме содержатся вредные или полезные для здоровья вещества? (Вредные.).

Рассмотрите изображение двух мальчиков в задании 3 рабочего листа. Определите, кто из них имеет вредную для здоровья привычку - курить. Укажите галочкой. Найдите соответствие в изображениях мальчиков и мужчин. Расскажите, что помогло вам найти правильный ответ. Действительно, ребята, ученые установили, что курение замедляет рост. Мальчик, который рано начал курить, рискует остаться низеньким, а курящие мужчины уже к 30 годам начинают лысеть. Кроме того, курение приводит к инфаркту миокарда (разрыву сердца) и раку легких. А сейчас, ребята, мы постараемся мысленно увидеть и нарисовать, что происходит в теле курильщика, то есть человека, который курит. Рассмотрите картинки задания 4. С помощью цветных карандашей покажите, что происходит в организме человека, который курит. В центре расположилась «злая» сигарета. Покажите на рисунке, что она «злая». (Дети изображают у сигареты злое лицо.) Свои костлявые руки она тянет к зубам, и поэтому от сигареты на зубах появляются желтые пятна. Покажите это на рисунке. (Дети выполняют. На партах у детей лежат кусочки наждачной бумаги.).

Пощупайте кусочки наждачной бумаги. (Дети щупают.) Так и язык у курильщика становится шершавым и меняет цвет с розового на желтый, серый или коричневый. Покажите это с помощью цветных карандашей. (Дети выполняют.) (Учитель показывает воздушный шарик в виде сердца, медленно сдувая его.) Сердечко у курильщика мучается и слабеет. Покажите на рисунке, что сердечку курильщика очень плохо от сигарет. (Дети выполняют.)

Какое влияние оказывает курение на легкие, мы определим из опытов. (Учитель берет губку белого цвета и опускает в банку с чистой водой. Затем вынимает и отжимает.) Так дышат легкие некурящего человека. (Учитель добавляет черную тушь в банку с водой и размешивает. Затем опускает в нее губку, вынимает и отжимает.) Что стало с губкой? (Она стала черного цвета.) Верно. Так и легкие курильщика постепенно покрываются липкой темной смолой, отчего у него появляется кашель. (У детей на партах по 2 листа розовой бумаги.). Рассмотрим два листка розовой бумаги - это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. (Дети мнут лист.) Расправьте это лист и сравните его с другим листом. (Дети выполняют.).

У курильщиков легкое становится дряблым, вялым - примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, легкие здоровые — примерно такие, как у вас немятый лист бумаги. Раскрасьте легкие курильщика в нужный цвет. Захотелось ли вам закурить после того, как вы узнали, как страдает организм курильщика? (Мнения детей.).

А теперь поиграем в игру «Да - нет» Если вы согласны - потянитесь, как перед сном. Если не согласны - топайте ногами. © Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми. © Изо рта курящего плохо пахнет. ® Он всегда в хорошем настроении. © У курящего плохой аппетит. © Легкие и сердце хорошо работают. © Курильщик плохо различает вкус еды. © Дым сигарет загрязняет легкие и затрудняет работу сердца. © Курильщик хорошо различает вкус еды. Курящий человек становится напряженным, раздражительным. (Мнения детей.). Однако курящие люди очень часто предлагают и другим закурить. Причем делают это очень настойчиво. Сегодня на уроке мы научимся им отказывать.

Первый вариант отказа: Надо посмотреть прямо в глаза тому, кто предлагает сигарету, и спокойно, но очень уверенно сказать: «Нет! Я хочу долго жить». Давайте отрепетируем этот вариант отказа. (Воспитатель вызывает к доске двух детей. Один предлагает сигареты, второй повторяет отказ.)

Второй вариант отказа: На предложение закурить надо сделать рукой решительный отстраняющий жест и громко сказать жесткое «НЕТ!» Кто хочет показать этот жест? (Дети по желанию выходят к доске.)

Третий вариант отказа: Исподлобья, опустив подбородок, презрительно сощурив глаза, сказать: «НЕТ! И ТЕБЕ НЕ СОВЕТУЮ!» Давайте все вместе изобразим на лице презрение к курильщику. (Дети выполняют.)

Следующее задание выполним в рабочих листах задание 5. Вам предлагают покурить, но вы уже знаете, как это вредно, и отвечаете отказом. Каким образом вы это сделаете? Отметьте крестиком ваши действия или ответ. А теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт те дети, кто против вредных привычек. Выполним упражнение «К солнышку». Поднимите высоко руки, встаньте на носочки и потянитесь как можно больше вверх. Теперь закройте глаза, мысленно произнесите себе слова: «Я умею думать, я умею рассуждать - что полезно для здоровья, то и буду выбирать!» и постарайтесь простоять в таком положении как можно дольше. (Дети выполняют упражнение.)

Вредно не только курить, но и находиться в помещении, где курят другие. Поэтому очень важно помочь курящим отказаться от этой вредной привычки. А сейчас я вам прочитаю высказывания, которые, возможно, заставят вас улыбнуться:

Ø Курильщик с двадцатилетним стажем может не опасаться, что его обворуют, потому что клокочущий в груди его кашель предупредит ночных воров, что в доме кто-то есть.

Ø Курильщику хорошо, он может не стучаться к соседу, тот и так услышит, что на пороге гость.

Объясните, как вы поняли это высказывание. (Мнения детей.). Во Франции издавна избавлялись от вредных насекомых с помощью табака. Иван Васильевич предложил своему некурящему соседу по коммунальной квартире закурить. Наверное, решил избавиться от него. Заядлый курильщик может не беспокоиться, что сломает руку во время чемпионата мира по хоккею. Почему? Да потому что здоровье не позволит ему принять участие в игре. (Воспитатель помещает на доску фотографии известных спортсменов.)

Ребята, вперед вами фотографии известных спортсменов. Они никогда не курили! А сейчас, ребята, я вам расскажу одну историю: На 30 минут в гараже закрыли автомобиль с работающим двигателем, а потом проверили качество воздуха. На следующий день на 30 минут в этом же гараже оставили тлеть три сигареты. Оказалось, что воздух был загрязнен в 7 раз больше, чем от выхлопных газов автомобиля. Отсюда следует вывод - для здоровья лучше уж лежать под выхлопной трубой, чем курить. Давайте, отразим этот вывод на ваших схемах в рабочих листах. Отметьте на схеме с помощью знаков «>» и «<», что больше вредит здоровью - сигаретный дым или попадание в организм выхлопных газов — Итак, сегодня на занятии мы говорили о полезных и вредных привычках.

Послушайте памятку и запомните: Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей. Никогда не соглашайтесь «чуть-чуть» покурить или выпить вина, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдет, что вместе со старшими все можно, - не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: «Мне хочется сока, или в-о-он ту конфетку в блестящей обертке. Передайте мне ее, пожалуйста».

Никогда не соглашайся попробовать сигарету или пахучее вещество в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это неопасно, — не верьте! Никогда не соглашайтесь с теми, кто обзывает вас малышом за отказ попробовать сигарету, вина. Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными за отказ от сигареты. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый. Никогда не соглашайтесь с теми, кто утверждает, что употребление сигарет приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление сигарет и алкоголя влечет за собой болезнь, преждевременную старость, дряхлость. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что сигареты и алкоголь могут помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите, их так много вокруг - улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.

Внимательно рассмотрите каждое яблочко в задании 7. Раскрасьте зеленым карандашом листочки яблок с полезными для здоровья привычками, коричневым карандашом - с вредными для здоровья привычками.

VI. Подведение итогов занятия. Какие привычки вы уже знаете? Назовите полезные привычки. Как они влияют на здоровье человека? Назовите вредные привычки. Как они влияют на здоровье человека? Расскажите, какой вред наносит здоровью человека курение. Какими фразами и действиями вы можете защитить себя от ку­рильщика, предлагающего и вам испортить свое здоровье. Почему опасно находиться в комнате, где курят? Домашнее задание. Дома нарисуйте плакат, который должен помочь курящим людям бросить курить.

 

              



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности чело­века. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi— образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы формирования и профилактики от вредных привычек у учащихся с НОДА.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М.: «Наука», 1994. – 98 с.

2. Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. – М.: «Наука», 2002. – 112 с.

3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1993 – 198 с.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: «Мысль», 2003. – 304 с.

5. Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика алкоголизма. – М.: Просвещение, 1997. – 57 с.

6. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М.: Мысль, 1991. – 155 с.

7.  Дети с отклонениями в развитии / Под ред. Н. Д. Шматко. – М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 128 с.

8.  Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Белячевой.- М.: «Мысль», 1999. – 127 с.        

9.  Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2005. – 126 с.

10. Калижнюк Э. С. Психогенные реакции и особенности формирования личности при детских церебральных параличах. - М.: «Наука», 2005. – 143 с.

11. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М.: Просвещение, 2002. – 78 с.

12.  Кириченко Е. И. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах // Журнал невропатологии и психиатрии. – 2002. – № 9. – С. 9-12.

13. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. И. А. Смирновой – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 99 с.

14. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: «Просвещение», 2001. – 215 с.

15.  Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. – М.: «Наука», 2001. - 76 с.

16. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: «Речь», 2001. – 220 с.

17. Манова-Томова И. С., Пирьов Г. Д., Пеушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. – М.: «Наука», 1999. – 189 с.

18. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 2000. – 128 с.

19. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. - М., 2002. – 309 с.

20. Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб, 1995. – 332 с.

21.  Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. – СПб.: «Питер», 2001. – 314 с.

22.  Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: «Наука», 2004. – 254 с.

23.  Шипицина Л. М., Сергеева Т. А., Политова А. В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии. – СПб.: «Питер», 2001. – 187 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: